Зачем сортировочной горке «луноход» рассказали на внеклассной сортировочной станции Астана

Новости
29.09.2024, 11:37
Любовь Подоляк

На крупных железнодорожных станциях, где пересекаются разные направления, работают сортировочные горки. Здесь сортируются вагоны, формируются и расформируются составы.

Мы посетили сортировочную горку крупной внеклассной сортировочной станции Астана, важного звена транспортного сообщения между странами СНГ, Европы и Азии.

Сортировочная горка - это «государство в государстве», где есть свои законы и порядки. За движением на сортировочной горке можно наблюдать бесконечно. Она работает, как беспрерывный конвейер. На станции и горке работают профессионалы в своём деле.

Первый заместитель начальника станции Астана Рустам Ахметов окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева. Он прошел все стадии профессионального роста «движенца»: работал дежурным по станции, оператором поста централизации, составителем поездов, регулировщиком скорости движения вагонов Павлодарского отделения.

Рустам Ахметов рассказывает, что за сутки через сортировочную горку проходит 2,3 тысячи вагонов. А ее потенциал – 2,4 тысячи вагонов в сутки.

«Станция соединяет столицу со всеми регионами страны. Здесь формируются составы, прибывающие из Карагандинского, Павлодарского, Кокшетауского и Костанайского направлений, и отправляются по назначению. В основном, по железной дороге везут уголь, зерно, нефтепродукты», — говорит он.

Рабочий процесс на горке контролируют квалифицированные составители вагонов. В смену выходят два составителя. Как правило, молодой специалист работает в паре с опытным.  Их задача – распределить грузовые вагоны по разным путям. На расформирование состава - полчаса. С помощью специального оборудования – вилки – составитель за считанные минуты производит расцеп каждого вагона. При этом нужно следить за показаниями горочного светофора и сверять номера вагонов с их маршрутом по сортировочному листу - это технологический документ, регламентирующий порядок расформирования состава.  После прохождения горки из одного состава получается несколько других. В сутки через «руки и глаза» составителей проходят 18 разборочных поездов. Самый длинный состав состоит из 84 вагонов.

Об особенностях работы на горке с гордостью рассказывает составитель поездов Сергей Зоненко. Ему 58 лет, из них 42 года он отработал на железной дороге. На стальную магистраль пришел сразу после школы в 16 лет, монтером пути Балхашской дистанция пути. Работал регулировщиком скорости движения вагонов, дежурным по горке, дежурным по станции Мойынты, оператором по обработке поездной информации Карагандинского отделения.  С 2002 года - составитель поездов на станции Астана. Награжден благодарственным письмом председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы».

С ним в смене работает 27-летний Ғалымжан Орынбасар. Его стаж работы составителя – два года.  На железной дороге он работает 8 лет. До этого был приемщиком поездов. Он окончил колледж транспорта и коммуникаций, Казахский университет путей сообщения.  На столичной горке три тормозные позиции: на них дежурят в сутки шесть регулировщиков скоростей движения и операторы горочного поста, которые управляют вагонными замедлителями.

Рабочее место оператора третьей тормозной позиции Жанкозы Абдрахимова – на головокружительной высоте - в горочном посту, из которого весь процесс роспуска и сборки поездов просматривается как на ладони.   Жанкозы Абдрахимов работает здесь уже три года. А общий стаж на железной дороге - 12 лет, начинал сигналистом, регулировщиком скорости движения. Окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева.

Горочный пост за внешнее сходство с аппаратом для исследования луны железнодорожники называют луноходом. Его высота на уровне трёхэтажного дома – более девяти метров. На горке оперируют сложными словами: надвиг, спуск и замедлитель вагонов.  На надвиге манёвровый локомотив толкает состав, а затем начинается волшебство - расцепленные вагоны катятся вниз под тяжестью собственного веса. На горке вагоны тормозятся при помощи специальных установок – вагонозамедлителей. Затем вагоны, как бусинки, собирают в новые составы, которые отправятся в путь.

Новости
01.10.2024
День образования отмечает морской порт Актау
Новости
01.10.2024
Работники ТОО «Қамқор Локомотив» прошли обучение в локомотиворемонтном депо в Астане
Пассажирские перевозки
01.10.2024
Поезд «Риддер-Новосибирск» возобновит курирование в декабре
Регионы
01.10.2024
Учения по реагированию на случай заражения оспой обезьян прошли на вокзале Алматы-1
Грузовые перевозки / Цифра недели
01.10.2024
Первый миллион зерна нового урожая перевезли по железной дороге в Казахстане
Новости
01.10.2024
Вопросы безопасности движения поездов обсудили представители КТЖ, РЖД и БЖД в Кокшетау
Новости / Архив
01.10.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №83 от 01 октября 2024 года
Новости
30.09.2024
Всемирный день сердца прошел в КТЖ
Грузовые перевозки
30.09.2024
Региональные тренинги по вопросам IT-систем прошли в ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»
Интервью
30.09.2024
«Китай - перспективное направление»: эксперт – об экспорте казахстанского зерна
Новости
30.09.2024
Немецкие партнеры KAZLOGISTICS посетили Центральный музей КТЖ и Центр оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
30.09.2024
Автомобили в контейнерах отправили из сухого порта Хоргос
Спорт
30.09.2024
Турнир по настольному теннису посвятили 120-летию железной дороги Казахстана в Павлодаре
Регионы
30.09.2024
Ведущего инженера по охране труда Галину Стягову проводили на пенсию в Семейском отделении грузовых перевозок
Новости
30.09.2024
Более 55 разъяснительных лекций в учебных заведениях провели железнодорожники в Акмолинском регионе
Пассажирские перевозки
30.09.2024
Более 100 нарушителей высадили из поездов КТЖ
Новости
30.09.2024
Уровень безопасности движения поездов улучшен в КТЖ
Новости
29.09.2024
Зачем сортировочной горке «луноход» рассказали на внеклассной сортировочной станции Астана
Новости
28.09.2024
Делегация КТЖ ознакомилась с новыми технологиями в железнодорожной отрасли на международной выставке InnoTrans в Берлине
Новости
28.09.2024
Развитие международного коридора «Север-Юг» обсудили РЖД и КТЖ в Волгограде