ТМТМ-2023: участники бизнес-форума обсудили инвестиционное сотрудничество и меры по оптимизации логистики в Казахстане

Новости
03.10.2023, 10:33
Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Перспективы развития Транскаспийского международного транспортного маршрута, инвестиционное сотрудничество и меры по оптимизации логистики обсудили на бизнес-форуме «ТМТМ-2023: инновации и развитие в эпоху цифровизации» в Актау.

В мероприятии приняли участие более 80 представителей транспортно-логистических компаний, финансовых институтов и бизнеса из 10 стран – Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции, Китая, Сингапура, Литвы, Болгарии, Румынии и Польши. 

Форум стал площадкой для налаживания партнерских связей между участниками Среднего коридора, обсуждения актуальных вызовов, стратегических решений и инновационных подходов для успешной адаптации к новой динамике в региональном бизнесе. 

Пристальное внимание наращиванию потенциала ТМТМ уделяет президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Глава государства поставил задачу планомерно увеличивать грузопоток через ТМТМ и довести его до 500тысяч контейнеров в год к 2030 году. И в сложившейся геополитической обстановке эта цель видится вполне достижимой. 

Приветствуя участников бизнес-форума, управляющий директор по логистике Нацкомпании «ҚТЖ» Ерлан Койшибаев отметил, что сегодня ТМТМ становится «жизненно важной артерией для грузоперевозок». 

– Мы видим динамичный рост объема перевозок по маршруту как транзитного груза из Китая в Европу и из Европы в Китай, так и экспортного груза казахстанских грузоотправителей. Если в 2021 году через Казахстан по ТМТМ было перевезено 590 тысяч тонн грузов, то в прошлом году этот показатель вырос на 153% и достиг 1,5 млн тонн. А за восемь месяцев 2023 года - увеличился на 85% по сравнению с тем же периодом 2022-го и составил 1,7 млн тонн, – проинформировал Ерлан Койшибаев.

Он добавил, что увеличению транзитных грузоперевозок по ТМТМ будет способствовать сотрудничество с одним из крупнейших мировых операторов контейнерных портовых терминалов – PSA International. В мае текущего года ҚТЖ подписала с ним соглашение о создании совместного предприятия, что обеспечивает доступ к опыту и технологиям PSA и интегрирует казахстанские транспортные коридоры с мировыми хабами. 

Важным шагом для увеличения пропускной способности Среднего коридора стала «дорожная карта» по развитию ТМТМ, утвержденная на правительственном уровне Казахстаном, Азербайджаном, Турцией и Грузией.

– Мы активно работаем с железнодорожными и морскими администрациями над устранением проблем и оптимизацией логистики. Синхронное развитие инфраструктуры стран-участниц ТМТМ делают наши совместные усилия максимально эффективными, – сказал Ерлан Койшибаев.

Руководитель управления водного транспорта вновь созданного министерства транспорта Жасулан Керимбаев в свою очередь отметил, что за год реализации мероприятий в рамках «дорожной карты» уже виден положительный эффект – сроки доставки грузов по Среднему коридору сократились как минимум до 25 дней. 

В рамках развития ТМТМ ведется работа над созданием совместного предприятия между ҚТЖ, азербайджанскими  и грузинскими железными дорогами. 

– Это позволит предоставлять услуги по принципу «одного окна» и обеспечить гарантированные сроки доставки, – сказал Ерлан Койшибаев.

Участники форума сошлись во мнении, что фиксированные сроки доставки позволят ТМТМ эффективно конкурировать с альтернативными маршрутами, включая самые бюджетные на сегодняшний день международные морские перевозки. Так, во время пленарной сессии «Инфраструктура: железнодорожный, автомобильный и морской транспорт» исполнительный директор и соучредитель IEC A&S Павел Чистяков отметил, что для грузоотправителей надежность маршрута важнее, чем конкретные показатели сроков доставки. 

–  Им не так важно,: за 25 или 27 дней будет доставлен груз. Пусть это будет  28 дней, но всегда 28. Во многом этому будет способствовать создание единого оператора на ТМТМ, – считает эксперт.

Внимание – инфраструктуре 

Заместитель директора, старший банкир Европейского банка реконструкции и развития Григорий Савва рассказал о плодотворной работе со многими участниками ТМТМ. 

– ЕБРР реализуются десятки проектов по финансированию различной транспортной инфраструктуры, в том числе с операторами подвижного состава, владельцами терминалов, чтобы устранить барьеры, которые есть на ТМТМ, – сообщил он. – ҚТЖ – один из наших крупнейших клиентов. Буквально 20 сентября ЕБРР одобрил проект с морпортом Актау по финансированию закупки оборудования в контейнерном терминале. И у нас большие планы по дальнейшей работе с участниками Среднего коридора.

Об основных этапах реализации проекта создания контейнерного хаба в порту Актау рассказал президент Актауского морского торгового порта, член правления международной ассоциации «ТМТМ» Абай Турикпенбаев. 

– Практически обеспечив инфраструктурную составляющую, мы должны сконцентрироваться на решении задач по дальнейшему развитию маршрута, повышению его привлекательности в условиях высокой конкурентности с альтернативными морскими и сухопутными маршрутами, – подчеркнул он. 

Эксперты высоко оценили проводимую ҚТЖ работу по развитию инфраструктуры Казахстана, в частности строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты. 

– Это значительно улучшит пропускную способность коридора в целом. Однако к 2030 году, если объемы по ТМТМ будут увеличиваться, на сети ҚТЖ могут возникнуть новые барьеры. Об этом нужно задумываться уже сейчас. В первую очередь о второй линии Хоргос – Жетыген и участке от Арыса до Сексеула, – считает Павел Чистяков.

Он также заявил о необходимости строительства железной дороги между Анкарой и границей Грузии. 

– Сейчас пропускная способность железной дороги Турции очень низкая. До 700 тысяч тонн в год. Грузы в Ахалкалаки и Баку перегружаются на автомобили, что создает дополнительное мультимодальное плечо. Если будет построена железная дорога от Анкары до грузинской границы, этот маршрут станет навсегда другим. А время в пути по территории Турции сократится с 7-8 дней до двух, – сказал Павел Чистяков.

Генеральный директор Poti North Bulk Terminal, председатель комитета логистики и транспорта Казахско-грузинского экономического объединения Леван Сулаберидзе поделился планами создания торговой площадки для казахстанского экспорта на Черном море. 

– Работа в этом направлении уже ведется. Есть меморандумы, стратегическое партнерство.  Мы ждем решения некоторых вопросов, и проект начнет воплощаться, – заверил он. – Благодаря его реализации казахстанский трейдер свой груз будет накапливать не в хранилищах на территории Казахстана, а непосредственно в Поти, у моря. И заключать торговые договоры станет легче. Эта инфраструктура позволит накапливать четыре вида неконтейнерных грузов – от 75 тысяч до 200 тысяч тонн единовременно, что в разы увеличит пропускную способность ТМТМ. Терминал сможет принимать самые большие сухогрузные корабли, которые способен пропускать через себя Босфор. 

Директор по каспийскому региону Albayrak Group Харун Онджу и руководитель по проектам развития бизнеса АО «LTG Cargo» Владас Амброзевичиус рассказали участникам о развитии инфраструктуры в Турции и Литве.

К общей цели

Во время второй панельной сессии эксперты обсудили повышение эффективности мультимодальных перевозок по ТМТМ и применение цифровых решений. 

Старший экономист Азиатского банка развития Роман Могилевский отметил, ТМТМ – мультимодальный коридор с множеством участников, поэтому необходима хорошая координация. Требуется долгосрочное видение, иными словами – стратегия развития коридора. По его словам, банк со своей стороны готов ее поддержать.

Бизнес-форум в Актау завершился общим собранием международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», во время которого участники утвердили устав ассоциации и положение о членстве в новой редакции, а также приняли в состав новых членов. 

Кроме того, был представлен анализ перевозок по ТМТМ за восемь месяцев 2023 года. Так, с января по сентябрь по Среднему коридору перевезено 945 тысяч тонн грузов, что на две тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в контейнерах – 12,6 тысячи ДФЭ. Экспорт из Казахстана составил 540 тысяч тонн. Импорт – 268 тысяч тонн.

По итогам форума подписаны:

  • соглашение о взаимодействии и мерах ответственности при организации перевозок грузов в составе контейнерных поездов по маршруту ТМТМ с использованием фидерных судов;
  • соглашение об организации контейнерных перевозок в прямом международном железнодорожно-водном сообщении с участием фидерных судов между портами Каспийского моря.

Организатором встречи в новом дискуссионном формате выступили Нацкомпания «Қазақстан темір жолы» и международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут».

Отметим, что мероприятие было приурочено к 10-летнему юбилею маршрута ТМТМ и 60-летию морского порта Актау

Новости
26.04.2024
Для столичных студентов организовали экскурсии на объекты КТЖ
Грузовые перевозки
26.04.2024
Казахстан, Россия и Китай создают новый транспортный хаб
Регионы
26.04.2024
Железнодорожники провели профилактические беседы со старшеклассниками в ЗКО
Новости
26.04.2024
Разъяснительную беседу с женами машинистов провели в Кокшетау
Новости
26.04.2024
КТЖ готовится отметить Всемирный день охраны труда
Регионы
26.04.2024
Выход скота на железнодорожные пути стал причиной 20 экстренных торможений в Павлодарской области
Регионы
26.04.2024
Весенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Новости / Архив
26.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №36 от 26 апреля 2024 года
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам
Регионы
25.04.2024
Материальную помощь направили локомотивщики из Кокшетау в Атбасар
Регионы
24.04.2024
Работу по повышению безопасности движения поездов ведут в Алматинской области
Регионы
24.04.2024
Коллективный договор обсудили в Балхашском вагонном депо
Пассажирские перевозки
24.04.2024
КТЖ рекомендует пассажирам планировать свои поездки заранее
Новости
24.04.2024
Вопросы цифровизации железнодорожной отрасли обсудили в Минтрансе