Либерализация рынка железнодорожных грузовых перевозок: за и против

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Либерализацию рынка грузовых перевозок и связанные с этим риски обсудили в режиме «онлайн» участники круглого стола «Железнодорожные перевозки грузов: проблемы и решения», передает Rail-news.kz.

Организатором мероприятия выступили АО «НК «ҚТЖ», СТК «KAZLOGISTICS», НИИ ТК, АНИП и КазАПО. Участники заседания дали объективную оценку складывающейся ситуации с частными перевозчиками и их влиянию на эффективность системы грузовых перевозок на магистральной железнодорожной сети. Заместитель председателя СТК Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко отметил, что сегодня необходим анализ регуляторного воздействия дробления рынка перевозок, оценки уровня транспортных издержек для экономики, малого и среднего бизнеса, населения, а также социальных издержек.

Генеральный директор Ассоциации научно-исследовательских и проектных организаций (АНИП) Гульнара Бекмагамбетова в своем выступлении более подробно раскрыла тему частных перевозчиков. Она сообщила, что в 2019 году в рамках пилотного проекта в Казахстане два частных грузоперевозчика были допущены на магистральную железнодорожную сеть, сейчас работают еще несколько региональных перевозчиков. Она считает важным обеспечить равный доступ к услугам магистральной сети всех участников рынка. Привлечение частных инвестиций сможет оказать положительное влияние на решение проблемы нехватки подвижного состава.

По мнению Гульнары Бекмагамбетовой, доводы за институт частных перевозчиков достаточно серьезны, но есть и значительные риски. К примеру, в целях экономии средств частные перевозчики могут использовать бывшие в эксплуатации вагоны и локомотивы, а это отрицательно скажется на безопасности движения. К тому же требуется значительная работа по приведению в соответствие нормативно-правовой договорной базы в части организации перевозок и взаимодействия участников перевозочного процесса. Реализуемый пилотный проект по либерализации рынка грузовых перевозок является единственным на пространстве СНГ.

По мнению участников заседания, исследования в этом направлении необходимо продолжить для более четкого определения интересов государства, а также для того, чтобы выявить и просчитать все существующие риски и принять необходимые решения. Участники заседания также отметили необходимость улучшения подвижного состава как предпосылки для сокращения транспортных расходов и решения проблем грузовладельцев. В этой связи исследователями и бизнесом сформирован четкий пакет необходимых мер на уровне АО «НК «ҚТЖ», госорганов и НПП «Атамекен».

В свою очередь председатель научно-экспертного совета «НИИ ТК» Эдуард Каплан обратил внимание на проблемы в экспортных, импортных и внутриреспубликанских грузоперевозках. Он отметил уникальное увеличение транзитных контейнерных перевозок: с 2016 года объемы выросли в 5 раз, достигнув миллиона ДФЭ в этом году. Но, по его мнению, помимо транзитных перевозок одной из главных задач транспортно-логистического комплекса Казахстана является качественное обслуживание грузовладельцев. В настоящее время основными проблемами в этой области являются невыполнение объема перевозок, брошенные поезда, сверхнормативные простои вагонов под грузовыми операциями, недостаточный уровень развития инфраструктуры и развития инновационных логистических технологий. Для их решения Эдуард Каплан предложил расшивку транспортных узлов, где ситуация складывается критически, выявление узких мест в инфраструктуре.

– Не в вагоны надо вкладывать деньги, а в инфраструктуру. Вагоны окупаются за 10-15 лет, а эти проекты – за 4-5, – сказал он. – Рентабельность инвестиций в подвижной состав составляет всего 10%, развитие транспортных узлов – 15-20%, IT-технологии – 20-30%, обучение персо- нала, научный консалтинг – 50%.


Новости
17.05.2024
Столичные абитуриенты посетили Высший колледж транспорта и коммуникации
Новости
17.05.2024
Представители порта Актау приняли участие в бизнес-форуме по транспорту в Риге
Регионы
17.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Алтай – Оскемен-1»
Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы
Новости
15.05.2024
Меры по охране общественного порядка и безопасности перевозочного процесса усилили в КТЖ
Регионы
15.05.2024
Более 10 км железнодорожного пути отремонтировали на перегоне Жарык – Дария
Регионы
15.05.2024
Оборудование планируют обновить на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки / Цифра недели
15.05.2024
Более 317 тыс. пассажиров воспользовались поездами КТЖ в майские праздники
Новости
15.05.2024
Предприятие по производству продукции для высокоскоростных железных дорог заработало в Алматы
Новости
14.05.2024
Обучение по санитарно-эпидемиологическим требованиям к вагонам прошли проводники КТЖ