Музеи железнодорожных предприятий
Музей Жамбылского локомотивного депо
В начале 70-ых годов минувшего столетия руководством депо, партийном бюро и местным комитетом профсоюза было принято решение создать музей боевой и трудовой славы, чтобы сохранить подлинную историю коллектива со дня основания паровозного депо Аулие-Ата (ныне Жамбыл), начиная с 7 ноября 1924 года.
План создания музея был разработан начальником отдела кадров Георгием Николаевичем Туранским и утвержден приказом начальника депо Михаилом Каженовичем Шалабаевым. Выделено помещение под музей, размер которого составлял 4 на 10 м. В состав совета музея вошли машинисты, помощники машинистов, обладающие художественными способностями, оформители, фотографы, опытные машинисты А.Ф.Тыщенко, М.Г. Сауткин. Была оказана всесторонняя добровольная помощь.
1 мая 1973 года на митинге рабочего коллектива в торжественной обстановке состоялось открытие музея депо.
С самого начала стало поступать большое количество материалов, что пришлось задуматься о расширении помещения. В 1974 году начальник депо В.И. Соловьев выделил для музея помещение в новом трехэтажном быткомбинате.
Медали, ордена, знаки, семейные фотографии, вырезки из газет – все это стало основой композиции музея. И почти вся она состоит из подлинных документов, фотокопий очень мало.
Во второй части экспозиции экспонаты, связанные с историей техники. Это отдельные узлы, оборудование, приборы, инструменты, с которыми в разные годы работали на железной дороге. Они давно уже не применяются и стали музейной редкостью, чудом сохранившейся до наших дней.
Немалую помощь в пополнении коллекции музея оказала дочь прославленного генерала Панфилова - Валентина Ивановна. С ее помощью в музей были переданы образцы оружия и боеприпасов из Республиканского музея, а от нас в Республиканский музей – боевое Красное знамя, пробитое пулями, группы защитников, боровшихся с басмачами в бывшей Аулие-Атинской волости.
Музей Кызылординской дистанции пути
Музей был открыт 1 августа 2004 года в преддверии профессионального праздника - Дня работников транспорта и в честь 100-летия железной дороги Казахстана.
Инициатором создания музея был директор Кызылординской дистанции пути Д.С.Абдиев при поддержке начальника Кызылординского отделения дороги Е.Т. Ерманова.
Непосредственное участие в создании, а также реконструкции музея принимали работники коллектива: Б.Жуманов, Т. Сартов, Б.Саимов, председатель профсоюзного комитета Г. Ногайбаева.
В музее собрано большое количество материалов, связанных с историей Кызылординской дистанции пути. В его фонде насчитывается около 30 экспонатов. Имеются стенды с историческими фотографиями, документами о делах и людях коллектива дистанции.
Музей Казалинской дистанции сигнализации и связи
Музей был открыт в феврале 2008 года накануне профессионального праздника - Дня работников транспорта и в честь 80-летия образования Казалинской дистанции сигнализации и связи.
Инициатором был начальник Казалинской дистанции сигнализации и связи Г. Искаков. Непосредственное участие в создании музея принимали работники коллектива: С.Еримбетов, К. Картабаев, К. Уразов, К.Аманжолов, К.Тажиков и председатель профсоюзного комитета Е.Султанов.
В музее имеется фонд предметов, связанных с историей Казалинской дистанции сигнализации и связи, который насчитывает около 10 экспонатов.
Имеются стенды с историческими фотографиями, документами о делах и людях коллектива дистанции.
«Красный уголок» Мангистауской дистанции электроснабжения
В Мангистауской дистанции электроснабжения в 2005 году собственными силами работников был создан «красный уголок». Сотрудники сами изготовили альбомы, стенды с фотографиями о достижениях коллектива, макеты воздушной линий 10 кВ, сигнальной точки на разъезде и другие экспонаты.
В фонде «красного уголка» более 100 предметов на железнодорожную тематику.
Ежегодно проводятся экскурсии для учащихся колледжей, школьников, работников филиалов АО «НК «ҚТЖ».
«Красный уголок» вносит свою лепту в сохранение истории о жизни и деятельности коллектива, преемственности поколений, профориентационную работу, повышение престижа профессии железнодорожника.
Музей Аягозского эксплуатационного локомотивного депо
В 1998 году председатель совета ветеранов Боранбай Рысбергенов предложил руководству депо создать музей. Руководство депо во главе с директором К. Нашановым поддержало данную инициативу. И началась активная подготовительная работа – сбор экспонатов, исторических справок, фотографий, разработка тематического плана экспозиции музея.
В октябре 1999 года двери музея были открыты для первых посетителей. В 2003 году под руководством директора депо М. Шакенова музею вдохнули вторую жизнь: отремонтировали, обновили и увеличили его площадь.
В экспозиции представлены материалы, касающиеся строительства Турксиба, Аягозского локомотивного депо, жизни и деятельности коллектива в разные периоды времени. Здесь собраны сведения о начальниках с момента становления предприятия, руководителях, которые начали свою трудовую деятельность в депо Аягоз и впоследствии возглавили железнодорожные коллективы в других регионах, о семейных династиях. Есть макеты локомотивов, начиная от паровозов. Посетители также могут ознакомиться со спортивными достижениями деповчан.
Музей боевой и трудовой славы Туркестанского эксплуатационного локомотивного депо
Открытие музея было приурочено к 45-летию победы в Великой Отечественной войне, он начал действовать с 8 мая 1989 года.
Основателем и руководителем музея на общественных началах был секретарь парткома депо Туркестан Нурлан Жуматаевич Сыздыков.
В 2015 году проведена большая работа по реставрации экспонатов и макетов, документов и фотографий. И 9 мая в день 60-летия Победы в Великой Отечественной войне открылся обновлённый музей. В нем семь стендов с описанием образования предприятия и фотографии, строительства станции Туркестан, развития железнодорожного узла, трудовых буднях деповчан в разные периоды времени.
В музее насчитывается более 300 экспонатов и макетов, есть альбомы с фотографиями и описанием, другие материалы.
На территории депо под открытым небом находится самая интересная для посетителей часть экспозиции. Это паровоз серии Л-3992, тепловоз серии 2Э10М-2109, вагон-рефрижератор, светофор, гидроколонка 1910 года.
В сквере также установлены памятник Герою Советского Союза Абдулле Усенову и Герою Социалистического Труда Сырлыбеку Байжанову, а также монумент павшим в Великой Отечественной войне, памятник машинисту-паровознику.
Музей Кызылординского эксплуатационного локомотивного депо
Музей открыт 30 апреля 1976 года в год 70-летия начала эксплуатации Оренбургской железной дороги. Создателем его был машинист-инструктор Яков Семенович Козулин.
При поддержке начальника отделения дороги Ж. Хамидова активное участие в создании музея принимали начальники депо А. Оспанов, Ж. Мусаев, председатель местного комитета А. Тлеугабылов.
В 1980 году на Республиканском конкурсе производственных музеев деповской музей занял 3-е место.
В коллекцию экспонатов входят фонари, телефонный аппарат, буксовая лапа, железнодорожные рельсы, ящик для инструментов машиниста, флаги победителям социалистического соревнования разных лет, кубки - призы, фотоальбомы, чайник машиниста.
Материалы, размещенные на стендах, рассказывают об открытии предприятия, его становлении и развитии, подвиге деповчан в годы войны и мирное время, их участии в общественной жизни и спортивных достижениях. Есть стенд, посвященный Н. Селиверстову, помощнику машиниста паровоза, командовавшему всеми красногвардейскими отрядами Актюбинского фронта в годы гражданской войны, героям труда, лучшим работникам разных лет.
Музей Жемского эксплуатационного локомотивного депо
Открытие музея приурочено к 95-летию образования локомотивного депо ст. Жем, которое отмечалось в 2000 году.
Все материалы и экспонаты собраны и оформлены благодаря содействию руководителей, коллектива и ветеранам труда, проработавшим в разные годы в локомотивном депо.
Материалы отражают историю возникновения и развития депо, достижениях и традициях его коллектива. Вместе с тем, музей был создан в целях повышения престижа железнодорожных профессий и улучшения идейно-воспитательной работы, пропаганды трудовой славы предприятия.
На сегодня музей является методическим центром депо в деле изучения и всестороннего освещения истории развития и становления железнодорожного транспорта, сохранения документов, связанных с деятельностью предприятия.
На стендах размещена информация о первых машинистах паровозов, деповчанах - участниках Великой Отечественной войны, героях труда, почетных железнодорожниках.
Железнодорожный музей является центром пропаганды железнодорожного транспорта и его роли в экономической и социальной жизни Казахстана.
Музей Уральского эксплуатационного локомотивного депо
Музей в Уральском локомотиворемонтном депо был открыт в 2004 году к 100-летию железных дорог Казахстана.
На стендах размещены материалы об истории депо со дня образования, деятельности коллектива в годы Великой Отечественной войны, в советское время и после обретения Казахстаном независимости.
Как памятники истории на территории депо установлены паровоз серии Эр 791-20 и тепловоз серии 2ТЭ10Л-1717.
9 мая 2007 года открыт мемориал памяти воинам – деповчанам, участникам Великой Отечественной войны с вечным огнем, к которому каждый год в день Победы возлагаются цветы с участием ветеранов войны и тружеников тыла.
В 2012 году музей отмечен дипломом Западно-Казахстанской организации ветеранов.
В 2016 году в связи с закрытием ремонтного локомотивного депо все экспонаты музея, а также мемориал с вечным огнем были официально переданы Уральскому эксплуатационному локомотивному депо.
Музей «Турксиб-Семей»
Музей открыт 2 августа 2013года. Инициатором открытие был председатель Совета ветеранов Семейской дистанции сигнализации и связи Максут Кошжанов. Он сам собирал экспонаты, и ему содействовали местные железнодорожники.
На стендах размещены материалы об истории строительства знаменитой Туркестано-Сибирской железной дороги, ее развитии в разные периоды времени, о Семейском отделении железной дороги. Есть обширная информация о производственных предприятиях: Семейском эксплуатационном локомотивном депо, дистанции сигнализации и связи, компании «Ибраев+К».
Можно увидеть старинные фотографии, экспонаты. Например, настоящей электрожезловой системе, которая в советское время с успехом использовалось на станции для организации движения поездов, более 80 лет.
В музее хранятся различные документы, сведения о бывших руководителях железной дороги, ударниках и новаторах производства, инициаторах передовых начинаний.
Также есть стенд, посвященный истории создания, существования и закрытии ядерного полигона, страшных последствиях проведенных испытаний.