Инфраструктура: шаг на опережение
Новости
16.02.2018, 11:59
Незамедлительные активные действия государства и бизнеса, создание благоприятного инвестиционного климата и использование лучших мировых практик позволят Казахстану преодолеть инфраструктурный разрыв и обеспечить достижение целей третьей модернизации – добиться глобальной конкурентоспособности страны.
Важность транспорта растет
Казахстан располагает для этого всем необходимым. Будучи девятым по величине государством в мире и крупнейшей страной, не имеющей выхода к морю, республика стала полноценным транспортно-логистическим хабом на Евразийском континенте. Важность транспорта как фактора национальной конкурентоспособности и устойчивого роста резко возросла за последние годы. Так, с 2015 года доля транспортной отрасли в ВВП страны составляет не ниже 8%. За последние 10 лет общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенций составил порядка 30 миллиардов долларов. За этот период построено более 2 тысяч километов железных дорог, реконструировано 6,3 тысячи километров автомобильных дорог, увеличены портовые мощности на Каспии до 23,5 миллиона тонн, проведена реконструкция в 15 аэропортах. Активное строительство инфраструктуры в целом положительно сказалось на показателях Казахстана в соответствующих международных рейтингах. С 2011 по 2017 годы наша позиция по показателю «Качество инфраструктуры» в Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума улучшилась на 14 пунктов. С 2014 по 2016 годы в Индексе эффективности логистики Всемирного банка мы поднялись с 88 на 77 место. В соответствии с госпрограммой «Нұрлы жол», оказывающей положительный эффект на темпы роста экономики, в 2020 году планируем занять 40-е место. Глава государства в Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» поставил конкретную задачу: в 2020 году обеспечить доход от транзита до 5 миллиардов долларов. На сегодня Казахстан как основной сухопутный транзитер между Европой и Азией создал базовые инфраструктурные условия для транзита в качестве высокодоходного источника экономики. При этом казахстанская архитектура транзитных трансконтинентальных коридоров формируется в условиях жесткой конкуренции за привлечение транзита. – Тем не менее, мы смогли предложить конкурентоспособную альтернативу традиционным торговым маршрутам. Уже сегодня реальна доставка груза из Азии в Европу через Казахстан за 12-15 дней. Южный морской путь занимает 45-60 дней, Транссибирская магистраль – 18-20, – подчеркнул на прошедшем недавно республиканском совещании по вопросам повышения эффективности транспортно-логистической инфраструктуры министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек. С 2015 года устойчиво растет общий объем контейнерных перевозок транзитом через Казахстан с приростом до 60%. При этом в направлении Китай – Европа – Китай ежегодно обеспечивается двукратное увеличение количества контейнеров (в 2017 году – 201 тыс. ДФЭ). В 2020 году в результате создания конкурентоспособных тарифных ставок и скоординированных действий со странами-партнерами объем контейнерных перевозок в транзитном сообщении планируется довести до 2 миллионов ДФЭ, или увеличить в 10 раз.Новые дороги, порты и склады
Успешное функционирование транснациональных коридоров, проходящих через территорию Казахстана, стало возможным благодаря опережающему развитию транспортно-логистической инфраструктуры и передаче под управление АО «НК «ҚТЖ» инфраструктуры всех видов транспорта. Национальный мультимодальный оператор призван стать регулятором грузопотоков, обеспечивающим скорость, сервис, стоимость, стабильность и сохранность. Развитие инфраструктуры позволило оптимизировать логистику внутренних и экспортных грузопотоков и повысить привлекательность казахстанских маршрутов в трансконтинентальных перевозках. Вместе с тем реализация железнодорожных инфраструктурных проектов продолжается. В прошлом году завершено строительство вторых путей на участке Алматы – Шу, что способствовало увеличению транзита из Китая в Европу, страны Центральной Азии, Персидского залива и обратно. Другим важным проектом является строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы с применением механизма ГЧП. Обводная линия сократит сроки доставки транзитных грузов через станцию в среднем на двое суток и на 40% разгрузит объем грузовых операций. В рамках развития транскаспийских мультимодальных перевозок завершается проект паромного комплекса порта Курык. Введенный в 2016 году железнодорожный паромный терминал уже обеспечил перевалку 1,5 миллиона тонн груза. Для обслуживания грузового автотранспорта с декабря прошлого года в тестовом режиме запущен автомобильный паромный терминал. Внедрен транспортно-логистический сервис с открытием железнодорожных регулярных контейнерных линий Китай – Европа – Китай на 15 международных маршрутах с основных точек консолидации грузопотоков из Поднебесной. Сухой порт в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» в технологической увязке с двумя железнодорожными переходами на границе с Китаем и автомагистралью Западная Европа – Западный Китай образовывает мощный транспортно-логистический хаб и позволяет обеспечить эффективное распределение грузопотока из Китая в Европу, а также страны Центральной Азии, Турцию и государства Персидского залива. Причем железнодорожная транспортировка со станции Хоргос до порта Курык в сравнении с автомобильной сокращает время доставки грузов в 2,5 раза. Если в 2017 году в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» привлечены инвесторы на общую сумму 59,2 миллиарда тенге (фактически вложены 34,3 млрд), то в 2018-м предложения по реализации инвестиционных проектов составляют около 100 миллиардов. Это проекты по строительству складских помещений, комбикормовой фабрики, пищевого кластера, производства строительных материалов. Осенью планируется завершить строительство складов класса «А» на логистической зоне СЭЗ инвесторами «VernoCapital» и ритейлорскими компаниями. Кроме того, компанией «HewlettPackard» проведена техническая оценка инфраструктуры сухого порта и станции Алтынколь, по итогам которой запущены первые контейнерные поезда на Европу, организован рефрижераторно-дистрибуционный центр для пищевых продуктов и электроники. Дополнительный импульс развития Транскаспийских перевозок придал ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс в сентябре 2017 года. Для нашей страны это стало еще одним маршрутом выхода к Черному и Средиземному морям. И, соответственно, расширило экспортно-транзитную географию перевозок: в 2018 году здесь запланирован объем на уровне 8,5 миллиона тонн, включая 35 тысяч контейнеров. Активно ведется работа по наращиванию обьемов перевозок по маршруту Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран. Прочие направления (Китай – Россия, Китай – Центральная Азия) также показали положительную динамику. Cозданный в 2014 году совместно с китайскими партнерами логистический терминал в порту Ляньюньган стал одним из основных транзитных пунктов по перевалке грузов из Юго-Восточной Азии в направлении России, стран Персидского залива, Турции и Европы. По итогам 2017 года на нем обработана 221 тысяча контейнеров, что выше показателей 2016-го на 20%. Также рост обработанных контейнеров на 20% обеспечил сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» – 185 тысяч ДФЭ. Вхождение в капитал сухого порта крупнейшего мирового морского оператора «Cosco Shipping» и порта Ляньюньган и послужит дополнительным катализатором увеличения объемов и привлечения инвестиций в индустриальную и логистическую инфраструктуру на СЭЗ. Важной цепью транспортной инфраструктуры становятся торгово-логистические центры, сеть которых разворачивается в крупных городах Казахстана для обслуживания внутренних и международных товаропотоков. Первым открылся мультимодальный ТЛЦ класса «А+» – «Continental Logistics Astana». Впервые на территории города была запущена работа Центра таможенного обслуживания в режиме «одного окна», что позволило привлечь таких клиентов, как «McDonalds», «Starbucks», H&M, «Metro» и DHL. Сроки оформления документов сокращены от одного дня до одного часа. В декабре 2017 года запущен ТЛЦ в Шымкенте, включающий зону таможенного оформления. До 2020 года в партнерстве с частным бизнесом планируется строительство подобных центров в Актобе, Актау и Усть-Каменогорске. – Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что транспортная отрасль Казахстана прошла один из исторических этапов развития. За эти годы транспортный комплекс внес значительный вклад в торгово-экономические связи страны и открыл доступ на внешние рынки для развития экспортного потенциала. Теперь в условиях растущей конкуренции со стороны альтернативных коридоров, идущих в обход нас, необходимо обеспечить эффективность функционирования имеющейся транспортно-логистической инфраструктуры, – отметил Женис Касымбек.Ставка на частные инвестиции
Казахстан, находясь на этапе формирующейся модели развития транспортной инфраструктуры, частично уже играет на опережение. Однако необходимо продолжить работу по увеличению транзитных перевозок, развитию безопасных и выгодных маршрутов на внешние рынки, обеспечению внутрирегиональной мобильности населения за счет «умной» инфраструктуры. Чтобы обеспечить модернизацию страны и конкурентоспособность на мировых рынках, инфраструктура должна выйти на новый уровень. Эффективная транспортная инфраструктура – необходимое условие развития экономики Казахстана, в котором широкая география размещения экспортно-ориентированных производств сочетается с недостаточной плотностью транспортной сети. При этом координация транспортных коммуникаций с соседними странами приобретает все большее значение. Для достижения поставленных амбициозных целей потребуются ускоренные темпы развития инфраструктуры. Жизненно важно привлечь солидные капиталовложения и создать благоприятные условия для частных инвесторов, а также определить, какие из лучших мировых практик и инструментов могут оказаться наиболее полезными и применимыми в местных условиях. Эксперты предлагают Казахстану взять на вооружение набор различных инструментов и выработать смешанный подход, который поможет придать новый импульс развитию транспортной инфраструктуры страны. Это «умное планирование», предполающее максимально полное использование существующей инфраструктуры при планировании и создании производств и мощностей, более качественный отбор инфраструктурных проектов к реализации, фокус на качество и технологии. Необходимо развивать государственно-частное партнерство, создавать условия для привлечения займов на более привлекательных условиях, использовать новые модели доходов (платный проезд по дорогам, сдача в аренду земли вдоль дорог). Принципиально важно обеспечить более активное, чем сейчас, участие частного бизнеса и частных инвесторов. С их приходом качество управления также должно улучшиться: как показывает мировой опыт, эффективность вложений, находящихся под контролем частных инвесторов, всегда существенно выше. Другими словами, многое уже сделано, создана инфраструктура, позволяющая функционировать в режиме транспортно-логистического хаба. Но это та сфера, в которой останавливаться на достигнутом категорически нельзя. Да мы и не собираемся.Асель КИЛЬМАКОВА
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году
Регионы
25.11.2024
Тянь-шаньские ели посадили сотрудники Алматинского отделения ГП
Новости
25.11.2024
Обучение по повышению компетенций провели для работников узла Кокшетау
Регионы
25.11.2024
С выходом бродячего скота на железнодорожные пути продолжают бороться в Костанайском регионе
Спорт
25.11.2024
Команда КТЖ заняла первое место на ІХ спартакиаде «Самрук-Қазына»
Регионы
25.11.2024
Итоги работы за 10 месяцев подвели в Алматинском отделении ГП