Современные поезда для пригородных маршрутов представили на выставке в Санкт-Петербурге


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В Санкт-Петербурге на Международном железнодорожном салоне «PRO//Движение.Экспо» российская компания Трансмашхолдинг представила несколько новинок подвижного состава, в числе которых современные решения для пригородного сообщения – дизель-поезд ДП2Д, а также электропоезд ЭП2ДМ, передает Rail-news.kz.
По сравнению с базовой моделью ЭП2Д электропоезд постоянного тока ЭП2ДМ, который разработан специалистами российской компании «ТМХ-Инжиниринг» и выпускается в Подмосковье на входящем в состав ТМХ Демиховском машиностроительном заводе, получил целый ряд изменений. Начались они, что называется, с головы – кабины машиниста с новым дизайном и увеличенным лобовым стеклом для улучшения обзора.
Конструкция кабины ЭП2ДМ не предполагает подножек и поручней, что позволит исключить случаи подъема и проезда «зацеперов» на выступающих лобовых частях головных вагонов. Внутри – современное оборудование и все необходимое для комфортной работы локомотивной бригады. Предусмотрены системы автоведения, контроля бдительности машиниста, пассивной безопасности на основе крэш-модулей, диагностики оборудования и другие.
Изменился и пассажирский салон – тут установлены новые пассажирские диваны с улучшенными эргономическими характеристиками, световые линии, USB-разъемы для зарядки гаджетов, жидкокристаллические информационные табло и системы кондиционирования с обеззараживанием воздуха. В зоне наружных дверей предусмотрены дополнительные автоматические подножки для удобной посадки/высадки пассажиров с низких платформ.
Позаботился производитель ЭП2ДМ и о людях с ограниченными возможностями. В салонах головных вагонов электропоезда создана безбарьерная среда – установлены подъемные устройства, спроектированы доступные туалетные комплексы, определены специальные места для инвалидных колясок, снабженные креплениями. Информационные таблички продублированы шрифтом Брайля.
Безопасность в электропоезде обеспечивают крэш-система, внутренние и наружные камеры видеонаблюдения, средства обнаружения и тушения возгораний, устройства экстренной связи с машинистом, электрический стоп-кран и другие современные средства.
В поезде шесть вагонов, или 586 сидячих мест, – такая составность принята в качестве основного варианта ЭП2ДМ, однако он может включать 4, 6, 8-11 вагонов. Кроме того, возможна работа по системе многих единиц – это когда два поезда сцепляются и управляются из одной кабины.

Диапазон рабочих температур – от -40 до +50 градусов. Срок службы составляет 40 лет. ЭП2ДМ, соответствует требованиям Технического регламента таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» ТР ТС 001/2011 и предназначен для эксплуатации в пригородном сообщении на электрифицированных участках железных дорог колеи 1520 мм.
Модифицированные вагоны электропоезда ЭП2ДМ вошли в состав еще одной представленной на выставке разработки ТМХ – первого дизель-поезда ДП2Д, предназначенного для пригородных перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог с гибким пассажиропотоком.
Поезд построен по концепции «тяни-толкай», он состоит из модифицированного пассажирского тепловоза ТЭП70БС, головного и нескольких немоторных вагонов, по интерьеру и экстерьеру унифицированных с вагонами ЭП2ДМ. Управление составом, в зависимости от направления движения, можно вести как из кабины локомотива, так и из головного вагона – все необходимое оборудование продублировано и там. Система управления включает устройства мониторинга, контроля и управления дверями. В распоряжении поездной бригады имеется дисплей для выведения диагностической информации и изображения с камер системы видеонаблюдения и т.д.
Локомотивы ТЭП70БС выпускаются на Коломенском заводе, который входит в состав компании «ТМХ-Энергетические решения». Версия тепловоза для ДП2Д может использоваться самостоятельно как отдельная тяговая единица либо в сцепе с другим тепловозом.
Модифицированные вагоны, которые используются в конструкции дизель-поезда, выпускаются на Демиховском машиностроительном заводе.
В них установлены удобные эргономичные пассажирские диваны, которые обеспечивают дополнительное пространство для удобства пассажиров. Предусмотрена система кондиционирования с функцией обеззараживания воздуха. На информационных LCD-табло отображаются необходимые сведения о маршруте и температуре. В распоряжении каждого пассажира – USB-разъемы Type-А и Type-C для зарядки мобильных устройств. В головном вагоне предусмотрены специальные зоны для людей с ограниченными возможностями, а также места для крепления велосипедов. Дизель-поезд ДП2Д оснащен системой оповещения и связи с пассажирами, а также дополнительными межвагонными соединениями для передачи сигналов цепей управления и диагностики от локомотива к вагонам и обратно.
К локомотиву может быть присоединено от двух до шести вагонов, включая головной, что позволяет адаптировать его к потребностям перевозок на каждом конкретном маршруте.
Шестивагонный состав вмещает 631 пассажира на сидячих местах, а также в головном вагоне оборудовано два места для пассажиров в креслах-колясках. Поезд развивает скорость до 120 км/ч.
Сертифицировать состав планируется уже к концу 2025 года. Первый этап испытаний ТЭП70БС прошел на Коломенском заводе, где были проверены эргономика кабины, габариты, экологическая безопасность и другие параметры. Затем локомотив доставили на ДМЗ для формирования первого состава ДП2Д. На территории завода проведены тесты в режимах «Стоп» и «Холостой ход», проверены системы безопасности, управления, энергоснабжения и другие важные показатели. Во втором квартале 2025 года ДП2Д отправился на испытательный полигон ВНИИЖТ в Щербинке для предварительных испытаний и пробега в 5 000 км. После этого поезд пройдет испытания на скоростном полигоне ВНИИЖТ, расположенном на Северном Кавказе.
На пригородных маршрутах в Казахстане поезда Демиховского машиностроительного завода курсируют уже более 20 лет. С 2003 по 2016 год АО «НК «ҚТЖ» приобрело 106 вагонов электропоездов производства ДМЗ – серий ЭД9М, ЭД9Э и ЭПЗД. Стоит отметить, что казахстанские железнодорожники первыми начали эксплуатацию ЭПЗД и оценили его комфорт и функциональность.