Развитие ж/д логистики и инфраструктуры обсудили на конференции АНЭК и КазАПО в Алматы


Собственный корреспондент по Алматинской области
В Алматы состоялась ежегодная конференция КазАПО и АНЭК, посвященная вопросам развития партнерства в транспортно-логистической и цифровой сферах, усиления лидирующей роли Казахстана в регионе, передает Rail-news.kz.
Ключевыми темами мероприятия стали вопросы поддержания устойчивого взаимодействия между государством и отечественным бизнесом при реализации новых масштабных проектов. Участники отметили необходимость совместных решений в условиях глобальных экономических изменений. Конференция собрала ключевых игроков рынка для обсуждения актуальных вызовов и возможностей железнодорожного транспорта, внедрения цифровых технологий, привлечения частных инвестиций и совершенствования регулирования в сфере логистики.
Форум открыл почетный председатель наблюдательных советов АНЭК и КазАПО, член президиума Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics», Комитета логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Илья Сигал. Он отметил, что необходимо выработать эффективные решения, направленные на устранение инфраструктурных и административных ограничений.

Участники встречи отметили важность создания устойчивого механизма взаимодействия, который обеспечит своевременное принятие конструктивных решений и позволит достичь поставленных целей, в частности определить точки соприкосновения.
Заместитель генерального директора по маркетингу и планированию ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Саламат Абжалиев сообщил, что по итогам первого квартала грузооборот составил 66,9 миллиарда тонно-километров и вырос на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Он также отметил положительную динамику перевозок между РК и КНР: за три месяца перевезено 8,4 миллиона тонн, том числе казахстанский экспорт в КНР вырос на 9,8% к показателю прошлого года и составил 3,6 миллиона тонн. Достигнута договоренность с Китайской железной дорогой о перевозке 35 миллионов тонн грузов до конца 2025 года. Продолжается сотрудничество с железнодорожными администрациями Азербайджана, Грузии и Турции по устранению узких мест на маршруте ТМТМ и наращиванию объёмов перевозок. С начала года он составил 816 тысяч тонн, что больше на 5,8% показателя прошлого года.

На конференции также обсудили реализацию трех крупных проектов: Достык – Мойынты, обводной линии вокруг Алматы и Дарбаза – Мактаарал. Было отмечено, что разработана комплексная программа развития магистральной железнодорожной сети (МЖС) до 2030 года. В рамках нее планируется проведение ремонта 11 тысяч километров дорог, в том числе строительство пяти тысяч километров новых путей.
В КТЖ сообщили о разработке антикризисного плана по защите отечественного парка вагонов. В его рамках предполагается максимально использовать вагоны отечественных операторов на внутриреспубликанских маршрутах.

Компания подтвердила готовность продолжить сотрудничество с КазАПО, АНЭК и бизнес-сообществом.
«Компания намерена и далее развивать конструктивное партнерство, направленное на достижение взаимовыгодных результатов, повышение эффективности процессов и укрепление деловых связей», – отметил Саламат Абжалиев.
В ходе дискуссий были озвучены предложения по дальнейшему развитию цифровых решений и экспортного потенциала, а также формированию эффективных механизмов государственной поддержки.
По итогам дискуссии участники определили алгоритм устранения проблем, замедляющих эффективность использования возможностей железнодорожного транспорта страны, наметили совместные шаги по практическому использованию новых возможностей АО «НК «ҚТЖ» в с развитием инфраструктуры, внедрением современных технологий, расширением перечня и качества услуг при организации транспортировки товаров.
