100 лет ВЖДО: кто и как охраняет железную дорогу

Новости
04.01.2022, 12:26
Жанар Жусупова

Собственный корреспондент по Павлодарской области

В 2021 году исполнилось 100 лет со дня основания военизированной железнодорожной охраны (ВЖДО), которая обеспечивает безопасность объектов и перевозимых грузов на железной дороге. О специфике работы организации узнал корреспондент Rail-news.kz, окунувшись на полдня в водоворот охранной деятельности.

ТОО «ВЖДО» – одна из основных многофункциональных охранных организаций страны, имеющая 11 филиалов в регионах. Сотрудники обеспечивают защиту объектов, включенных в инфраструктуру железной дороги Республики Казахстан, осуществляют постоянное охранное сопровождение грузов и охрану объектов железнодорожного транспорта. 9 декабря военизированная железнодорожная охрана отметила 100-летний юбилей.

– В 1921 году Всероссийский Центральный исполнительный комитет и Совет труда и обороны Российской Федерации приняли важное постановление – Декрет об охране железных дорог, положившее начало ведомственной охране путей сообщения. На органы ВЧК одновременно возлагалась ответственность по поддержанию общественного порядка на железнодорожном транспорте и розыск похищенных грузов. На вооруженную охрану НКПС распространялось действие Уставов Красной Армии, а личный состав переведен на казарменное положение, – рассказал заместитель директора, начальник отдела обеспечения военизированной охраной Павлодарского филиала ТОО «ВЖДО» Владимир Марков. – Сейчас мы – дочерняя компания АО «НК «ҚТЖ».

Список грузов, в том числе транзитных, подлежащих охране и сопровождению, в последние годы увеличился в разы – с 57 до 119 наименований. Это продукты питания, промышленный уголь из разрезов Майкуба и Каражыра, мебель, стройматериалы. Особо ценные и особо охраняемые – алюминий, взрывчатые вещества, соляная и серная кислота, метанол, ферросплавная продукция, металлолом и прочее. В основном они направляются в Россию, Китай, Узбекистан и Европу.

– Проверяем состояние вагонов, запорно-пломбировочные устройства. Если железнодорожный транспорт отправили на ремонт, то и там он находится под охраной. Сопровождение и обеспечение безопасности грузов происходит следующим образом: два охранника занимают нерабочее место в секции локомотива, на промежуточных станциях есть смена. На особо ценные грузы цепляем крытый вагон с нарядом охраны. У каждого из них имеется нарезное оружие. Правда, после перехода в частные руки, мы обязаны будем сдать его и перейти на травматические пистолеты. На патрулирование транспорта со взрывчатыми веществами мы не отправляем ребят без оружия. Кроме того, у нас имеются мобильные группы оперативного реагирования, – продолжил Владимир Марков.  

За восемь месяцев 2021 года за хищение задержано девять человек, из них четверо железнодорожники. В прошлом году ТОО «ВЖДО» Павлодарского филиала совместно с линейным отделом полиции города Нур-Султан выявили преступную группу, долгое время занимавшуюся кражей алюминия. В их числе оказались сотрудники ТОО «ВЖДО» и стальной магистрали. Каждый из участников получил по пять лет лишения свободы, организатору грозит до восьми лет. Следственные мероприятия до сих пор продолжаются, всего 35 эпизодов.

Еще один стратегический объект, находящийся под охраной ВЖДО, – железнодорожный мост. Один пост расположен на левой стороне реки Иртыш, другой – на правом. Наводить порядок на этой территории стражам помогают собаки.

– Обычно это собаки охранников. Как положено, у них есть паспорта, за их работу хозяевам идет доплата, – говорит Владимир Марков. – Железнодорожный мост – один из самых главных объектов. Через него проходят практически все грузы. Проход запрещен. Под мостом есть ворота для того чтобы заехать на сенокос, желающие должны отправить заявку в особый отдел АО «НК «ҚТЖ», после согласовывают с нами.

Трудоустроиться в охранную организацию не так легко. Кандидаты проходят психологическое тестирование, медицинский осмотр. Стажировка длится до трех месяцев. Каждый год охранники проходят переподготовку, в том числе теоретические и практические занятия. Например, по стрельбе и рукопашному бою. Сегодня в ВЖДО приходят в основном бывшие сотрудники правоохранительных органов и молодые люди, вернувшиеся из армии.

На особом счету у руководства ТОО «ВЖДО» охранники-женщины. Они отличаются высокой степенью ответственности к работе. Недавно одна из лучших сотрудниц вышла на заслуженный отдых. Владимир Марков не скрывает, что организация потеряла одного из ценнейших кадров.

– В процентном соотношении женщин, конечно, мало. Но таких работников очень трудно найти и среди мужчин. Скрупулезно проверяют каждый вагон, мимо них не пройдёшь незамеченным, палец в рот не клади, – с улыбкой рассказывает наш собеседник. – Молодцы! Претензий к девушкам вообще нет. Полностью оправдывают оказанное доверие.

Руководство Павлодарского филиала ТОО «ВЖДО» совместно с отделением ГП и ЛОП на станции Павлодар ведет активную информационно-разъяснительную работу по недопущению посторонних лиц на пути. В последние годы участились несчастные случаи, когда молодые люди в поисках экстрима или оригинального контента для социальных сетей получают серьезные увечья.

Кроме этого, работники ВЖДО предупреждают, что хищение и кражи грузов несут за собой реальный срок лишения свободы. Многие ошибочно считают: при возмещении ущерба могут избежать наказания или отделаться штрафом. 

Регионы
28.11.2024
Турнир по настольному теннису прошел на станции Акадыр Карагандинской области
История железной дороги
28.11.2024
Более тысячи экспонатов хранит музей боевой и трудовой славы в здании вокзала Кокшетау
Регионы
28.11.2024
Мелкое хулиганство совершили четверо мужчин на вокзале Казалы
Новости
28.11.2024
КТЖ и ФинИнвест планируют построить мультимодальный транспортно-логистический центр в Астане
Новости
28.11.2024
Казахстан, Россия и Китай намерены использовать единую цифровую платформу
Новости
28.11.2024
Казахстан и Россия намерены модернизировать железнодорожную инфраструктуру приграничных станций
Новости
28.11.2024
Важность создания за рубежом сети современных мультимодальных центров и «сухих портов» отметил президент Казахстана
Инфраструктура
27.11.2024
Более 250 км железнодорожного полотна капитально отремонтировало ТОО «Теміржол жөндеу»
Регионы
27.11.2024
Меры предотвращения наездов на людей и скот обсудили в Алматинском отделении магистральной сети
Регионы
27.11.2024
Обеспечение безопасности движения проверят в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Новости
27.11.2024
Более 250 студентов и школьников побывали на экскурсии в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
27.11.2024
Казахстан намерен увеличить пропускную способность коридора «Север-Юг» до 20 млн тонн
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане