Музеи железнодорожных предприятий

Музеи железнодорожных предприятий

Музей  Жамбылского локомотивного депо 

В начале 70-ых годов минувшего столетия руководством депо, партийном бюро и местным комитетом профсоюза было принято решение создать музей боевой и трудовой славы, чтобы сохранить подлинную историю коллектива со дня основания паровозного депо Аулие-Ата (ныне Жамбыл), начиная с 7 ноября 1924 года.

План создания музея был разработан начальником отдела кадров Георгием Николаевичем Туранским и утвержден  приказом начальника депо Михаилом Каженовичем Шалабаевым. Выделено помещение под музей, размер которого составлял 4 на 10 м. В состав совета музея вошли машинисты, помощники машинистов,  обладающие художественными способностями, оформители, фотографы, опытные машинисты А.Ф.Тыщенко, М.Г. Сауткин. Была оказана всесторонняя добровольная помощь.

1 мая 1973 года на митинге рабочего коллектива в торжественной обстановке состоялось открытие музея депо.

С самого начала стало поступать большое количество материалов, что пришлось задуматься о расширении помещения. В 1974 году начальник депо В.И. Соловьев выделил для музея помещение в  новом трехэтажном быткомбинате.

Медали, ордена, знаки, семейные фотографии, вырезки из газет – все это стало основой композиции музея. И почти вся она состоит из подлинных документов, фотокопий очень мало.

 Во второй части экспозиции экспонаты, связанные с историей  техники. Это отдельные узлы, оборудование, приборы, инструменты, с которыми в разные годы работали на железной дороге. Они давно уже не применяются и стали музейной редкостью, чудом сохранившейся  до наших дней.

Немалую помощь в пополнении коллекции музея оказала дочь прославленного генерала Панфилова - Валентина Ивановна. С ее помощью в музей были переданы образцы оружия и боеприпасов из Республиканского музея, а от нас  в Республиканский музей – боевое Красное знамя, пробитое пулями,  группы защитников, боровшихся с басмачами  в бывшей Аулие-Атинской волости. 

 

 Музей Кызылординской дистанции пути

Музей был открыт 1 августа 2004 года в преддверии профессионального праздника - Дня работников транспорта и в честь 100-летия железной дороги Казахстана.

Инициатором создания музея был директор Кызылординской дистанции пути Д.С.Абдиев при поддержке начальника Кызылординского отделения дороги Е.Т. Ерманова.

Непосредственное участие в создании, а также реконструкции музея принимали работники коллектива: Б.Жуманов, Т. Сартов, Б.Саимов, председатель профсоюзного комитета Г. Ногайбаева.

В музее собрано большое количество материалов, связанных с историей Кызылординской дистанции пути. В его фонде насчитывается около 30 экспонатов.  Имеются стенды с историческими фотографиями, документами о делах и людях коллектива дистанции.

 Музей Казалинской дистанции сигнализации и связи

Музей  был открыт в феврале 2008 года накануне профессионального праздника - Дня работников транспорта и в честь 80-летия образования Казалинской дистанции сигнализации и связи.

Инициатором  был начальник Казалинской дистанции сигнализации и связи Г. Искаков. Непосредственное участие  в создании музея принимали работники коллектива: С.Еримбетов, К. Картабаев, К. Уразов,  К.Аманжолов, К.Тажиков  и председатель профсоюзного комитета Е.Султанов.

В музее имеется фонд предметов, связанных с историей Казалинской дистанции сигнализации и связи, который насчитывает около 10 экспонатов.

Имеются стенды с историческими фотографиями, документами о делах и людях коллектива дистанции.

«Красный уголок» Мангистауской дистанции электроснабжения

В Мангистауской дистанции электроснабжения в 2005 году собственными силами работников  был создан «красный уголок». Сотрудники сами изготовили альбомы, стенды с фотографиями о достижениях коллектива, макеты воздушной линий 10 кВ, сигнальной точки на разъезде и другие экспонаты.

В фонде «красного уголка»  более 100 предметов на железнодорожную тематику.   

Ежегодно проводятся экскурсии для учащихся колледжей, школьников,  работников филиалов АО «НК «ҚТЖ».

«Красный уголок» вносит свою лепту в сохранение истории о жизни и деятельности коллектива, преемственности поколений, профориентационную работу,  повышение  престижа профессии железнодорожника.

 

Музей Аягозского эксплуатационного локомотивного депо

В 1998 году председатель совета ветеранов Боранбай Рысбергенов предложил руководству депо  создать музей. Руководство депо во главе с директором К. Нашановым поддержало данную инициативу. И началась активная подготовительная работа – сбор экспонатов, исторических справок, фотографий, разработка тематического плана экспозиции музея.

В октябре 1999 года двери музея были открыты для первых посетителей. В 2003 году под руководством директора депо М. Шакенова музею вдохнули вторую жизнь: отремонтировали, обновили и увеличили его площадь.

В экспозиции представлены материалы, касающиеся строительства Турксиба,  Аягозского локомотивного депо, жизни и деятельности коллектива в разные периоды времени. Здесь собраны сведения о начальниках с момента становления предприятия, руководителях, которые начали свою трудовую деятельность в депо Аягоз и впоследствии возглавили железнодорожные коллективы в других регионах, о семейных династиях. Есть макеты локомотивов, начиная от паровозов. Посетители также могут ознакомиться со спортивными достижениями деповчан.  

 

Музей боевой и трудовой славы Туркестанского эксплуатационного локомотивного депо

Открытие музея было приурочено к 45-летию победы в Великой Отечественной войне,  он начал действовать с 8 мая 1989 года.

Основателем и руководителем музея на общественных началах был  секретарь парткома депо Туркестан Нурлан Жуматаевич Сыздыков.

В 2015 году проведена  большая работа по реставрации экспонатов и макетов, документов и фотографий. И 9 мая в день 60-летия Победы в Великой Отечественной войне открылся  обновлённый музей. В нем семь стендов с описанием образования предприятия и фотографии, строительства  станции Туркестан, развития железнодорожного узла, трудовых буднях деповчан в разные периоды времени.

В музее насчитывается более 300 экспонатов и макетов, есть  альбомы с фотографиями и описанием, другие материалы.

На территории  депо под открытым небом находится самая интересная для посетителей часть экспозиции. Это паровоз серии Л-3992, тепловоз серии 2Э10М-2109, вагон-рефрижератор, светофор, гидроколонка 1910 года.

В сквере также установлены памятник Герою Советского Союза Абдулле Усенову и Герою Социалистического Труда Сырлыбеку Байжанову, а также монумент павшим в Великой Отечественной войне, памятник машинисту-паровознику.

 

Музей Кызылординского эксплуатационного локомотивного депо

Музей  открыт 30 апреля 1976 года в год 70-летия начала эксплуатации Оренбургской железной дороги. Создателем его был машинист-инструктор Яков Семенович Козулин.

При поддержке начальника отделения дороги Ж. Хамидова активное участие в создании музея принимали начальники депо А. Оспанов, Ж. Мусаев, председатель местного комитета А. Тлеугабылов.

В 1980 году на Республиканском конкурсе производственных музеев деповской музей занял 3-е место.

      В коллекцию экспонатов входят фонари, телефонный аппарат, буксовая лапа, железнодорожные рельсы, ящик для инструментов машиниста, флаги победителям социалистического соревнования разных лет, кубки - призы, фотоальбомы, чайник машиниста.   

Материалы, размещенные на стендах, рассказывают об открытии предприятия, его становлении и развитии,  подвиге деповчан в годы войны и мирное время, их участии в общественной жизни и спортивных достижениях. Есть стенд, посвященный Н. Селиверстову, помощнику машиниста паровоза, командовавшему всеми красногвардейскими отрядами Актюбинского фронта в годы гражданской войны, героям труда, лучшим работникам разных лет.   

Музей Жемского эксплуатационного локомотивного депо

Открытие музея приурочено к 95-летию образования локомотивного депо ст. Жем, которое отмечалось  в 2000 году.

Все материалы и экспонаты собраны и оформлены благодаря содействию руководителей, коллектива и ветеранам труда, проработавшим в разные годы в локомотивном депо.

Материалы отражают историю возникновения и развития  депо,  достижениях и традициях его коллектива. Вместе с тем, музей был создан в целях повышения престижа железнодорожных профессий и  улучшения идейно-воспитательной работы, пропаганды трудовой славы предприятия.

На сегодня музей является методическим центром депо в деле изучения и всестороннего освещения истории развития и становления железнодорожного транспорта, сохранения документов, связанных с деятельностью предприятия.

На стендах размещена информация о первых машинистах паровозов, деповчанах - участниках Великой Отечественной войны, героях труда, почетных железнодорожниках. 

Железнодорожный музей является центром пропаганды железнодорожного транспорта и его роли в экономической и социальной жизни  Казахстана.

 

Музей Уральского эксплуатационного локомотивного депо

Музей в Уральском локомотиворемонтном депо был открыт в 2004 году к 100-летию железных дорог Казахстана.

  На стендах размещены материалы об истории депо со дня образования, деятельности коллектива в годы Великой Отечественной войны, в советское время и после обретения Казахстаном независимости.

Как памятники истории на территории депо установлены паровоз серии Эр 791-20 и тепловоз серии 2ТЭ10Л-1717.

9 мая 2007 года открыт мемориал памяти воинам – деповчанам, участникам Великой Отечественной войны с вечным огнем, к которому каждый год в день Победы возлагаются цветы с участием ветеранов войны и тружеников тыла.

В 2012 году музей отмечен дипломом Западно-Казахстанской организации ветеранов.

В 2016 году в связи с закрытием ремонтного локомотивного депо все экспонаты музея, а также мемориал с вечным огнем были официально переданы Уральскому эксплуатационному локомотивному депо.

Музей «Турксиб-Семей»

Музей открыт 2 августа 2013года. Инициатором открытие был председатель Совета ветеранов Семейской  дистанции сигнализации и связи Максут Кошжанов. Он сам собирал экспонаты, и ему содействовали местные железнодорожники.

На стендах размещены материалы об истории строительства знаменитой Туркестано-Сибирской железной дороги, ее развитии в разные периоды времени, о Семейском отделении железной дороги. Есть обширная информация о производственных предприятиях: Семейском эксплуатационном локомотивном депо, дистанции сигнализации и связи,  компании «Ибраев+К».

Можно увидеть старинные фотографии, экспонаты. Например,  настоящей электрожезловой системе, которая в советское время с успехом использовалось на станции для организации движения поездов, более 80 лет.

В музее хранятся различные документы, сведения о бывших руководителях железной дороги, ударниках и новаторах производства, инициаторах передовых начинаний.

Также есть стенд, посвященный истории создания, существования и закрытии ядерного полигона, страшных последствиях проведенных испытаний.