Вагоны габарита Т: новый стандарт комфорта на железной дороге (ФОТО)


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В Санкт-Петербурге посетителям Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо» презентовали инновационные пассажирские вагоны в увеличенном габарите Т, выпущенные на Тверском вагоностроительном заводе (входит в Трансмашхолдинг), передаёт Rail-news.kz.
Улучшенная эргономика, технологичность, оригинальные дизайнерские и цифровые решения — то, что раньше было привилегией высоких классов обслуживания, теперь становится новым стандартом.

По сравнению с серийными вагонами дальнего следования габарита 1-ВМ вагоны нового типа длиннее на 73 сантиметра и шире на 28. Это позволило разработчикам из компании «ТМХ Инжиниринг» (также входит в Трансмашхолдинг) совместно с Федеральной пассажирской компанией (дочерней структурой ОАО «Российские железные дороги») максимально расширить сервисы и повысить комфорт пассажиров.

Вагоны не только стали просторнее, но и вместили 10 купе вместо привычных 9 (40 мест взамен стандартных 36). Проходы стали шире. Длина спальных полок увеличена на 16 сантиметров – с 184 до 200.
Помимо двух санитарных узлов с бесконтактным оборудованием, в каждом вагоне появилась полноценная душевая. Для поддержания гигиены предусмотрена система автоматического УФ-обеззараживания поверхностей, очистки воздуха и воды.

Для пассажиров, путешествующих с детьми, теперь есть отдельное детское купе с увеличенной шириной спального места (+23 см), бортиками, страховочной сеткой, игровым столиком-трансформером и ярким дизайном. В одном из санузлов имеется пеленальный столик.


Заметно преобразился и облик стандартных купе. Дизайн интерьера выполнен в спокойных светлых тонах. В каждом купе: индивидуальные сейфы и системы хранения багажа, розетки, разъемы USB Type-A и Type-C для всех пассажиров, подоконные столики с беспроводным зарядным устройством и подстаканниками.

У пассажиров верхней полки появился свой собственный откидной столик и лестница усовершенствованной конструкции.

Информация о времени, температуре, свободных санузлах и душевой теперь отображается на специальном табло в каждом купе. На сенсорных экранах в вагоне можно ознакомиться с данными о маршруте, скорости и местоположении состава.

Особое внимание было уделено системе кондиционирования и вентиляции. Мощность климатической установки увеличилась, внедрено покупейное регулирование температуры. Теперь настраивать ее в каждом купе можно самостоятельно, что поможет разрешить извечный спор между теми, кому жарко, и теми, кому холодно.
Вагоны получились по-настоящему инновационными.

«Мы впервые применили систему диагностики, которая позволяет снимать более 1 800 параметров ежесекундно, предоставляя возможность отслеживать техническое состояние вагона, включая предиктивную диагностику», – рассказал заместитель генерального директора ТМХ по развитию пассажирского транспорта, генеральный директор компании «ТМХ-Пассажирский транспорт» Александр Лошманов.

Вагоны оснащены современными системами торможения, энергоснабжения. Пересмотрен потенциал тележки с точки зрения реализации плавности хода. Срок службы новых вагонов достигает 40 лет, межремонтный пробег увеличен до 25 тысяч километров, что позволяет использовать их более эффективно.
Уникальный штабной вагон
Наряду с купейным вагоном модели 61-4533 в габарите Т Трансмашхолдинг представил на международном железнодорожном салоне в Санкт-Петербурге уникальный штабной вагон модели 61-4535.
«Это долгожданный продукт. Мы работали над ним долго и упорно, отрабатывая вместе с Федеральной пассажирской компанией каждую деталь», – отметила во время презентации заместитель генерального директора компании «ТМХ-Пассажирский транспорт» по продуктовому и техническому маркетингу Валерия Шарафутдинова.
Она обратила внимание посетителей на первый в своем роде штабной вагон, подчеркнув, что, помимо инклюзивности, дружелюбности и толерантности, он олицетворяет новый подход к концепции питания.

«Габарит Т дает совсем другие возможности компоновки. В штабном вагоне мы выделили часть пространства для полноценной кухни, что позволит на совершенно ином уровне оказывать услуги питания продуктами высокой степени готовности», – сообщил представитель компании-заказчика – заместитель генерального директора РЖД по вопросам пассажирского комплекса Иван Колесников.

Здесь есть все для санитарной и термической обработки продуктов. Кухня оснащена профессиональными плитами и духовыми шкафами, холодильниками и СВЧ-печами, что позволяет приготовить более тысячи обедов.
Предусмотрены специальные тележки, которые помогают развозить по составу пищу, не давая ей остыть.

Имеется в штабном вагоне и вместительное багажное отделение для размещения негабаритных вещей пассажиров. К тому же оно модульное и легко трансформирующееся: если нужно больше пространства на полу, есть возможность поднять полки, а в обратном случае можно организовать дополнительные места для хранения. Изюминкой багажного отделения стали специальные крепления, где можно разместить лыжи, палки, сноуборд и даже байдарку.

В вагоне предусмотрено бытовое помещение – со стиральной машиной, утюгом, гладильной доской и персональной душевой.

«Это, по сути, отель на колесах со всеми удобствами. Путешествуя на дальние и близкие расстояния, пассажир может привести себя в порядок и выйти на станции прибытия полностью подготовленным к длинному и наполненному эмоциями дню», – отметил Иван Колесников.
В штабном вагоне два специализированных купе отведены для людей с ограниченными возможностями и их сопровождающих. Имеется подъемник для посадки и высадки в кресле-коляске и другие вспомогательные устройства.

Самая первая особенность на входе в купе – кнопка автоматического открывания дверей для удобства пассажиров с ограниченными возможностями.

«Предусмотрено большое количество поручней, а все элементы управления расположены в зоне непосредственной доступности. Плюс имеются места для крепления костылей, коляски и других приспособлений. Верхняя полка и кресло в таком купе предназначены для сопровождающих, которые тоже нуждаются в комфорте», – пояснила Валерия Шарафутдинова.

На случай аварийной ситуации оборудован аварийный трап, который автоматически надувается (как в самолете) для эвакуации через окно.
От идеи до реализации
Уровень внимания, который вызвали новые вагоны на «PRO//Движение.Экспо», говорит сам за себя – экспозиция ТМХ стала настоящим магнитом для посетителей выставки. Долгие годы пассажиры просили и ждали, когда же удастся удлинить спальные места, особенно в плацкартных вагонах – «чтобы пятки не висели».

«Именно это «чтобы пятки не висели» и стало стимулом к разработке пассажирских вагонов габарита Т», – отмечает Валерия Шарафутдинова.
От идеи до реализации прошло около пяти лет.
«Все это время мы с коллегами работали над эффективностью вагона, представляли опытные образцы, тестировали разные решения», – рассказал Александр Лошманов.

В течение двух месяцев вагоны тестировали на направлении Москва – Санкт-Петербург с приглашением большого количества фокус-групп. За этот период совместно с заказчиком отработан ряд моментов по техническому обслуживанию и сервису.

«Мы не просто сделали и продали вагон, а договорились с заказчиком об опытной эксплуатации. Надо отдать должное перевозчику, он несет некоторые неудобства, откладывает запуск, цепляет вагоны к курсирующим поездам, тем не менее эти два месяца были необходимы. Опытная эксплуатация позволила нам исправить мелкие ошибки, которые в будущем раздражали бы пассажиров, – поделилась Валерия Шарафутдинова. – Например, выяснилось, что во время путешествия уложенные под полку чемоданы перекрывают датчики температуры, поэтому мы переместили датчики из нижней части салона. Поменяли расположение некоторых ручек и мыльниц в санузле. Благодаря фокус-группе из общества инвалидов мы разместили костыли на стене, расположенной «в ногах» пассажира. В серийном вагоне костыли располагались с противоположной стороны от спального места».

Стоит отметить, что все изменения производятся в соответствии с установленными стандартами.

«Иногда пассажиры спрашивают: «А зачем тут такая массивная «лягушка», чтобы крепить полку?». Но у нас нет возможности сделать изящный замочек, потому что он не выдержит вибрацию, столкновение. Наши дизайнеры стараются такие вещи как-то обыгрывать. В общем, работаем на грани техники и красоты, – с улыбкой отмечает Валерия Шарафутдинова. – Сделали функциональный, удобный и эргономичный вагон. Мы долго работали над ним, считаю, он получился удачным».

Вагон уже сертифицирован и в ближайшее время будет передан ФПК. До конца года заказчику намерены поставить 38 таких вагонов, примерно столько же – в следующем году.

«В течение трех лет планируется приобретение 100 вагонов габарита Т с учетом выбытия. Думаю, в перспективе это будет основной габарит, – говорит Иван Колесников. – Сейчас отрасль проводит большую программу по приведению инфраструктуры в соответствующее состояние. Габарит шире, а значит приближение строений и пассажирской инфраструктуры для безопасной эксплуатации должно быть должным образом скорректировано».

Параллельно Трансмашхолдинг ведет работу над плацкартным вагоном, а также заканчивает проектирование вагона СВ.
«У нового вагона габарита Т колоссальный модернизационный потенциал. При строительстве предполагался принцип модульности. Собрав кузовную и электрическую часть, мы намного проще решаем вопрос по появлению плацкартного вагона», – говорит Иван Колесников.

К слову, широкой публике плацкартные вагоны с увеличенными спальными местами планируют представить уже в следующем году.

Производитель отмечает, что вагоны габарита Т – готовый вариант для всего пространства 1520. Инфраструктура позволяет эксплуатировать такие вагоны (на некоторых участках требуется корректировка). К экспортным поставкам на заводе тоже готовы. Во время выставки в Санкт-Петербурге вагоны посетил ряд иностранных делегаций, в том числе представители АО «НК «ҚТЖ». Появятся ли пассажирские вагоны габарита Т на железной дороге Казахстана, пока неизвестно. Но в том, что они будут востребованы у пассажиров, сомневаться не приходиться.