Либерализация рынка железнодорожных грузовых перевозок: за и против

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Либерализацию рынка грузовых перевозок и связанные с этим риски обсудили в режиме «онлайн» участники круглого стола «Железнодорожные перевозки грузов: проблемы и решения», передает Rail-news.kz.

Организатором мероприятия выступили АО «НК «ҚТЖ», СТК «KAZLOGISTICS», НИИ ТК, АНИП и КазАПО. Участники заседания дали объективную оценку складывающейся ситуации с частными перевозчиками и их влиянию на эффективность системы грузовых перевозок на магистральной железнодорожной сети. Заместитель председателя СТК Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко отметил, что сегодня необходим анализ регуляторного воздействия дробления рынка перевозок, оценки уровня транспортных издержек для экономики, малого и среднего бизнеса, населения, а также социальных издержек.

Генеральный директор Ассоциации научно-исследовательских и проектных организаций (АНИП) Гульнара Бекмагамбетова в своем выступлении более подробно раскрыла тему частных перевозчиков. Она сообщила, что в 2019 году в рамках пилотного проекта в Казахстане два частных грузоперевозчика были допущены на магистральную железнодорожную сеть, сейчас работают еще несколько региональных перевозчиков. Она считает важным обеспечить равный доступ к услугам магистральной сети всех участников рынка. Привлечение частных инвестиций сможет оказать положительное влияние на решение проблемы нехватки подвижного состава.

По мнению Гульнары Бекмагамбетовой, доводы за институт частных перевозчиков достаточно серьезны, но есть и значительные риски. К примеру, в целях экономии средств частные перевозчики могут использовать бывшие в эксплуатации вагоны и локомотивы, а это отрицательно скажется на безопасности движения. К тому же требуется значительная работа по приведению в соответствие нормативно-правовой договорной базы в части организации перевозок и взаимодействия участников перевозочного процесса. Реализуемый пилотный проект по либерализации рынка грузовых перевозок является единственным на пространстве СНГ.

По мнению участников заседания, исследования в этом направлении необходимо продолжить для более четкого определения интересов государства, а также для того, чтобы выявить и просчитать все существующие риски и принять необходимые решения. Участники заседания также отметили необходимость улучшения подвижного состава как предпосылки для сокращения транспортных расходов и решения проблем грузовладельцев. В этой связи исследователями и бизнесом сформирован четкий пакет необходимых мер на уровне АО «НК «ҚТЖ», госорганов и НПП «Атамекен».

В свою очередь председатель научно-экспертного совета «НИИ ТК» Эдуард Каплан обратил внимание на проблемы в экспортных, импортных и внутриреспубликанских грузоперевозках. Он отметил уникальное увеличение транзитных контейнерных перевозок: с 2016 года объемы выросли в 5 раз, достигнув миллиона ДФЭ в этом году. Но, по его мнению, помимо транзитных перевозок одной из главных задач транспортно-логистического комплекса Казахстана является качественное обслуживание грузовладельцев. В настоящее время основными проблемами в этой области являются невыполнение объема перевозок, брошенные поезда, сверхнормативные простои вагонов под грузовыми операциями, недостаточный уровень развития инфраструктуры и развития инновационных логистических технологий. Для их решения Эдуард Каплан предложил расшивку транспортных узлов, где ситуация складывается критически, выявление узких мест в инфраструктуре.

– Не в вагоны надо вкладывать деньги, а в инфраструктуру. Вагоны окупаются за 10-15 лет, а эти проекты – за 4-5, – сказал он. – Рентабельность инвестиций в подвижной состав составляет всего 10%, развитие транспортных узлов – 15-20%, IT-технологии – 20-30%, обучение персо- нала, научный консалтинг – 50%.


Новости
22.11.2025
Alstom вводит в эксплуатацию колесно-токарный станок в сервисном центре в Шу
Социум
21.11.2025
Железнодорожники приняли участие в открытии коррекционно-образовательной школы
Регионы
21.11.2025
Железнодорожники прошли обучение по безопасности и охране труда в Оскеменском регионе
Регионы
21.11.2025
Ревизорский аппарат усиливает профилактику несчастных случаев на ж/д в Алматинском регионе
Пассажирские перевозки
21.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Костанай по чётным дням
Инфраструктура
21.11.2025
Теміржол жөндеу обновило 244,382 км железнодорожных путей
Социум
21.11.2025
Столичным железнодорожникам рассказали о новых мерах по предотвращению семейно-бытового насилия
Новости / Архив
21.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №97 от 21 ноября 2025 года
Инфраструктура
20.11.2025
Завершена реконструкция здания вокзала станции Макинск
Регионы
20.11.2025
Более 100 км скотоизгороди возведут в Карагандинском регионе в 2025 году
Регионы
20.11.2025
Более 150 уральских железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
Новости
20.11.2025
Лучшие посты КТСМ определил конкурс среди подразделений сигнализации и связи КТЖ
Инфраструктура
20.11.2025
Руководство КТЖ проинспектировало ход строительства обводной железнодорожной линии вокруг Алматы
Новости
20.11.2025
КТЖ подписало ряд документов в Китае
Новости
19.11.2025
Экспортеры ознакомились с инфраструктурой портов и терминалов Мангистауского региона
Новости
19.11.2025
Советник премьер-министра ознакомился с ходом строительства линии «Бахты – Аягоз» в области Абай
Новости
19.11.2025
КТЖ укрепляет сотрудничество с крупнейшими логистическими узлами Китая
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо