Почти 40% казахстанского экспорта приходится на четвертый квартал года

Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Вопросы транспортировки грузов по железной дороге обсудили на заседании штаба по вопросам экспорта под председательством министра торговли и интеграции Казахстана Армана Шаккалиева.

Сегодня основной объем готовой казахстанской продукции отправляется в Россию, страны Европейского союза, Узбекистан и Китай. Порядка 60% экспортного грузопотока приходится на уголь, нефтепродукты, руды цветных металлов, удобрения и прокат плоский.

– Мы видим, что общая пропускная способность железных дорог по итогам прошлого года составляет 196 млн тонн – это расчетные данные. При этом нужно учитывать сезонность перевозки грузов: почти 40% экспорта приходится на четвертый квартал. Чтобы упорядочить грузоперевозки по железной дороге, нам нужно совместно расставить приоритеты. АО «НК «ҚТЖ», как и любая структура, хочет работать предсказуемо и на плановой основе. Поэтому необходимо разработать методику, как в условиях нехватки подвижного состава обеспечить оптимизацию плана перевозок экспортных товаров. Это ключевой вопрос, – обратился к участникам заседания Арман Шаккалиев.

В ходе заседания было отмечено, что приоритет должен уделяться в первую очередь на обработанную продукцию и товары с высокой экспортной эффективностью в определенные сезоны. 

– В мае – середине июня у нас отмечается спад по перевозкам. Стабильны только поставки отрасли машиностроения. По остальным коэффициент низкий. В целом за девять месяцев 2023 года общий объем экспорта железнодорожным транспортом вырос на 7,4% и составил 62,9 млн тонн. Из них наибольший рост показала железная руда – два миллиона тонн, зерно – два миллиона тонн, неплохие результаты показали наши экспортеры по химикатам, удобрениям и цветной руде, – констатировал управляющий директор по производственным процессам ҚТЖ Бауыржан Урынбасаров.

Он также сообщил, что сейчас в национальной компании создана рабочая группа по разработке программы динамической модели загрузки инфраструктуры. В документе будут учитываться специфика казахстанских железных дорог и пропускная мощность, а также приоритетность грузов и направлений.

– До этого момента нам совместно с представителями бизнеса на заседании штаба необходимо определить приоритеты и перечень товаров, – сказал Бауыржан Урынбасаров.

В ходе заседания также был затронут вопрос поставок экспортных товаров в Китай через станцию Алашанькоу. Планируется, что ситуация по приему контейнерных поездов улучшится в ноябре, когда завершится реконструкция перегрузочных терминалов. 

– Суть сегодняшнего заседания штаба – это определение паритетов и приоритетов. Наш штаб должен четко контролировать паритеты транзита и экспорта, а также приоритеты по вагонам. Чтобы в ближайшее время сформировать план вагонов на ноябрь. Мы со своей стороны, как Национальная палата предпринимателей, готовы консолидировано дать предложения по направлениям грузов растениеводческой продукции, зерна и ГМК, отработать планы с нашими товаропроизводителями, – отметил председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Батталов.

По итогам заседания представители бизнеса договорились предоставить планы на ноябрь по железнодорожным поставкам экспортных грузов в ҚТЖ до 11 октября 2023 года в соответствии с правилами.

– До 11 октября НПП предоставит консолидированный план вагонов на ноябрь. Сейчас мы должны вместе договориться и сказать, какая ранжировка по видам и объемам товаров идет, по каким направлениям нам нужен экспорт, чтобы все эти данные включить в программу динамической модели загрузки инфраструктуры. Пока этой программы нет, мы, как штаб по вопросам оптимизации перевозок, будем определять приоритетность в ручном режиме, а ҚТЖ будет ориентироваться на этот план, – резюмировал министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев.

Новости
23.07.2024
Правила железнодорожных перевозок изменят в Казахстане
Новости / Архив
23.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №60 от 23 июля 2024 года
Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш