Зачем сортировочной горке «луноход» рассказали на внеклассной сортировочной станции Астана

Новости
29.09.2024, 11:37
Любовь Подоляк

На крупных железнодорожных станциях, где пересекаются разные направления, работают сортировочные горки. Здесь сортируются вагоны, формируются и расформируются составы.

Мы посетили сортировочную горку крупной внеклассной сортировочной станции Астана, важного звена транспортного сообщения между странами СНГ, Европы и Азии.

Сортировочная горка - это «государство в государстве», где есть свои законы и порядки. За движением на сортировочной горке можно наблюдать бесконечно. Она работает, как беспрерывный конвейер. На станции и горке работают профессионалы в своём деле.

Первый заместитель начальника станции Астана Рустам Ахметов окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева. Он прошел все стадии профессионального роста «движенца»: работал дежурным по станции, оператором поста централизации, составителем поездов, регулировщиком скорости движения вагонов Павлодарского отделения.

Рустам Ахметов рассказывает, что за сутки через сортировочную горку проходит 2,3 тысячи вагонов. А ее потенциал – 2,4 тысячи вагонов в сутки.

«Станция соединяет столицу со всеми регионами страны. Здесь формируются составы, прибывающие из Карагандинского, Павлодарского, Кокшетауского и Костанайского направлений, и отправляются по назначению. В основном, по железной дороге везут уголь, зерно, нефтепродукты», — говорит он.

Рабочий процесс на горке контролируют квалифицированные составители вагонов. В смену выходят два составителя. Как правило, молодой специалист работает в паре с опытным.  Их задача – распределить грузовые вагоны по разным путям. На расформирование состава - полчаса. С помощью специального оборудования – вилки – составитель за считанные минуты производит расцеп каждого вагона. При этом нужно следить за показаниями горочного светофора и сверять номера вагонов с их маршрутом по сортировочному листу - это технологический документ, регламентирующий порядок расформирования состава.  После прохождения горки из одного состава получается несколько других. В сутки через «руки и глаза» составителей проходят 18 разборочных поездов. Самый длинный состав состоит из 84 вагонов.

Об особенностях работы на горке с гордостью рассказывает составитель поездов Сергей Зоненко. Ему 58 лет, из них 42 года он отработал на железной дороге. На стальную магистраль пришел сразу после школы в 16 лет, монтером пути Балхашской дистанция пути. Работал регулировщиком скорости движения вагонов, дежурным по горке, дежурным по станции Мойынты, оператором по обработке поездной информации Карагандинского отделения.  С 2002 года - составитель поездов на станции Астана. Награжден благодарственным письмом председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы».

С ним в смене работает 27-летний Ғалымжан Орынбасар. Его стаж работы составителя – два года.  На железной дороге он работает 8 лет. До этого был приемщиком поездов. Он окончил колледж транспорта и коммуникаций, Казахский университет путей сообщения.  На столичной горке три тормозные позиции: на них дежурят в сутки шесть регулировщиков скоростей движения и операторы горочного поста, которые управляют вагонными замедлителями.

Рабочее место оператора третьей тормозной позиции Жанкозы Абдрахимова – на головокружительной высоте - в горочном посту, из которого весь процесс роспуска и сборки поездов просматривается как на ладони.   Жанкозы Абдрахимов работает здесь уже три года. А общий стаж на железной дороге - 12 лет, начинал сигналистом, регулировщиком скорости движения. Окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева.

Горочный пост за внешнее сходство с аппаратом для исследования луны железнодорожники называют луноходом. Его высота на уровне трёхэтажного дома – более девяти метров. На горке оперируют сложными словами: надвиг, спуск и замедлитель вагонов.  На надвиге манёвровый локомотив толкает состав, а затем начинается волшебство - расцепленные вагоны катятся вниз под тяжестью собственного веса. На горке вагоны тормозятся при помощи специальных установок – вагонозамедлителей. Затем вагоны, как бусинки, собирают в новые составы, которые отправятся в путь.

Грузовые перевозки
02.05.2025
Почти 72 млн тонн угля доставлено железнодорожным транспортом в отопительном сезоне 2024–2025 годов
Новости
02.05.2025
Представители Минтранса проводят профориентационную работу
Пассажирские перевозки
30.04.2025
Более 120 пассажиров отправились в путешествие на туристическом поезде «Jibek Joly»
Новости
30.04.2025
Казахстан и Пакистан расширяют транспортное сотрудничество
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстанское зерно отправили по железной дороге в Марокко
Регионы
30.04.2025
Память фронтовиков-железнодорожников почтили в Караганде
Интервью
30.04.2025
Жером Бойе рассказал о миссии Alstom, новых депо и будущем железнодорожной отрасли Казахстана
Регионы
30.04.2025
Вокзалы реконструируют на 6 станциях в Костанайском регионе
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстан значительно нарастил поставки зерна в Иран и Азербайджан
Регионы
30.04.2025
Отчетно-выборная конференция профсоюзного комитета прошла в Алматинском отделении ГП
Регионы
30.04.2025
Стали известны подробности о системе видеоаналитики, испытанной КТЖ на переездах
Новости
29.04.2025
Заседание профсоюзного актива железнодорожного узла «Астана» посвятили Дню охраны труда
Регионы
29.04.2025
Павлодарские железнодорожники обсудили важность использования современных технологий в День охраны труда
Регионы
29.04.2025
Железнодорожники провели викторину ко Дню охраны труда в Усть-Каменогорске
Новости
29.04.2025
KTZ Express представил планы развития на форуме ESE ASIA 2025
Новости
29.04.2025
Повышение конкурентоспособности ТМТМ обсудили в Бишкеке
Новости / Архив
29.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №33 от 29 апреля 2025 года
Новости
28.04.2025
КТЖ и РЖД подвели итоги сотрудничества и наметили планы до 2027 года
Новости
28.04.2025
Итоги работы по предупреждению несчастных случаев на железной дороге подвели в Кокшетау
Новости
28.04.2025
Встреча с ветеранами-железнодорожниками прошла в Высшем колледже транспорта и коммуникаций