Конкуренция в грузовых железнодорожных перевозках: ҚТЖ представил свое видение

Қазақстан теміржолшысы

На рынке железнодорожных грузовых перевозок нужна конкуренция, но она должна быть справедливой и к ней необходимо подготовиться. Такое мнение выразил заместитель Председателя Правления по стратегии и цифровизации АО «НК «ҚТЖ» Ануар Ахметжанов в ходе очередного выпуска онлайн эксперт-форума «Магистраль», передает Rail-news.kz.

На экспертной площадке участники форума впервые публично обсудили вопрос введения в Казахстане конкурентной модели грузовых перевозок. Реагируя на вызовы меняющегося рынка, специалисты АО "НК "ҚТЖ" не первый год работают над Концепцией формирования конкурентного рынка грузовых железнодорожных перевозок. С 2018 года частные перевозчики в пилотном режиме получили доступ на этот рынок. Сегодня уже свыше 40 компаний имеют соответствующие лицензии уполномоченного государственного органа. Есть определенные результаты, которые необходимо обсуждать, выработать совместные подходы и определить дальнейший план действий.

- Конкуренция, бесспорно, нужна. Однако к ней надо правильно подготовиться, чтобы от этого процесса все только выиграли. Несомненно, это важно для ҚТЖ, для частных перевозчиков, грузоотправителей, но, прежде всего, это важно для самой отрасли и государства, - считает заместитель Председателя Правления по стратегии и цифровизации АО «НК «ҚТЖ» Ануар Ахметжанов.
Для создания полноценных условий для конкуренции на рынке АО "НК "ҚТЖ" предлагает на первом этапе сформировать новую методику тарифов использования магистральной железнодорожной сети. Далее подготовить все необходимые нормативы, касающиеся работы отрасли в условиях множественности перевозчиков. После этого необходимо рассмотреть вопрос дерегулирования услуг локомотивной тяги, чтобы перевозчики могли работать, используя свои конкурентные преимущества.
- Учитывая важность транзитных перевозок и сохранения конкурентоспособности Казахстана, прежде всего, необходимо законодательно закрепить эксклюзивное право транзитных перевозок за национальным перевозчиком, - считает А. Ахметжанов.
Этот вопрос имеет стратегическое значение для страны. Наличие единого оператора на рынке транзитных перевозок в Казахстане выгодно и нашим партнерам в пунктах формирования основных грузовых потоков.
Что касается тарифов, то по его мнению, необходимо провести оценку долгосрочных потребностей отрасли с учетом ее перспектив, планов и установить соответствующий опережающий уровень тарифов, покрывающий все инвестиционные потребности.
В свою очередь, заместитель Председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко считает, что необходим срочный анализ и критерий оценки допущенных к пилоту перевозчиков по признаку частных олигополий. По его словам, сегодня частные перевозчики законно используют созданную рамочную законодательную базу, которую можно очень широко трактовать в собственных интересах.
Ю. Лавриненко, выразил уверенность, что по результатам реализации пилотного проекта развития частных перевозчиков, с точки зрения интересов государства будет целесообразнее ограничить их деятельность только в качестве операторов собственных поездных формирований, обеспечивающих свои технологические потребности перевозок внутри страны, важных для экономики, бюджета республики и компании.
Новости
30.05.2025
Потенциальное сотрудничество в сфере транспорта и логистики обждуждают Казахстан и Республика Конго
Грузовые перевозки
30.05.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос на 58,1%
Регионы
30.05.2025
Весенний комиссионный осмотр завершён на сети Алматинского региона
Новости
30.05.2025
КТЖ внедряет современные технологии медицинского контроля для поддержки здоровья сотрудников
Новости
30.05.2025
Новый вид ремонта грузовых магистральных тепловозов освоили в сервисном центре Шалкар
Новости / Архив
30.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №41 от 30 мая 2025 года
Регионы
29.05.2025
Сотрудники стыковых станций встретились на корпоративном семинаре в Алматы
Регионы
29.05.2025
Детскую железную дорогу запустили в Караганде
Новости
29.05.2025
Железнодорожники усилили профилактическую работу на переездах
Регионы
29.05.2025
Железнодорожники провели профилактические беседы со школьниками в Соль-Илецке
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Два новых электропоезда запустят в Казахстане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Минтранс планирует перевезти железнодорожным транспортом более 7 млн пассажиров этим летом
Новости
29.05.2025
Первый камень нового сервисного центра компании Alstom заложен в Астане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Первый туристический поезд отправился из Сианя в Алматы
Новости
28.05.2025
Развитие ТМТМ и проекты Alstom обсудили на инвестиционном форуме в Астане
Регионы
28.05.2025
Учения с участием пожарного поезда прошли на станции Есиль
Регионы
28.05.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в ВКО
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.05.2025
Железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем выросли на 13%
Пассажирские перевозки
28.05.2025
В поезде «Астана – Жезқазған» родилась девочка
Интервью
27.05.2025
Казахстанско-китайский терминал в Сиане: транзитный прорыв Евразии