Перевозки зерна по железной дороге за 11 месяцев выросли на треть
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
За 11 месяцев 2025 года объем перевозок зерна составил 12,6 миллиона тонн, что на 34% больше, чем за аналогичный период 2024 года. На экспорт было отправлено 9,7 миллиона тонн.
За три месяца нового маркетингового года 2025-2026 (с сентября по ноябрь) перевозки зерна достигли 4,4 миллиона тонн (+21%), в том числе экспорт – 3,4 миллиона тонн (+19%).
Экспортеры зерна могут начинать отгрузки пшеницы нового урожая в этом году, тогда компенсацию транспортных расходов они получат в начале 2026 года. На реализацию мер государственной поддержки зерноотправителей в следующем году предусмотрено более 30 миллиардов тенге.
Учитывая сроки доставки зерна до субсидируемых рынков, экспортерам рекомендуется заблаговременно активизировать отгрузки. Одним из ключевых условий получения субсидий в 2026 году станет наличие подтверждающих документов о фактическом поступлении зерна в пункты назначения именно в следующем году.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за 11 месяцев 2025 года перевозки зерна по железной дороге увеличились в направлении портов Черного моря на 150%, российских портов Балтийского моря – на 196%, стран Балтии – на 799%, Азербайджана – на 556%, Ирана – на 197%.
В этом году казахстанские аграрии также получили высокий урожай, и учитывая положительный эффект программы, правительство приняло решение продолжить поддержку экспортеров и зернопроизводителей в 2026 году.
Положительную роль сыграло и то, что Казахстан и Узбекистан согласовали меры по увеличению перевозок зерна через Сарыагаш. Так, сотрудничество между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и АО «Узбекистон темирйулари» демонстрирует особую роль в транспортном потенциале обеих стран.