Либерализация рынка железнодорожных грузовых перевозок: за и против

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Либерализацию рынка грузовых перевозок и связанные с этим риски обсудили в режиме «онлайн» участники круглого стола «Железнодорожные перевозки грузов: проблемы и решения», передает Rail-news.kz.

Организатором мероприятия выступили АО «НК «ҚТЖ», СТК «KAZLOGISTICS», НИИ ТК, АНИП и КазАПО. Участники заседания дали объективную оценку складывающейся ситуации с частными перевозчиками и их влиянию на эффективность системы грузовых перевозок на магистральной железнодорожной сети. Заместитель председателя СТК Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко отметил, что сегодня необходим анализ регуляторного воздействия дробления рынка перевозок, оценки уровня транспортных издержек для экономики, малого и среднего бизнеса, населения, а также социальных издержек.

Генеральный директор Ассоциации научно-исследовательских и проектных организаций (АНИП) Гульнара Бекмагамбетова в своем выступлении более подробно раскрыла тему частных перевозчиков. Она сообщила, что в 2019 году в рамках пилотного проекта в Казахстане два частных грузоперевозчика были допущены на магистральную железнодорожную сеть, сейчас работают еще несколько региональных перевозчиков. Она считает важным обеспечить равный доступ к услугам магистральной сети всех участников рынка. Привлечение частных инвестиций сможет оказать положительное влияние на решение проблемы нехватки подвижного состава.

По мнению Гульнары Бекмагамбетовой, доводы за институт частных перевозчиков достаточно серьезны, но есть и значительные риски. К примеру, в целях экономии средств частные перевозчики могут использовать бывшие в эксплуатации вагоны и локомотивы, а это отрицательно скажется на безопасности движения. К тому же требуется значительная работа по приведению в соответствие нормативно-правовой договорной базы в части организации перевозок и взаимодействия участников перевозочного процесса. Реализуемый пилотный проект по либерализации рынка грузовых перевозок является единственным на пространстве СНГ.

По мнению участников заседания, исследования в этом направлении необходимо продолжить для более четкого определения интересов государства, а также для того, чтобы выявить и просчитать все существующие риски и принять необходимые решения. Участники заседания также отметили необходимость улучшения подвижного состава как предпосылки для сокращения транспортных расходов и решения проблем грузовладельцев. В этой связи исследователями и бизнесом сформирован четкий пакет необходимых мер на уровне АО «НК «ҚТЖ», госорганов и НПП «Атамекен».

В свою очередь председатель научно-экспертного совета «НИИ ТК» Эдуард Каплан обратил внимание на проблемы в экспортных, импортных и внутриреспубликанских грузоперевозках. Он отметил уникальное увеличение транзитных контейнерных перевозок: с 2016 года объемы выросли в 5 раз, достигнув миллиона ДФЭ в этом году. Но, по его мнению, помимо транзитных перевозок одной из главных задач транспортно-логистического комплекса Казахстана является качественное обслуживание грузовладельцев. В настоящее время основными проблемами в этой области являются невыполнение объема перевозок, брошенные поезда, сверхнормативные простои вагонов под грузовыми операциями, недостаточный уровень развития инфраструктуры и развития инновационных логистических технологий. Для их решения Эдуард Каплан предложил расшивку транспортных узлов, где ситуация складывается критически, выявление узких мест в инфраструктуре.

– Не в вагоны надо вкладывать деньги, а в инфраструктуру. Вагоны окупаются за 10-15 лет, а эти проекты – за 4-5, – сказал он. – Рентабельность инвестиций в подвижной состав составляет всего 10%, развитие транспортных узлов – 15-20%, IT-технологии – 20-30%, обучение персо- нала, научный консалтинг – 50%.


Новости
23.07.2024
Первый контейнерный поезд пройдет через Казахстан из Ирана в Китай по коридору «Север-Юг»
Новости
23.07.2024
Правила железнодорожных перевозок изменят в Казахстане
Новости / Архив
23.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №60 от 23 июля 2024 года
Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов