Казахстан поддерживает проект строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Панельная сессия «Железнодорожные и контейнерные перевозки: передовые логистические решения» состоялась в рамках VI международного транспортно-логистического бизнес-форума "New Silk Way" в Астане.
В обсуждении темы приняли участие представители министерства торговли и интеграции, отечественных и иностранных логистических компаний.
Во время сессии обсуждались вопросы влияния сезонного дефицита подвижного состава на экономику, инновации в организации международных железнодорожных перевозок и их внедрение, а также актуальные направления развития контейнерных перевозок и их будущие перспективы.
Открывая панельную сессию, вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев отметил, что, несмотря на геополитическую ситуацию в регионе, товарооборот за семь месяцев 2023 года составил почти 80 млрд долларов, из них 44 приходятся на экспорт, на переработанную продукцию – 14.
– В целом мы не отворачиваемся от традиционных рынков поставок, таких как страны ЕС, Китай, но вместе с тем мы рассматриваем новые выходы на рынки Ирана, Пакистана, Афганистана, Узбекистана и других стран. Интересным объектом для Казахстана является Пакистан, – подчеркнул Кайрат Торебаев.
На сегодня достигнута договоренность с мультимодальной логистической компанией в Пакистане National Logistics Cell. Компания заверила, что готова страховать транспортировку и обеспечить доставку грузов из Пакистана в Казахстан и обратно по кратчайшему маршруту через Афганистан. Планируется наладить связь с портом Лахор с целью дальнейшего выхода на порт Карачи.
Кроме того, Казахстан поддерживает проект строительства железной дороги Мазари-Шариф (Афганистан) – Кабул (Афганистан) – Пешавар (Пакистан) для увеличения экспорта казахстанской продукции. К слову, Пакистан для Казахстана является важным торговым партнером в Южной Азии. Есть большой потенциал в поставках на пакистанский рынок: 80 обработанных товаров различных отраслей на сумму 411,9 млн долларов.
Помимо этого, отработаны вопросы сотрудничества с иранской компанией Simatech Shipping & Forwarding, которая входит в состав Abu Dhabi Ports. В частности, данное сотрудничество ускорит доставку казахстанских грузов по морю через иранские порты. Основной задачей создаваемой фирмы будет поставка сельскохозяйственных товаров из Казахстана из порта Курык в страны Персидского залива через порты Амирабад и Бандар Аббас (Иран).
– Буквально с нового года мы откроем для себя новые рынки и поэтому призываем принять активное участие транспортные и экспортоориентированные компании. Нынешняя инфраструктура может обеспечить экспорт казахстанской продукции, здесь только стоит вопрос сезонности. Поэтому нашим министерством разработан план, по которому мы хотим предложить ҚТЖ планировать сезонные поставки отечественной продукции на внешние рынки, – заключил вице-министр.
Генеральный директор «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром рассказал о главных трендах транзитных контейнерных перевозок, о развитии новых направлений и потенциале роста этого сегмента. Прежде всего здесь сыграли роль традиционные преимущества железнодорожного транспорта – скорость, стабильность, надежность, конкурентоспособность технологий в сравнении с другими видами транспорта. Поэтому вопросы технологии и развития инфраструктуры участников перевозок приобретают первостепенное значение.
– Частый вопрос, который задают наши европейские партнеры, – а что, если мы будем возвращать грузы на прежние маршруты? Из докладов, которые здесь прозвучали, становится ясно, что железнодорожные инфраструктуры в Казахстане, России и Беларуси готовятся к этим объемам, ведется строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты, развивается пропускная способность пограничных переходов между Россией и Казахстаном. Сегодня задача заключается в привлечении большего количества грузов, потому что объем мирового трейда по итогам прошлого года составил 32 трлн долларов, и он только увеличивается. Объем перевозок между Юго-Восточной Азией, Китаем и Европой стабильно превышает 20 млн контейнеров ДФЭ. Поэтому существующие коридоры должны синхронно развиваться со стороны всех участников перевозочного процесса, – подытожил Алексей Гром.
В свою очередь, управляющий директор KTZ Express Дамир Кожахметов рассказал участникам панельной сессии, что компания является единственной дочерней организацией ҚТЖ с собственной IT-экосистемой, готовой к разработке и внедрению единого цифрового окна в рамках перехода в национальную транспортно-логистическую компанию. Так, IT-решение, построенное на базе микросервисной архитектуры, включает в себя множество инструментов для эффективного управления коммерческой деятельностью.
– Мы сфокусировались на создании онлайн-портала для самообслуживания клиентов. Здесь мы предоставляем все виды услуг, в том числе в онлайн-режиме. Из таких нововведений, которые мы разрабатываем, – это планирование контейнерных поездов. Совместно с командой аналитиков мы расширили этот процесс и в скором времени хотим представить его для наших партнеров и клиентов. Разрабатывая данную экосистему, мы ориентировались на модель UN/CEFAСT международных продаж, – рассказал Дамир Кожахметов.
По итогам 2022 года 86% респондентов удовлетворены качеством услуг. Индекс потребительской лояльности (NPS) по итогам 2022 года равен +47%. В данный момент формирование коммерческого предложения для клиентов не превышает 24 часа, до этого было более пяти дней. 95% заявок на перевозку грузов оформляются через личный кабинет клиента.
Кроме того, внедрили сервис по заключению договоров в онлайн-режиме. На это у клиента уходит буквально 30 минут. 100% обращений клиентов фиксируются, обрабатываются, хранятся в системе CI CRM.
Все эти нововведения позволили увеличить контейнерный транзит на 26%. Общая перевалка грузов за девять месяцев 2023 года составила 3 386 млн тонн, что на 22% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.