Планы объемов перевозок на 2025 год предварительно согласовали Казахстан и Китай
Собственный корреспондент по Алматинской области
На станциях Алашанькоу (КНР) и Достык (РК) прошло совещание, где подвели итоги работы пограничных железных дорог Казахстана и Китая за 2024 год и предварительно согласовали планы объемов перевозок на 2025 год, передает Rail-news.kz.
Казахстанскую делегацию возглавил управляющий директор по производственному процессу АО «НК «ҚТЖ» Бауыржан Урынбасаров, китайскую – заместитель генерального директора ООО «Урумчийская железная дорога» Хао Сиаомин.
Стороны обсудили вопросы эффективности взаимодействия, оптимизации грузопотоков и повышения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на стыке двух стран.
В своей речи Бауыржан Урынбасаров отметил, что станции Достык и Алтынколь остаются ключевыми звеньями в транспортировке грузов между Казахстаном и Китайской Народной Республикой. В связи с этим государство и АО «НК «ҚТЖ» придает огромное значение работе приграничных станций.
В ходе встречи также было озвучено, что в 2024 году объем грузов между РК и КНР достиг нового рекордного показателя и составил 32 миллиона 053 тысячи тонн, что на 13,2% больше чем в прошлом году. Через Достык – Алашанькоу перевезено 18 миллионов 266 тысяч тонн, что на 14,6% больше по сравнению с 2023 годом.
Через Алтынколь – Хоргос – 13 миллионов 787 тысяч тонн, что на 11,3% больше, чем в прошлом году. Кроме того, стороны отметили, что за 2024 год достигнут рост перевозок грузов в контейнерах на +18,5%, в том числе транзитных контейнерных перевозок на + 19,7%.
Стороны высоко оценили работу пограничных станций, отметив значительный прогресс в организации перевозок контейнерных поездов между Казахстаном и Китаем.
Также в ходе встречи был предварительно согласован план объема перевозок на 2025 год – 33 миллиона тонн, в числе которых из РК в КНР – 20 миллионов 639 тысяч тонн, из КНР в РК – 12 миллионов 361 тысяча тонн. Окончательный объем перевозок и номенклатуры грузов будет согласован на совещании ОСЖД по согласованию объемов перевозок в марте 2025 года.
После этого казахстанская сторона проинформировала о реализации инфраструктурных проектов – строительство вторых путей Достык – Мойынты, в феврале этого года планируется открытие двухпутного движения на участках Мойынты – Балхаш, в марте - Достык – Бесколь. В июне 2025 года планируют завершить строительства вторых путей по всему участку Достык – Мойынты.
В настоящее время начаты работы по строительству второй линии с узкой и широкой колеи на перегоне Алашанькоу – Достык, в том числе таможенного парка «Т» со сроком завершения июнь 2025 года.
Для увеличения пропускной способности по направлению Алтынколь планируют поэтапно увеличивать пропускную способность участка, в том числе построить пять новых разъездов и девять дополнительных путей на станциях, на участке Алтынколь – Жетыген. Срок реализации проекта по строительству вторых путей на перегонах Алтынколь – Иинтал и Жетыген – Курозек запланирован на 2026 год.
Сейчас идет строительство обводной железнодорожной линии в обход железнодорожного узла станции Алматы протяженностью 74 километра и проектной пропускной способностью 30 пар поездов в сутки, и казахстанская сторона проинформировала о предстоящем поэтапном увеличении приема и передаче поездов до конца 2025 года. Через Достык – Алашанькоу по широкой колее в сутки в первом квартале сможет пройти 21 поезд, во втором квартале – 25, в третьем – 30, в четвертом – 35. Через Алтынколь – Хоргос по широкой колее в сутки в первом квартале сможет пройти 10 поездов, в третьем квартале – 11, в четвертом – 12.
Глава китайской делегации Хао Сиаомин выразил уверенность в том, что стороны смогут найти пути к взаимовыгодным решениям и разработать конструктивные предложения по совершенствованию работы пограничных переходов. Он подчеркнул важность дальнейшего укрепления сотрудничества и совместных усилий для повышения транспортных операций между Казахстаном и Китаем.
В рамках встречи были затронуты проблемные вопросы двустороннего сотрудничества. Казахстанская сторона сообщила, что объем передачи зерновых грузов из Казахстана в Китай в 2024 году составил 1,7 миллиона тонн, что на 19% меньше по сравнению с предыдущим годом. Снижение объемов связано с истечением сроков действия сертификатов, а также с отсутствием необходимых квот у китайских грузополучателей. Участники совещания выразили готовность для устранения данных препятствий и обеспечения стабильности поставок в будущем.
В целях дальнейшего повышения эффективности работы по передаче поездов и грузов между пограничными станциями РК и КНР стороны договорились совместно принять меры по улучшению качества передачи и обработки информации о составе поездов, накладных СМГС в системе обмена электронными данными, а также рассмотреть проведение опытной перевозки грузов по безбумажной технологии между КЖД и КЗХ в 2025 году. Учитывая, что китайские предприятия продолжают испытывать высокий спрос товаров народного потребления, химикатов, строительных материалов, легковых автомобилей и стали в крытых вагонов, полувагонах и автомобилевозах, китайская сторона просит принять меры по увеличению мощности и модернизации инфраструктуры для погрузки и выгрузки повагонных грузов на станции Алтынколь.
Встреча прошла в дружеской атмосфере, итогом встречи стало достижение договоренностей по ключевым направлениям и подписание протокола представителями администраций двух стран.