Блокчейн: абсолютная прозрачность

Новости
27.02.2018, 10:41
Глава государства в Послании народу Казахстана объявил о Третьей модернизации, стержнем которой является цифровизация, и отметил необходимость культивирования новых индустрий, создаваемых с применением цифровых технологий. Для этого среднегодовые темпы роста экономики должны быть на уровне 4,5-5%, в их достижении немаловажную роль играют транспорт и логистика. Именно качественная транспортная и логистическая инфраструктура дает мощный толчок развитию экономики за счет повышения связности территорий и снижения накладных расходов на доставку товаров до места назначения. Для получения максимального эффекта от развития инфраструктуры сетей связи требуется параллельно развивать транспортную связность территорий как за счет развития всех видов транспортного сообщения и удешевления его стоимости, так и за счет развития инфраструктуры пересылки и доставки грузов. По мнению аналитиков, в настоящее время Казахстан имеет высокоразвитую сеть железнодорожных путей, однако недостаточно развитую сеть автомобильных дорог и избыточно дорогостоящие авиаперевозки. Что касается примеров мирового опыта в решении проблем транспортной отрасли экономики, то в США для этой цели разработали первые стандарты по интеллектуальной транспортной системе в середине 90-х годов прошлого столетия. В период с 2002 по 2012 годы была реализована программа национальной интеллектуальной транспортной системы. В Японии к созданию интеллектуальной транспортной системы приступили в первой половине 70-х годов прошлого столетия с научных исследований, которые в дальнейшем были оформлены в виде социально-ориентированной программы для повышения общенационального благосостояния. В 2007 году принята Стратегия развития интеллектуальной транспортной системы Китая. Соответствующие задания на разработку и внедрение сервисов интеллектуальной транспортной системы отражаются в пятилетних планах развития экономики этой страны. Опыт зарубежных стран демонстрирует, что увеличение грузопотока можно достичь в том числе за счет оптимизации бумажного документооборота, применяя международный стандарт «E-Freight» в процессе грузовых авиаперевозок, а также развития мультимодальных перевозок.

Цифровизация транспорта и логистики

Основная задача, которую призвана решить цифровизация сектора, – увеличение объема транзитных грузоперевозок. Уже сегодня видно, что сокращение времени на транзите позволяет существенно увеличить объем транзитных грузоперевозок в железнодорожном секторе по всем направлениям из Китая через Казахстан  в Европу, Турцию и Иран. Основной эффект достигается как за счет перехода на электронный документооборот, в том числе в области авиаперевозок, так и благодаря внедрению интеллектуальной транспортной системы, которая позволяет увеличить объем автогрузоперевозок за счет обеспечения качественной и безопасной дорожной инфраструктуры между регионами Казахстана и международном сообщении. В сегменте мультимодальных грузовых перевозок базовым условием повышения качества оказываемых услуг стало развитие технической и эксплуатационной интероперабельности грузовых железнодорожных коридоров, базирующееся на реализации цифровых технологий, создающих безбарьерную транспортную среду. В свою очередь, как отмечают специалисты, реализацию цифрового Шелкового пути можно будет считать успешным, если к 2022 году будут достигнуты такие вехи развития, как качественное, непрерывное покрытие 4G-мобильной связью населения Казахстана; повсеместный и высокоскоростной доступ частных лиц и компаний к глобальным сетям передачи данных; работающая и развивающаяся система кибербезопасности на уровне страны в целом и каждого пользователя в частности, обеспеченная компетентными кадрами и современным оборудованием.

Цифровизация железнодорожной инфраструктуры 

В целях реализации программы «Цифровой Казахстан» сформированы проекты цифровизации железнодорожной инфраструктуры, направленные на автоматизацию основных бизнес-процессов ҚТЖ. По данным проектам сформированы индивидуальные планы реализации: электронная коммерция, промышленный интернет и анализ больших данных. Это три основных ИТ-направления развития железнодорожной индустрии. В свою очередь, электронная коммерция включает  мультимодальные перевозки и цифровую логистическую платформу. Промышленный интернет – проекты организации сети LTE-R вдоль железной дороги, GE Trip Optimizer, цифровую диагностику пути. А анализ больших данных – вариантную систему прогнозного графика поездов, центр управления движением и SAP.   – Проекты разделены на два направления: мультимодальные перевозки и цифровизацию железнодорожной отрасли и выделены как основные инициативы от ҚТЖ, вошедшие в Государственную программу «Цифровой Казахстан», – говорит вице-президент по информационным технологиям ҚТЖ Арман Нурушев. Для достижения целей в ҚТЖ поставлены такие задачи, как эффективное управление механизмами взаимодействия с клиентами, оптимизация себестоимости транспортно-логистических услуг, партнерство с транспортными компаниями, увеличение срока эксплуатации активов и другие.

      Блокчейн       В условиях жесткой конкуренции мировые компании переводят бизнес в цифровые форматы как основу глобальной конкурентоспособности. Цифровизация производственного процесса позволяет увеличить качество и расширить функциональность предоставляемых сервисов. Одним из новых элементов цифрового производства является использование технологии блокчейн (blockchain).

По мнению многих аналитиков,  блокчейн чрезвычайно полезен для организаций, которые обмениваются информацией, ценными данными, но не слишком доверяют друг другу. В этом случае технология позволяет упростить и улучшить процессы обмена и хранения информации, имеющей отношение к взаимодействию этих организаций. Например, взаимодействие перевозчика и таможенных органов. По мере того, как все больше участников мирового логистического рынка озадачивается повышением прозрачности и надежности цепей поставок, ведущие IT-компании продвигают идею использования для этих целей технологии блокчейн. Поможет блокчейн и в борьбе с мошенничеством и ошибками доставки, ведь одним из важных преимуществ технологии является моментальное одновременное обновление информации у всех участников логистической цепи. В компании «Maersk», которая приступила к испытанию технологии на нескольких маршрутах контейнерных линий, уже готовятся получить многомиллиардную экономию при успешном внедрении блокчейна.  90% внешнеторгового товарооборота в мире доставляется в контейнерах. При доставке каждого из них в среднем участвует 30 звеньев логистической цепи (включая грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, таможенные, фискальные, контролирующие органы), между которыми происходит более 200 единиц информационных взаимодействий. Предполагается, что свою запись в блокчейн каждое из звеньев цепи сможет внести при помощи смартфона, и это упразднит необходимость оформлять тонны товаросопроводительной документации на каждом этапе пути. Внедрение цифровой технологии обмена и хранения данных в режиме реального времени могло бы совершить настоящий прорыв в цепях поставок. Так, BNSF стала первой крупной железнодорожной компанией, присоединившейся к альянсу «Blockchain in Transport» (BiTA), целью которой является разработка стандартов для использования технологии блокчейн в логистической отрасли. Как отметил вице-президент и директор BNSF по ИТ Муру Муругаппан, технология блокчейн открывает для транспортной отрасли огромные перспективы, но для того, чтобы отрасль могла ими воспользоваться, участники рынка должны совместно выработать стандарты для применения технологии. BiTA BNSF примет участие в работе над определением того, какие данные должны использоваться блокчейн-технологией применительно к грузоперевозкам, как эти данные должны быть отформатированы и структурированы, в каких операциях в целом может использоваться эта технология. BiTA была организована в августе прошлого года и уже насчитывает более 200 членов. В  РЖД также имеется опыт по реализации проектов на платформе блокчейн. Это электронная торговая площадка «Грузовые перевозки»,  реализованная на блокчейн-платформе «Emercoin». С точки зрения ҚТЖ, предоставляющей клиентам сервис по перевозке грузов, технология блокчейн  интересна тем, что может обеспечить доверительный обмен между перевозчиком и клиентом без использования ЭЦП, высокое качество данных, долговечность и надежность, целостность процесса, прозрачность и стабильность. При перечисленных преимуществах технология блокчейн пока имеет ряд  сдерживающих ее внедрение факторов: неопределенный нормативный статус,  возможные высокие первоначальные затраты. АО «НК «ҚТЖ» предлагает  принять участие в работе над определением того, какие данные должны использоваться блокчейн-технологией применительно к грузоперевозкам и не только, как эти данные должны быть отформатированы и структурированы, в каких операциях в целом может использоваться эта технология. Кроме этого, при помощи данной технологии, как считают эксперты,  можно фиксировать и отслеживать срок службы и состояние деталей и запасных частей. Блокчейн – это, по сути, единый реестр, который могут использовать как достоверный источник знаний все те, кто имеют отношение к обслуживанию оборудования на протяжении всего его срока службы, что поможет снизить расходы, затрачиваемые на содержание железнодорожного оборудования.

Персонал

Немаловажно, что распределенный реестр поможет найти хорошего работника. Технология блокчейн значительно облегчает проверку таких параметров, как образование, навыки, опыт и другое. Кроме того, она поможет обеспечить связь между подразделениями и менеджерами, что позволит улучшить управление персоналом. Несмотря на перспективность, технология блокчейн пока находится в самом начале своего развития. Ближайшие несколько лет станут временем экспериментов, проверки и стандартизации технологии. Но АО «НК «ҚТЖ», ведущее цифровую трансформацию бизнеса, уже сейчас внимательно присматривается к этой технологии и готово исследовать возможности ее применения в бизнес-процессах компании.

Асель ШАЙХЫНОВА

Фото Александра ЖАБЧУКА

Спорт
01.09.2024
Сборная команда ҚТЖ стала чемпионом Казахстана по мини-футболу турнира «Qyzmet cup»
Новости / Архив
30.08.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №74 от 30 августа 2024 года
Новости
29.08.2024
Корреспондент «Қазақстан теміржолшысы» стала победителем конкурса журналистов Industry Power
Регионы
29.08.2024
Железнодорожники и грузоотправители Абайской области обсудили актуальные вопросы перевозок
Новости
29.08.2024
Более 1 700 грузовых поездов проследовали в направлении «Китай — Европа»
Новости
29.08.2024
Кедентранссервис участвует в реализации строительства интермодального терминала в порту Алят
Новости
29.08.2024
Капсулу локомотивосборочного завода заложили в Атбасаре
Регионы
29.08.2024
Руководство КТЖ провело встречу с грузоотправителями Павлодарского региона
Новости
28.08.2024
Борьбу с коррупцией на железнодорожном транспорте обсудили в Уральске
Регионы
28.08.2024
Более 20 раз пришлось экстренно тормозить машинистам поездов в Костанайской области
Новости
28.08.2024
Умению вести переговоры в трудовых спорах научили сотрудников Акмолинского филиала ОО «Казпрофтранс»
Регионы
28.08.2024
Железнодорожникам напомнили об опасности пропагандирующих экстремизм сайтов в Караганде
Новости
28.08.2024
Молодые полицейские посетили центральный музей истории железной дороги
Грузовые перевозки
27.08.2024
Куда идет казахстанское зерно? В КТЖ назвали основные направления для экспорта
Регионы
27.08.2024
Итоги ревизорской проверки железнодорожных предприятий подвели в Алматинском регионе
Грузовые перевозки
27.08.2024
Казахстанским грузоотправителям презентовали возможности модернизированного маршрута Баку – Тбилиси – Карс
Грузовые перевозки
27.08.2024
Дорожную карту по перевозкам угля реализует КТЖ
Грузовые перевозки
27.08.2024
О готовности к перевозкам зерна нового урожая рассказали в КТЖ
Новости
27.08.2024
О проведенной работе по развитию Среднего коридора сообщили в правительстве Казахстана
Новости / Архив
27.08.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №73 от 27 августа 2024 года