Порт Курык: расширяя морские ворота

Новости
04.08.2017, 15:48

В порту Курык на Каспии АО «НК «Қазақстантеміржолы»продолжаетстроительство объектов второй фазы паромного комплексаавтомобильного перехода в соответствии с поручением, обозначенным в Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». В декабре строители обещают ввести в эксплуатацию автомобильный комплекс. При этом все работы они осуществляют в условиях активной коммерческой деятельности, которая стартовала с завершением первой фазы строительства объектов инфраструктуры паромного комплекса. До конца года здесь готовы выполнить план грузооборота в 1 миллион тонн. 

Порт Курык - это первый морской порт независимого Казахстана. Для нашей страны это совершенно новое направление работы - морской инфраструктурный объект с железнодорожной составляющей. Сегодня Курык - важное звено  Нового Шелкового пути, которое уже приносит коммерческую прибыль. Его перспективы реально просматриваются с учетом роста грузопотоков  на этом направлении. Курык возводится на абсолютно новой площадке, которая значительно выигрывает в географическом плане. Мощность порта, оснащенного пирсом с двухсторонним причаливанием паромов, и двумя подъемными переходными мостами, четыре миллиона тонн грузов в год, с учетом строительства автомобильной составляющей мощность возрастет до 6 млн. тонн в год. 

За несколько километров парадным маршем встречает железнодорожная ветка, проложенная от Ерсая до кромки моря. Масштабно развернулась техника в самой бухте. Вертикальная планировка площадок, опалубка под фундаменты, возводимые стены будущих зданий и сооружений – все в дополнение к уже построенным ранее причалу, пирсу, офисным зданиям и смотровому комплексу. Но самое главное – у причала стоит паром с разинутой пастью, в которую два локомотива плавно отправляют цистерны. Еще один паром на рейде ждет своей очереди. 

Паромы грузятся «с колес» 

- Завершается загрузка 46 вагонов на паром «Академик Зариф Алиев», в течение часа отшвартуется. На рейде «Барда» стоит. В пути идет «Карабах». А в азербайджанском порту Алят грузится в нашу сторону «Балакен», - делится информацией заместитель генерального директора по эксплуатации ТОО «Порт Курык» Талгат Оспанов. 

Он называет цифры - с момента запуска обработали 132 парома, перегрузили 560 тысяч тонн грузов. Но с каждым часом эти данные устаревают. В сутки здесь могут обработать 3 парома. Главное, чтобы грузов хватило. А грузы идут в цистернах, вагонах, контейнерах. Сейчас уходят на экспорт газойль, минеральные удобрения «КазАзота», барит из Караганды. Транзитом следуют товары народного потребления в контейнерах по ТМТМ (Транскаспийский международный транспортный маршрут) через Алтынколь из Китая. Все грузы доставляются в азербайджанский порт Алят, далее по железной дороге - в Грузию, потом по Черному морю в Европу, Турцию, другие страны. Обратно везут замороженные окорочка в больших объемах, кондитерские изделия, мебель из Украины. При этом грузоотправителям совершенно не приходится дожидаться по многу часов и дней счастливого момента отправки груза. Прошли те времена, когда в порту Актау иногда по 500-800 вагонов стояли в очереди в ожидании парома. Сейчас Курык разгрузил своего старшего собрата. Железнодорожные вагоны обрабатываются здесь, а автомобильные грузы остались пока в порту Актау. 

- В ожидании у нас нулевой остаток. Грузим вагоны с колес, буквально. Нам, конечно, хотелось бы иметь какой-то запас. Но действуем в интересах клиента. Самое главное для них, чтобы не было простоя вагонов, - отмечает Талгат Оспанов. 

Сам он 10 лет работал в порту Актау. И понимает, что каждый простой - это дополнительные затраты, потеря времени. Поэтому налажено тесное взаимодействие, предварительное информирование со всеми смежными структурами. Информацию получают от Caspar (Азербайджанское каспийское морское пароходство), порта Алят, Азербайджанских железных дорог. С другой стороны ҚТЖ, Мангистауское отделение ГП, начальник железнодорожной станции «Порт Курык» и специалисты, которые задействованы в отправке грузов. На связи каждые сутки, два раза в день обмен информацией. 

На воде и на суше 

Каждый паром обрабатывается в среднем за 6-7 часов. Этого времени хватает не только на осуществление выката и наката вагонов, но и обработку всех перевозочных документов, транзитных деклараций. Для этого на станции трудятся агенты и товарные кассиры, которые обрабатывают документы, проверяют наличие товаров, комплектацию. 

- Основная задача станции - обеспечить перевозку вагонов через государственный стык, - подчеркивает начальник станции Порт Курык А.Кусаинов. 

В его распоряжении также вагонники, машинисты, которыми руководит сменный дежурный по станции. Железнодорожная составляющая порта Курык на сегодняшний день достаточно мощно оснащена. Подъездной железнодорожный путь протяженностью 12,5 километров, два железнодорожных парка «А» и «Б», в каждом по 6 железнодорожных путей- по 2 для наката, выката и отстоя вагонов, отцепленных по таможне, ветеринарии, санэпидемстанции. Кроме того, началось строительство приемоотправочной Сортировочной станции. Сегодня сортировка грузов осуществляется на станции Мангышлак. Но в связи с расширением самого порта, планируемым увеличением грузопотока, большим интересом западных компаний, принято решение о строительства Сортировочной станции в 7 км от порта. Это очень важный элемент для ускорения формирования выгружаемых поездов. Между делом, завершается погрузка на паром. Ответственное это дело – завезти вагоны на судно. Филигранную работу выполняют машинисты тепловозов на накате-выкате непосредственно на паром. Не каждому опытному специалисту это удается. Сегодня машинист-инструктор Арман Мырзатаев обкатывает машинистов 3-го класса А.Неталиева и А.Мадримова. - Оба мои ученики, опытные машинисты. Но первый паром по инструкции сам сначала обкатывал. Чтобы обучать других, сам должен все уметь, - делится машинист-инструктор. –Сложно, ответственность большая. Паром стоит на воде, мы на суше, заводить вагоны надо плавно и синхронно двумя составами. Этоне таккак на железной дороге - сел и просто поехал. Взаимодействие должно быть идеальным. 

Автомобильный рай 

Потребность автомобильной составляющей наглядно продемонстрировали события прошлого года. Тогда в порт Актау хлынул поток грузов из Турции, Украины. Морская гавань со своим единственным паромным причалом не справлялась с натиском фур и паромов. Как отмечают автомобилисты, для них новый автомобильная переправа будет раем. Понимая эту потребность, огромные усилия прилагаются руководством страны, правительством, компанией ҚТЖ, генподрядчиком и субподрядными организациями для возведения автомобильного пирса в Курыке. Заместитель генерального директора ТОО «Концерн Найза-Курылыс» Алий Карабалин отмечает, что ведение активных строительно-монтажных работ по возведению автомобильной составляющей в действующем порту сегодня накладывает большую ответственность на всех в части обеспечения движения судов и выполнения таких работ, как устройство пирсов, причалов, дноуглубления, строительства молов. Одновременно по просьбе эксплуатации и с согласия заказчика решен серьезный вопрос по разгрузке-погрузке различных негабаритных грузов. Изначально в проекте было 4 причала, но позднее появилась идея расширить деятельность Курыка. Проектировщики изыскали возможность отвести территорию между двумя пирсами на расстоянии 190 метров для дополнительного причала. Здесь будут швартоваться суда, которые будут транспортировать негабаритные грузы. Это очень важный и нужный элемент. 

- И если по первому пусковому у строителей было 70 объектов, то по второму пусковому предстоит возвести 115 объектов различного характера. Все они охвачены строительно-монтажными работами, - рассказывает начальник ПТО и главный менеджер управления по строительству паромного комплекса в порту Курык дирекции по реализации крупных проектов АО «НК «ҚТЖ» Кайрат Уалиев. 

Осуществляется вертикальная планировка. В существующем ландшафте делается масштабная выемка, согласно проекту объем ее составит 884 тыс. кубов земли, из которых на сегодняшний момент выполнено около 200 тыс. Для этого осуществляются буровзрывные работы. А это непросто -делать взрывы при уже построенных и строящихся объектах. Приходится осуществлять взрывы малой мощности, чтобы не повредить построенные здания и сооружения. Для автомобильной составляющей изменили границы молов. Западный мол увеличится в длину в связи с тем, что расширяется акватория, восточный мол переносится на 500 метров. Принято и новое техническое решение по их устройству. Запроектированный бутовый камень в виду своей труднодоступности  будет заменен на бетонные блоки такого же размера. Специалисты считают, что это ускорит строительство. Предстоит также построить автомобильную дорогу протяженностью 22 км от поселка Курык до порта Курык. 

Уникальные решения 

Как обычно бывает при реализации серьезных проектов, отдельные решения становятся уникальными. Таковыми в Курыке являются дистанционно управляемые подъемно-переходные мосты. Других таких на Каспии нет. Подъемно-переходной мост – это самый главный узел, который позволяет железнодорожный состав перегружать на паромы. Обычно такие сооружения управляются при визуальном сопровождении из диспетчерских пунктов, что осложняет работу при стыковке судна. Это очень сложная операция, когда мост и паром соединяются специальными зацепами. Изюминкой сооружения в Курыке является дистанционное управление. Оператору не придется сидеть за пультом и наблюдать за процессом, в котором ему требуется еще 2-3 помощника. Он будет непосредственно находиться на мосту и с помощью пульта осуществлять операцию погружения моста в специальное гнездо, на которое насаживается механизм парома. Это удобно для причаливания судна с большей точностью и за более короткое время. Особых слов заслуживает зона таможенного оформления со своей системой как для грузов, так и пассажиров. Это будет первый объект, который вводится в республике на приграничных территориях для автомобильных и морских судов. По решению правительства он будет базовым и типовым для всех строящихся в перспективе аналогичных таможенных пунктов. Площадь его около 5 тысяч квадратов, рассчитан на 120 рабочих мест.  

Ирин Бектиярова,

Порт Курык

Новости
27.11.2024
Более 250 студентов и школьников побывали на экскурсии в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году
Регионы
25.11.2024
Тянь-шаньские ели посадили сотрудники Алматинского отделения ГП
Новости
25.11.2024
Обучение по повышению компетенций провели для работников узла Кокшетау
Регионы
25.11.2024
С выходом бродячего скота на железнодорожные пути продолжают бороться в Костанайском регионе
Спорт
25.11.2024
Команда КТЖ заняла первое место на ІХ спартакиаде «Самрук-Қазына»