Зачем сортировочной горке «луноход» рассказали на внеклассной сортировочной станции Астана

Новости
29.09.2024, 11:37
Любовь Подоляк

На крупных железнодорожных станциях, где пересекаются разные направления, работают сортировочные горки. Здесь сортируются вагоны, формируются и расформируются составы.

Мы посетили сортировочную горку крупной внеклассной сортировочной станции Астана, важного звена транспортного сообщения между странами СНГ, Европы и Азии.

Сортировочная горка - это «государство в государстве», где есть свои законы и порядки. За движением на сортировочной горке можно наблюдать бесконечно. Она работает, как беспрерывный конвейер. На станции и горке работают профессионалы в своём деле.

Первый заместитель начальника станции Астана Рустам Ахметов окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева. Он прошел все стадии профессионального роста «движенца»: работал дежурным по станции, оператором поста централизации, составителем поездов, регулировщиком скорости движения вагонов Павлодарского отделения.

Рустам Ахметов рассказывает, что за сутки через сортировочную горку проходит 2,3 тысячи вагонов. А ее потенциал – 2,4 тысячи вагонов в сутки.

«Станция соединяет столицу со всеми регионами страны. Здесь формируются составы, прибывающие из Карагандинского, Павлодарского, Кокшетауского и Костанайского направлений, и отправляются по назначению. В основном, по железной дороге везут уголь, зерно, нефтепродукты», — говорит он.

Рабочий процесс на горке контролируют квалифицированные составители вагонов. В смену выходят два составителя. Как правило, молодой специалист работает в паре с опытным.  Их задача – распределить грузовые вагоны по разным путям. На расформирование состава - полчаса. С помощью специального оборудования – вилки – составитель за считанные минуты производит расцеп каждого вагона. При этом нужно следить за показаниями горочного светофора и сверять номера вагонов с их маршрутом по сортировочному листу - это технологический документ, регламентирующий порядок расформирования состава.  После прохождения горки из одного состава получается несколько других. В сутки через «руки и глаза» составителей проходят 18 разборочных поездов. Самый длинный состав состоит из 84 вагонов.

Об особенностях работы на горке с гордостью рассказывает составитель поездов Сергей Зоненко. Ему 58 лет, из них 42 года он отработал на железной дороге. На стальную магистраль пришел сразу после школы в 16 лет, монтером пути Балхашской дистанция пути. Работал регулировщиком скорости движения вагонов, дежурным по горке, дежурным по станции Мойынты, оператором по обработке поездной информации Карагандинского отделения.  С 2002 года - составитель поездов на станции Астана. Награжден благодарственным письмом председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы».

С ним в смене работает 27-летний Ғалымжан Орынбасар. Его стаж работы составителя – два года.  На железной дороге он работает 8 лет. До этого был приемщиком поездов. Он окончил колледж транспорта и коммуникаций, Казахский университет путей сообщения.  На столичной горке три тормозные позиции: на них дежурят в сутки шесть регулировщиков скоростей движения и операторы горочного поста, которые управляют вагонными замедлителями.

Рабочее место оператора третьей тормозной позиции Жанкозы Абдрахимова – на головокружительной высоте - в горочном посту, из которого весь процесс роспуска и сборки поездов просматривается как на ладони.   Жанкозы Абдрахимов работает здесь уже три года. А общий стаж на железной дороге - 12 лет, начинал сигналистом, регулировщиком скорости движения. Окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева.

Горочный пост за внешнее сходство с аппаратом для исследования луны железнодорожники называют луноходом. Его высота на уровне трёхэтажного дома – более девяти метров. На горке оперируют сложными словами: надвиг, спуск и замедлитель вагонов.  На надвиге манёвровый локомотив толкает состав, а затем начинается волшебство - расцепленные вагоны катятся вниз под тяжестью собственного веса. На горке вагоны тормозятся при помощи специальных установок – вагонозамедлителей. Затем вагоны, как бусинки, собирают в новые составы, которые отправятся в путь.

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО