Железнодорожники создали летопись одного из старейших депо страны

Новости
01.04.2024, 11:26
Фото Александра Жабчука
Любовь Подоляк

В рамках 120- летия железной дороги Казахстана готовится к выходу в свет книга «Этапы большого пути. История и судьбы Астанинского эксплуатационного локомотивного депо», посвящённая летописи зарождения и становления первого паровозного депо Акмолинской области, первого и крупного предприятия столицы, передает Rail-news.kz.

Инициатором написания книги выступил почетный железнодорожник, начальник депо Дулат Ахмадиев. Авторы и составители – смотритель музея депо, почётный железнодорожник, бывший машинист-инструктор Владимир Ульяненко, ветеран депо, кандидат педагогических наук Далабай Байгожин, инженер - технолог отдела контроля ремонта локомотивов Лейла Габдулина.

Главный составитель книги Далабай Байгожин с энтузиазмом взялся за дело. Он обратился за помощью к бывшим коллегам и их родственникам, в разные госинстанции, по крупицам собирал сведения в течение полугода. Собирая материалы, он нашел интересные архивные факты и фотоснимки.

«Когда мне предложили подключиться к работе по созданию книги, я обрадовался как мальчишка. Дулат Тлегенович посоветовал написать книгу понятным, доступным и простым языком, чтобы читателю было интересно. Мы постарались вложить в эту работу душу. Книга будет полезна современным казахстанцам. В ней рассказывается история развития железной дороги и независимого Казахстана через призму одного предприятия. Благодаря труду многих поколений менялись за эти годы железная дорога и депо», — говорит Далабай Байгожин.

80% работников депо – представители династии, 20% - случайные люди, которые однажды пришли на железную дорогу и остались на всю жизнь. Ветеран относит себя к случайным людям. Свой трудовой путь он начал на железной дороге. Но потом решил поменять свою жизнь.

«Отец сказал: «Никогда не уходи из железной дороги», но я решил, что оперился и ушел в другую сферу. Работал преподавателем, защитил кандидатскую диссертацию. В тяжелые 90-е годы вернулся в депо помощником машиниста, потому что железка во все времена работает.  В 2005 году в 59 лет ушел на отраслевое пособие, которое выплачивало родное предприятие, а потом по достижению пенсионного возраста ушел на заслуженный отдых.  Сегодня с белой завистью смотрю на молодых локомотивщиков, которые уезжают в поездку на современных локомотивах, аккуратные и подтянутые в красивой железнодорожной форме», — говорит ветеран.

При написании книги были использованы архивные материалы музея депо. Здесь проводником стал хранитель музея Владимир Ульяненко, для которого депо, где он проработал более 40 лет, без преувеличения – дом родной. Он - представитель династии машинистов. Впервые увидев тепловоз в четырехлетнем возрасте, решил, что будет машинистом, и работал машинистом-инструктором до выхода на пенсию.

Книга состоит из девяти глав - 130 страниц. Она рассказывает, что с момента своего основания депо обеспечивало паровозной, а затем локомотивной тягой пассажирские и грузовые поезда, в военные годы - фронтовые перевозки. Отдельный раздел книги посвящен бывшему работник депо, Герою Советского Союза Дмитрию Степанову. Его называют гордостью паровозного депо. До объявления Великой Отечественной войны он работал слесарем. За форсирование реки Вислы сержанту Степанову присвоено звание Героя. Дмитрий Степанов родом из села Воздвиженка (расположенное недалеко от столицы), где сейчас одна из центральных улиц носит имя Героя.

В книге рассказывается о мужестве и самоотверженности деповчан после войны. Железнодорожники совершали трудовые подвиги, в депо развивалось Стахановско-Кривоносовское движение.

Ещё один раздел книги посвящён современному развитию депо, отражена активная общественная жизнь железнодорожников. Машинисты депо одни из первых прошли обкатку скоростных поездов Тальго и передовых систем введения поездов.

Сегодня столичное депо одно из ведущих предприятий на сети КТЖ, которое обсуживают грузовые и пассажирские поезда, курсирующие из столицы в направлении Кокшетау, Есиль, Караганда, Экибастуз и обратно.

Регионы
31.03.2025
Технические занятия по вопросам безопасности и охране труда прошли на станциях Уштобе и Бесколь
Регионы
31.03.2025
Осмотрщика вагонов премировали за внимательность на станции Оскемен-1
Новости
31.03.2025
Новый кран приобрели для восстановительного поезда на станции Аягоз
Грузовые перевозки / Цифра недели
31.03.2025
Железнодорожные перевозки грузов за два месяца выросли на 6,6%
Регионы
31.03.2025
К пропуску паводковых вод подготовились уральские железнодорожники
Регионы
31.03.2025
О подготовке пути к пропуску паводковых вод рассказали в Костанайском отделении ГП
Новости
29.03.2025
Сотрудники административного управления КТЖ провели субботник
Грузовые перевозки
29.03.2025
Итоги перевозок обсудили с грузоотправителями в КТЖ
Новости
28.03.2025
Вопросы увеличения транзита обсудили железнодорожники Казахстана и Узбекистана в Алматы
Регионы
28.03.2025
Традиционные казахские обряды представили железнодорожники во время празднования Наурыз мейрамы в Алматы
Регионы
28.03.2025
Железнодорожники отметили Наурыз мейрамы в Костанайском регионе
Новости
28.03.2025
Итоги работы за 2024 год подвели в ТОО «Қамқор Локомотив»
Новости
28.03.2025
KTZ Express и Рейлшип Сервис заключили меморандум
Грузовые перевозки
28.03.2025
Заседание зернового штаба прошло в КТЖ
Пассажирские перевозки
28.03.2025
Пассажирские перевозки и iKOMEK109 подписали меморандум о сотрудничестве
Новости / Архив
28.03.2025
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №22-23 от 28 марта 2025 года
Регионы
27.03.2025
Наурыз мейрамы отпраздновали акмолинские железнодорожники
Регионы
27.03.2025
Конкурс мастеров по войлоку «Сырмақ Time» прошел в Павлодаре
Новости
27.03.2025
Условный пожар потушили на станции Астана
Новости
27.03.2025
Казахстанскую вагоностроительную компанию посетил Олжас Бектенов в Экибастузе