Зачем сортировочной горке «луноход» рассказали на внеклассной сортировочной станции Астана

Новости
29.09.2024, 11:37
Любовь Подоляк

На крупных железнодорожных станциях, где пересекаются разные направления, работают сортировочные горки. Здесь сортируются вагоны, формируются и расформируются составы.

Мы посетили сортировочную горку крупной внеклассной сортировочной станции Астана, важного звена транспортного сообщения между странами СНГ, Европы и Азии.

Сортировочная горка - это «государство в государстве», где есть свои законы и порядки. За движением на сортировочной горке можно наблюдать бесконечно. Она работает, как беспрерывный конвейер. На станции и горке работают профессионалы в своём деле.

Первый заместитель начальника станции Астана Рустам Ахметов окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева. Он прошел все стадии профессионального роста «движенца»: работал дежурным по станции, оператором поста централизации, составителем поездов, регулировщиком скорости движения вагонов Павлодарского отделения.

Рустам Ахметов рассказывает, что за сутки через сортировочную горку проходит 2,3 тысячи вагонов. А ее потенциал – 2,4 тысячи вагонов в сутки.

«Станция соединяет столицу со всеми регионами страны. Здесь формируются составы, прибывающие из Карагандинского, Павлодарского, Кокшетауского и Костанайского направлений, и отправляются по назначению. В основном, по железной дороге везут уголь, зерно, нефтепродукты», — говорит он.

Рабочий процесс на горке контролируют квалифицированные составители вагонов. В смену выходят два составителя. Как правило, молодой специалист работает в паре с опытным.  Их задача – распределить грузовые вагоны по разным путям. На расформирование состава - полчаса. С помощью специального оборудования – вилки – составитель за считанные минуты производит расцеп каждого вагона. При этом нужно следить за показаниями горочного светофора и сверять номера вагонов с их маршрутом по сортировочному листу - это технологический документ, регламентирующий порядок расформирования состава.  После прохождения горки из одного состава получается несколько других. В сутки через «руки и глаза» составителей проходят 18 разборочных поездов. Самый длинный состав состоит из 84 вагонов.

Об особенностях работы на горке с гордостью рассказывает составитель поездов Сергей Зоненко. Ему 58 лет, из них 42 года он отработал на железной дороге. На стальную магистраль пришел сразу после школы в 16 лет, монтером пути Балхашской дистанция пути. Работал регулировщиком скорости движения вагонов, дежурным по горке, дежурным по станции Мойынты, оператором по обработке поездной информации Карагандинского отделения.  С 2002 года - составитель поездов на станции Астана. Награжден благодарственным письмом председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы».

С ним в смене работает 27-летний Ғалымжан Орынбасар. Его стаж работы составителя – два года.  На железной дороге он работает 8 лет. До этого был приемщиком поездов. Он окончил колледж транспорта и коммуникаций, Казахский университет путей сообщения.  На столичной горке три тормозные позиции: на них дежурят в сутки шесть регулировщиков скоростей движения и операторы горочного поста, которые управляют вагонными замедлителями.

Рабочее место оператора третьей тормозной позиции Жанкозы Абдрахимова – на головокружительной высоте - в горочном посту, из которого весь процесс роспуска и сборки поездов просматривается как на ладони.   Жанкозы Абдрахимов работает здесь уже три года. А общий стаж на железной дороге - 12 лет, начинал сигналистом, регулировщиком скорости движения. Окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева.

Горочный пост за внешнее сходство с аппаратом для исследования луны железнодорожники называют луноходом. Его высота на уровне трёхэтажного дома – более девяти метров. На горке оперируют сложными словами: надвиг, спуск и замедлитель вагонов.  На надвиге манёвровый локомотив толкает состав, а затем начинается волшебство - расцепленные вагоны катятся вниз под тяжестью собственного веса. На горке вагоны тормозятся при помощи специальных установок – вагонозамедлителей. Затем вагоны, как бусинки, собирают в новые составы, которые отправятся в путь.

Регионы
15.08.2025
Железнодорожники провели интеллектуальное состязание к 180-летию Абая в Усть-Каменогорске
Новости
15.08.2025
Члены согласительных комиссий ж/д предприятий прошли обучение по переговорам в трудовых спорах
Новости
15.08.2025
Соревнования профессионального мастерства среди железнодорожников прошли на приграничных станциях
Интервью
15.08.2025
От ремонта тысяч километров путей до внедрения ИИ: стратегические направления работы Дирекции магистральной сети
Новости / Архив
15.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №65 от 15 августа 2025 года
Новости
14.08.2025
Казахстан и Китай обсуждают строительство зернового хаба в Чэнду
Новости
14.08.2025
Транспортные полицейские отработали навыки расследования происшествий на железной дороге
Новости
14.08.2025
Казахстан намерен отправить на экспорт около 13 млн тонн зерна
Регионы
14.08.2025
Более 220 детей павлодарских железнодорожников отдохнули в летних лагерях
Новости
14.08.2025
АО «Кедентранссервис» и Хэфэй обсудили развитие совместных логистических проектов
Спорт
13.08.2025
Победителей Х Спартакиады «Самрук-Қазына» поздравили в КТЖ
Инфраструктура
13.08.2025
Теміржол жөндеу перевыполнило план капитального ремонта путей за 7 месяцев
Регионы
13.08.2025
О работе энергохозяйства рассказали в Алматинской дистанции электроснабжения
Новости
13.08.2025
Таиланд, Мьянма, Алжир проявляют интерес к казахстанскому зерну
Регионы
12.08.2025
Защитинская дистанция сигнализации: профсоюз и руководство укрепляют охрану труда
Интервью
12.08.2025
Цифровая трансформация АО «KTZ Express»: объединение сервисов и упрощение работы с клиентами
Новости
12.08.2025
Liebherr поставила первую партию систем кондиционирования для вагонов Stadler в Казахстан
Регионы
12.08.2025
Четыре железнодорожных вокзала модернизируют в ЗКО
Новости
12.08.2025
Новый рекорд по передаче экспортных грузов в Китай установлен на станции Достык
Новости / Архив
12.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №64 от 12 августа 2025 года