Сеть трансграничных хабов создают в Казахстане
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Вопрос создания сети трансграничных хабов обсудили в правительстве.
Глава государства поручил сделать Казахстан полноценным транспортно-логистическим хабом в Центральной Азии и в Каспийском регионе. Для этого на границах с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспии создаются транспортно-логистические и торговые узлы.
Для контроля хода работы по созданию данной сети заместитель премьер-министра Серик Жумангарин провел заседание оперативного штаба со всеми заинтересованными госорганами, представителями инвесторов, акиматами регионов, где реализуются эти крупные проекты.
На Каспийском узле полным ходом и в обозначенные сроки движется проект строительства многофункционального морского терминала «Саржа». Мощность терминала – 10 млн тонн в год, завершение – в 2030 году.
В рамках проекта будут построены зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн, терминал генеральных грузов – в 1 млн тонн, универсальный терминал – в 2млн тонн, терминал наливных грузов – в 5,5 млн тонн и транспортно-логистический центр (ТЛЦ). Уже завершены первые этапы строительства ТЛЦ, зернового терминала, наземной инфраструктуры. Начаты работы по строительству контейнерного хаба в портах «Актау» и «Курык».
Представитель ТОО «Semurg invest» заявил, что уже полностью готов к работе терминал генеральных грузов: на днях приняты первые 10 вагонов, построены все необходимые железнодорожные пути, сдан в эксплуатацию пирс с причальными сооружениями. Все это позволит уже в 2023 году увеличить экспортный потенциал каспийского маршрута.
Как отметил на совещании Серик Жумангарин, проект Каспийского транспортного узла должен рассматриваться вкупе с поручением главы государства о строительстве скоростной железнодорожной магистрали из Челябинска в Иран через Казахстан.
– Строительство скоростной магистрали – это масштабный кооперационный проект на евразийском пространстве. Для этого нужно реконструировать «узкие места» железнодорожной сети Бейнеу – Мангистау и на участке автомагистрали Бейнеу – Шалкар. На следующее совещание АО «НК «ҚТЖ» совместно с акиматом Мангистауской области необходимо подготовить конкретные предложения по строительству железной дороги Орск – Болашак и подробным видением строительства подводящей инфраструктуры. Мы на пороге подписания соглашения о зоне свободной торговли с Ираном по широкой номенклатуре товаров, перед нами стоит задача по доведению товарооборота с Ираном до 3 млрд долларов. И это при том, что основными товарами поставок будут продукты питания, – заявил вице-премьер.
По итогам заседания Серик Жумангарин поручил всем ответственным за реализацию трансграничных хабов органам подготовить подробные концепции развития и планы подведения инфраструктуры.