Производственная безопасность – новая модель управления
Новости
24.12.2017, 15:12
Обеспечение безопасности движения и создание безопасных условий труда является приоритетной задачей в деятельности АО «НК «ҚТЖ». В рамках реализации одного из приоритетных проектов Программы трансформации бизнеса в Шымкенте состоялась конференция на тему: «Внедрение новой модели управления производственной безопасности в АО «НК «ҚТЖ».
В конференции приняли участие более 200 руководителей и сотрудников структурных подразделений, филиалов и дочерних организаций компании, в чьи функциональные обязанности входит решение вопросов производственной безопасности.
Организаторами мероприятия выступили Департамент производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» совместно с филиалом АО «НК «ҚТЖ» - «Центр трансформации бизнеса».
Используя опыт стандартов производственной безопасности мировых лидеров, проектная команда «Внедрение новой модели управления производственной безопасности в АО «НК «ҚТЖ» разработала собственную систему внутренних корпоративных стандартов, которая охватывает всех работников компании вне зависимости от занимаемой должности и исполняемых обязанностей.
Основной целью проводимой конференции является обучение и отработка навыков практического применения. Реализация вышеуказанных стандартов позволит грамотно организовать работу Қазақстан темір жолы в направлении планирования, достигнуть необходимого уровня прозрачности и вовлечь работников по безопасности в процесс постоянного обучения и регулярно проводимой аттестации. Кроме того, наличие четких регламентированных процессов работы с высокой степенью интенсивности завершит формирование интегрированной культуры нового типа.
Как рассказывает директор Департамента безопасности труда и экологии Рашид Нуртазаев, применение корпоративных стандартов на практике – сложный и многоэтапный процесс. Для ознакомления с разработанными стандартами, в первую очередь, необходимо провести обучение всех работников компании, в том числе руководителей. После чего приступить к организации системы контроля: научить руководителей (ключевых пользователей) оценке и контролю над исполнением утвержденных стандартов. Работа в этом направлении начата еще в прошлом году и будет продолжена до получения окончательных результатов.
- В рамках конференции предусмотрены обсуждения требований новых корпоративных документов внедряемой системы управления, обновленного функционала подразделений безопасности, а также отработка различных смоделированных ситуаций, содержащих происшествия или риски их возникновения, - сообщил Рашид Алиевич.
В ходе конференции в формате «круглого стола» обсуждены пять стандартов производственной безопасности: «Идентификация опасностей и экологических аспектов, их оценка и управление рисками в области производственной безопасности АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организаций», «Поведенческий диалог безопасности в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях», «Управление безопасностью при выполнении работ подрядными организациями в АО «НК «ҚТЖ и его дочерних организациях», «Управление происшествиями с определением их коренных причин в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях», «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях», а также «Руководство по системе управления производственной безопасностью в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях».
По каждому стандарту были назначены ответственные лица – модераторы, члены рабочих групп, разрабатывавших стандарты. Так, модератором стандарта «Идентификация опасностей и экологических аспектов, их оценка и управление рисками в области производственной безопасности АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организаций» выступил главный менеджер второго уровня Департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Сагат Кабиев. По его словам, стандарт разработан в целях постоянного улучшения производственной безопасности и повышения удовлетворенности заинтересованных сторон, обеспечения единого порядка по идентификации опасностей и экологических аспектов, их оценки, управления рисками в области производственной безопасности в группе компаний АО «НК «ҚТЖ». Стандарт является основой для планирования действий на всех уровнях управления. При идентификации опасностей, экологических аспектов и их оценке необходимо учитывать стандартные и нестандартные виды деятельности, штатные и аварийные ситуации, поведение человекаопасности, возникающие в непосредственной близости от рабочего места, инфраструктуру, оборудование и материалы на рабочем месте и многое другое. Стандарт является точнейшим инструментом идентификации опасностей и экологических аспектов, - сказал Сагат Кабиев.
Руководитель направления «Управление производственной безопасности» филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Центр трансформации бизнеса» Николай Гармаев провел презентацию стандарта «Поведенческий диалог безопасности в области производственной безопасности в АО «НК «ҚТЖ».
- Поведенческий диалог безопасности внедряется для усиления профилактической работы по предупреждению аварий, крушений, пожаров, несчастных случаев на производстве, повышения роли и ответственности работников компании по соблюдению требований производственной безопасности на рабочих местах, - отметил Николай Гармаев.
Как рассказал модератор, подобный стандарт разработан в компании впервые. Он является элементом повышения уровня культуры производственной безопасности и направлен на выявление, предупреждение и предотвращение опасных условий труда на рабочих местах, отклонений от требований безопасности и их причин. Процесс ПД безопасности направлен на развитие и улучшение коммуникаций между руководителями и работниками по вопросам безопасности и повышение культуры безопасности; немедленную приостановку опасного действия и условия, исправление опасного поведения на безопасное, выявление причин выполнения работы с нарушениями требований безопасности (слабые стороны системы управления, недостаточное обучение и непонимание, понимание, но нежелание, невнимательность, отсутствие чего-либо и другие); оценку эффективности мер, предпринимаемых по результатам ранее проведенных ПД безопасности, определение корректирующих мер с целью предотвращения возможного травмирования работника или аварийной ситуации; повышение приверженности работника принципу безопасной работы; концентрацию внимания работника на важность вопросов безопасности.
В свою очередь, об «Управлении безопасностью при выполнении работ подрядными организациями в АО «НК «ҚТЖ и его дочерних организациях» участникам конференции рассказал главный менеджер первого уровня Департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Марат Омаров.
По словам модератора, стандарт определяет порядок взаимодействия компании и ее дочерних организаций с подрядными организациями в области производственной безопасности. Взаимодействие компании или ее дочерних организаций с подрядчиком в области ПБ осуществляется путем: включения в договоры обязательств компании и ее дочерних организаций по соблюдению требований законодательных и локальных актов компании и ее дочерних организаций, при выполнении работ и оказании услуг подрядчиком, обеспечение мониторинга за соблюдением персоналом подрядчика требований законодательных и локальных актов компании и ее дочерних организаций при
выполнении работ, оказание услуг на объектах заказчика, оценки деятельности подрядчика.
Модератором стандарта «Управление происшествиями с определением их коренных причин в АО «НК «ҚТЖ» выступил главный менеджер второго уровня Департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Константин Колесников. Он рассказал участникам об управлении происшествиями в части определения их коренных причин путем проведения служебного расследования, извлечения уроков и распространения информации о них, ведения документации по происшествиям. Хорошо продуманные методы расследования происшествия позволяют раскрыть коренные причины, сидящие в системах управления, а не только поведенческие причины, связанные с человеческим фактором. Для проведения анализа коренных причин могут, применяются три метода анализа: «Пять причин», «Диаграмма Исикавы», «Дерево причин». Методы «Дерево причин», «Диаграмма Исикавы» могут применяться при расследовании более сложных случаев происшествий. Метод «Пять причин» применяется только для происшествий несложных случаев.
- Данный стандарт базируется на ранее существовавших нормативных документах по порядку расследований происшествий. Но в отличие от старых, в новом стандарте определен единый подход, требования и критерии. Его главной целью является выявление коренных причин с намерением избежать аналогичного происшествия в будущем, а также определение выводов на основе уроков, извлеченных в ходе расследования происшествия, - отметил Константин Колесников.
О стандарте «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» рассказал директор Департамента восстановительных и пожарных поездов филиала АО «НК «ҚТЖ»-«Дирекция магистральной сети» Бахытжан Дилимбетов.
- Целью стандарта является предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. В первую очередь, он направлен на определение единого порядка по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области производственной безопасности АО «НК «ҚТЖ», планирования действий в аварийной ситуации и проведении аудита на всех уровнях управления. Кроме того, настоящий стандарт разработан для определения основных задач, принципов построения, функционирования и организации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, оказания экстренной медицинской и психологической помощи персоналу и населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечения безопасности движения поездов, пожарной и промышленной безопасности, организации и деятельности аварийных формирований в компании. Стандарт устанавливает построение организационной структуры системы предупреждения иликвидации ЧС, порядок разработки мероприятий по предупреждению и ликвидациипоследствий ЧС природного и техногенного характера, порядок организации системы оповещения, отправления, взаимодействие формирований к ликвидации последствий ЧС, проведение эвакуационных мероприятий, оказание экстренноймедицинской и психологической помощи персоналу, пассажирам и населению,находящемуся в зоне ЧС, порядок подготовки персонала к действиям при возникновении ЧС, контроль за системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях.
А вот что, сказали по окончании конференции ее участники.
- Для меня наибольший интерес вызвал стандарт «Поведенческий диалог в области производственной безопасности». На конференцию я приехала со множеством вопросов, по окончанию которой были даны разъяснения, приведены примеры из практики. Мы говорили о необходимости проактивных действий и инструментов для постоянного обмена информацией. Все участники были активно вовлечены в процесс обсуждений, - отметила инженер филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Механизированная дистанция пути Акадыр» Махпал Шарипова.
- Интересно прошло обсуждение стандартов. Честно говоря, времени на обсуждение каждого стандарта было недостаточно. По ходу обсуждения давались предложения как лучше применять стандарты, отдельные позиции требовали пояснений и комментариев. Самой сложной задачей при переходе на новую модель на мой взгляд будет изменение психологии как работников, так и руководителей всех уровней. И в этом заключается наша задача. На мой взгляд, конференция прошла на высоком уровне и очень продуктивно, - поделилась мнением инженер филиала АО «КТЖ-Грузовые перевозки» - «Акмолинское отделение ГП» АрайЖундусова.
- Считаю, проведение подобной конференции актуальным и необходимым. Новая модель управления производственной безопасности позволит аккумулировать усилия в одном направлении. Унификация нормативных документов позволяет выработать единые подходы ко всем видам производственной безопасности. Обмен мнениями, обсуждения шли не только за круглым столом, но и в перерывах, в свободное время. Мы высказывали свои мнения, замечания, делились предложениями, общались с коллегами. Лично для себя узнал много нового. Надеюсь, что такие мероприятия будут проводиться как можно чаще, - высказался главный инженер станции Шымкент Алтайбек Туртаев.
Зайцев Александр Альбертович, главный инженер филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Карагандинская дирекция магистральной сети».
Я глубоко признателен руководству Компании, что на такое мероприятие пригласили не только специалистов всех уровней, но и руководителей подразделений. Перед конференцией я внимательно изучил материалы по стандартам. Однако оставались открытыми некоторые вопросы, требующие разъяснений в части их исполнения. В ходе проведения круглых столов, при обмене мнениями с коллегами в перерывах были разрешены практически все вопросы.
Мы со своими коллегами из филиала наметили план работ по реализации в структурных предприятиях новых стандартов производственной безопасности. В первую очередь это конечно обучение работников филиала применению новых стандартов, ориентацию на новые подходы, проактивную работу по предупреждению аварийных ситуаций.
От участников конференции поступило множество отзывов и предложений по дальнейшему совершенствованию нормативной базы и привязке отдельных положений разработанных актов к особенностям организации процессов на местах, что еще раз подтверждает актуальностьреализации новыхподходов в управлении безопасностью. Как отмечают организаторы мероприятия, цели конференции, впервые собравшей столь широкий круг сотрудников по безопасности, были полностью достигнуты.
В завершении мероприятия самые активные участники были отмечены памятными призами.
Мадина ТУРГУМБАЕВА
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году
Регионы
25.11.2024
Тянь-шаньские ели посадили сотрудники Алматинского отделения ГП
Новости
25.11.2024
Обучение по повышению компетенций провели для работников узла Кокшетау
Регионы
25.11.2024
С выходом бродячего скота на железнодорожные пути продолжают бороться в Костанайском регионе
Спорт
25.11.2024
Команда КТЖ заняла первое место на ІХ спартакиаде «Самрук-Қазына»
Регионы
25.11.2024
Итоги работы за 10 месяцев подвели в Алматинском отделении ГП