ТМТМ-2023: участники бизнес-форума обсудили инвестиционное сотрудничество и меры по оптимизации логистики в Казахстане

Новости
03.10.2023, 10:33
Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Перспективы развития Транскаспийского международного транспортного маршрута, инвестиционное сотрудничество и меры по оптимизации логистики обсудили на бизнес-форуме «ТМТМ-2023: инновации и развитие в эпоху цифровизации» в Актау.

В мероприятии приняли участие более 80 представителей транспортно-логистических компаний, финансовых институтов и бизнеса из 10 стран – Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции, Китая, Сингапура, Литвы, Болгарии, Румынии и Польши. 

Форум стал площадкой для налаживания партнерских связей между участниками Среднего коридора, обсуждения актуальных вызовов, стратегических решений и инновационных подходов для успешной адаптации к новой динамике в региональном бизнесе. 

Пристальное внимание наращиванию потенциала ТМТМ уделяет президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Глава государства поставил задачу планомерно увеличивать грузопоток через ТМТМ и довести его до 500тысяч контейнеров в год к 2030 году. И в сложившейся геополитической обстановке эта цель видится вполне достижимой. 

Приветствуя участников бизнес-форума, управляющий директор по логистике Нацкомпании «ҚТЖ» Ерлан Койшибаев отметил, что сегодня ТМТМ становится «жизненно важной артерией для грузоперевозок». 

– Мы видим динамичный рост объема перевозок по маршруту как транзитного груза из Китая в Европу и из Европы в Китай, так и экспортного груза казахстанских грузоотправителей. Если в 2021 году через Казахстан по ТМТМ было перевезено 590 тысяч тонн грузов, то в прошлом году этот показатель вырос на 153% и достиг 1,5 млн тонн. А за восемь месяцев 2023 года - увеличился на 85% по сравнению с тем же периодом 2022-го и составил 1,7 млн тонн, – проинформировал Ерлан Койшибаев.

Он добавил, что увеличению транзитных грузоперевозок по ТМТМ будет способствовать сотрудничество с одним из крупнейших мировых операторов контейнерных портовых терминалов – PSA International. В мае текущего года ҚТЖ подписала с ним соглашение о создании совместного предприятия, что обеспечивает доступ к опыту и технологиям PSA и интегрирует казахстанские транспортные коридоры с мировыми хабами. 

Важным шагом для увеличения пропускной способности Среднего коридора стала «дорожная карта» по развитию ТМТМ, утвержденная на правительственном уровне Казахстаном, Азербайджаном, Турцией и Грузией.

– Мы активно работаем с железнодорожными и морскими администрациями над устранением проблем и оптимизацией логистики. Синхронное развитие инфраструктуры стран-участниц ТМТМ делают наши совместные усилия максимально эффективными, – сказал Ерлан Койшибаев.

Руководитель управления водного транспорта вновь созданного министерства транспорта Жасулан Керимбаев в свою очередь отметил, что за год реализации мероприятий в рамках «дорожной карты» уже виден положительный эффект – сроки доставки грузов по Среднему коридору сократились как минимум до 25 дней. 

В рамках развития ТМТМ ведется работа над созданием совместного предприятия между ҚТЖ, азербайджанскими  и грузинскими железными дорогами. 

– Это позволит предоставлять услуги по принципу «одного окна» и обеспечить гарантированные сроки доставки, – сказал Ерлан Койшибаев.

Участники форума сошлись во мнении, что фиксированные сроки доставки позволят ТМТМ эффективно конкурировать с альтернативными маршрутами, включая самые бюджетные на сегодняшний день международные морские перевозки. Так, во время пленарной сессии «Инфраструктура: железнодорожный, автомобильный и морской транспорт» исполнительный директор и соучредитель IEC A&S Павел Чистяков отметил, что для грузоотправителей надежность маршрута важнее, чем конкретные показатели сроков доставки. 

–  Им не так важно,: за 25 или 27 дней будет доставлен груз. Пусть это будет  28 дней, но всегда 28. Во многом этому будет способствовать создание единого оператора на ТМТМ, – считает эксперт.

Внимание – инфраструктуре 

Заместитель директора, старший банкир Европейского банка реконструкции и развития Григорий Савва рассказал о плодотворной работе со многими участниками ТМТМ. 

– ЕБРР реализуются десятки проектов по финансированию различной транспортной инфраструктуры, в том числе с операторами подвижного состава, владельцами терминалов, чтобы устранить барьеры, которые есть на ТМТМ, – сообщил он. – ҚТЖ – один из наших крупнейших клиентов. Буквально 20 сентября ЕБРР одобрил проект с морпортом Актау по финансированию закупки оборудования в контейнерном терминале. И у нас большие планы по дальнейшей работе с участниками Среднего коридора.

Об основных этапах реализации проекта создания контейнерного хаба в порту Актау рассказал президент Актауского морского торгового порта, член правления международной ассоциации «ТМТМ» Абай Турикпенбаев. 

– Практически обеспечив инфраструктурную составляющую, мы должны сконцентрироваться на решении задач по дальнейшему развитию маршрута, повышению его привлекательности в условиях высокой конкурентности с альтернативными морскими и сухопутными маршрутами, – подчеркнул он. 

Эксперты высоко оценили проводимую ҚТЖ работу по развитию инфраструктуры Казахстана, в частности строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты. 

– Это значительно улучшит пропускную способность коридора в целом. Однако к 2030 году, если объемы по ТМТМ будут увеличиваться, на сети ҚТЖ могут возникнуть новые барьеры. Об этом нужно задумываться уже сейчас. В первую очередь о второй линии Хоргос – Жетыген и участке от Арыса до Сексеула, – считает Павел Чистяков.

Он также заявил о необходимости строительства железной дороги между Анкарой и границей Грузии. 

– Сейчас пропускная способность железной дороги Турции очень низкая. До 700 тысяч тонн в год. Грузы в Ахалкалаки и Баку перегружаются на автомобили, что создает дополнительное мультимодальное плечо. Если будет построена железная дорога от Анкары до грузинской границы, этот маршрут станет навсегда другим. А время в пути по территории Турции сократится с 7-8 дней до двух, – сказал Павел Чистяков.

Генеральный директор Poti North Bulk Terminal, председатель комитета логистики и транспорта Казахско-грузинского экономического объединения Леван Сулаберидзе поделился планами создания торговой площадки для казахстанского экспорта на Черном море. 

– Работа в этом направлении уже ведется. Есть меморандумы, стратегическое партнерство.  Мы ждем решения некоторых вопросов, и проект начнет воплощаться, – заверил он. – Благодаря его реализации казахстанский трейдер свой груз будет накапливать не в хранилищах на территории Казахстана, а непосредственно в Поти, у моря. И заключать торговые договоры станет легче. Эта инфраструктура позволит накапливать четыре вида неконтейнерных грузов – от 75 тысяч до 200 тысяч тонн единовременно, что в разы увеличит пропускную способность ТМТМ. Терминал сможет принимать самые большие сухогрузные корабли, которые способен пропускать через себя Босфор. 

Директор по каспийскому региону Albayrak Group Харун Онджу и руководитель по проектам развития бизнеса АО «LTG Cargo» Владас Амброзевичиус рассказали участникам о развитии инфраструктуры в Турции и Литве.

К общей цели

Во время второй панельной сессии эксперты обсудили повышение эффективности мультимодальных перевозок по ТМТМ и применение цифровых решений. 

Старший экономист Азиатского банка развития Роман Могилевский отметил, ТМТМ – мультимодальный коридор с множеством участников, поэтому необходима хорошая координация. Требуется долгосрочное видение, иными словами – стратегия развития коридора. По его словам, банк со своей стороны готов ее поддержать.

Бизнес-форум в Актау завершился общим собранием международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», во время которого участники утвердили устав ассоциации и положение о членстве в новой редакции, а также приняли в состав новых членов. 

Кроме того, был представлен анализ перевозок по ТМТМ за восемь месяцев 2023 года. Так, с января по сентябрь по Среднему коридору перевезено 945 тысяч тонн грузов, что на две тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в контейнерах – 12,6 тысячи ДФЭ. Экспорт из Казахстана составил 540 тысяч тонн. Импорт – 268 тысяч тонн.

По итогам форума подписаны:

  • соглашение о взаимодействии и мерах ответственности при организации перевозок грузов в составе контейнерных поездов по маршруту ТМТМ с использованием фидерных судов;
  • соглашение об организации контейнерных перевозок в прямом международном железнодорожно-водном сообщении с участием фидерных судов между портами Каспийского моря.

Организатором встречи в новом дискуссионном формате выступили Нацкомпания «Қазақстан темір жолы» и международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут».

Отметим, что мероприятие было приурочено к 10-летнему юбилею маршрута ТМТМ и 60-летию морского порта Актау

Новости
30.05.2025
Потенциальное сотрудничество в сфере транспорта и логистики обждуждают Казахстан и Республика Конго
Грузовые перевозки
30.05.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос на 58,1%
Регионы
30.05.2025
Весенний комиссионный осмотр завершён на сети Алматинского региона
Новости
30.05.2025
КТЖ внедряет современные технологии медицинского контроля для поддержки здоровья сотрудников
Новости
30.05.2025
Новый вид ремонта грузовых магистральных тепловозов освоили в сервисном центре Шалкар
Новости / Архив
30.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №41 от 30 мая 2025 года
Регионы
29.05.2025
Сотрудники стыковых станций встретились на корпоративном семинаре в Алматы
Регионы
29.05.2025
Детскую железную дорогу запустили в Караганде
Новости
29.05.2025
Железнодорожники усилили профилактическую работу на переездах
Регионы
29.05.2025
Железнодорожники провели профилактические беседы со школьниками в Соль-Илецке
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Два новых электропоезда запустят в Казахстане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Минтранс планирует перевезти железнодорожным транспортом более 7 млн пассажиров этим летом
Новости
29.05.2025
Первый камень нового сервисного центра компании Alstom заложен в Астане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Первый туристический поезд отправился из Сианя в Алматы
Новости
28.05.2025
Развитие ТМТМ и проекты Alstom обсудили на инвестиционном форуме в Астане
Регионы
28.05.2025
Учения с участием пожарного поезда прошли на станции Есиль
Регионы
28.05.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в ВКО
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.05.2025
Железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем выросли на 13%
Пассажирские перевозки
28.05.2025
В поезде «Астана – Жезқазған» родилась девочка
Интервью
27.05.2025
Казахстанско-китайский терминал в Сиане: транзитный прорыв Евразии