Казахстан – ключевое звено Шелкового пути

Новости
05.08.2016, 10:14

 

На 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года  Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил: «Важным для стран Евразии является возрождение экономики Великого шелкового пути на современном уровне. Это принесет благо многим странам, сокращая транзит из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Мы прокладываем его инфраструктуру, строя железнодорожные и автомобильные трассы, соединяющие Тихий океан с Европой и Ближним Востоком».

ВЫЗОВЫ И ЗАДАЧИ

Возрождение Шелкового пути является стратегической задачей, поставленной в 2011 году Главой государства и призванной реализовать «окно возможностей» для Казахстана, появившееся в результате сложных процессов глобализации, изменениягеографии мирового производства и повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью в структуре потребления. Интенсивное развитие западныхи центральных регионовКитая, перевозки из которых более чем на треть состоят из высокотехнологичной продукции с коротким жизненным циклом спроса, обуславливает привлекательность трансконтинентальных сухопутных маршрутов через территорию Казахстана, так как стоимость доставки по этому маршруту сопоставима с морским с учетом расстояний до портов на восточном побережье Китая, а время доставки –в 3 раза меньше.             С учетом этого, Казахстан реализует инициативы по развитию и продвижению мультимодальных транспортных коридоров, которые позволят осуществлять транзит грузов через территорию Казахстана в следующих направлениях из Китая:
  • в Российскую Федерацию и далее в Европу;
  • от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию, Турцию и далее в Европу;
  • в Иран, страны Ближнего Востока, Индию и Пакистан;
  • в направлении Север-Юг через территории России, Казахстана, Туркменистана и стран Персидского залива.

ПРЕТВОРЕНИЕ СТРАТЕГИИ В ЖИЗНЬ

Первым шагом стратегии Главы государства по становлению Казахстана логистическим хабомсталосоздание на базе АО «НК «ҚТЖ» транспортно-логистического оператора международного уровня. В результате АО «НК «ҚТЖ» преобразован в многоуровневый вертикально-интегрированный транспортно-логистический холдинг, объединяющий логистические и перевозочные компании, терминальную и магистральную инфраструктуру всех видов транспорта. Развивая необходимые компетенции и активы, предлагая на рынке новые мультимодальные сервисы, Компания успешно реализует указанную стратегию, что наглядно отражается в динамике объемов транзитных мультимодальных перевозок. Так, в сегменте контейнерных перевозок по маршруту, проходящему через территории Китая, Казахстана, России, Беларуси и Европы, в течение 5 лет объемы растут в геометрической прогрессии, удваиваясь каждый год.     В 2016 году объем перевозок контейнеров в направлении Азия-Европа в 100 раз превысит уровень 2011 года, а к 2020 году мы намерены довести объем  перевозок контейнеров до 800 тысяч ДФЭ.  В результате доля доходов от транзитных перевозок достигла 35%. В среднесрочной перспективе мы ставим задачу довести этот показатель до 50%. Достижение поставленных целей обеспечивается развитием и продвижением сервиса скоростных контейнерных поездов, кастомизацией транспортных продуктов и обеспечением высоких технологических стандартов транспортных продуктов. Активная маркетинговая деятельность по продвижению транспортно-логистических продуктов Компании позволила привлечь новых крупных клиентов на глобальном рынке.На сегодня АО «НК «ҚТЖ» осуществляет вывоз грузов из 11 основных грузообразующихпровинций Китая (Чжэнчжоу, Чунцин, Ухань, Чэнду, Сиань, Шэнчжэнь, Цзянсу и другие).  

НОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Инфраструктурные инвестиции являются важнейшим инструментом, реализуемым для обеспечения долгосрочного экономического роста страны посредством прямых и косвенных мультипликативных эффектов. Эксперты ОЭСР относят транспортную инфраструктуру к трем наиболее важным факторам, определяющим возможности эффективного использования капитала. 56% предприятий Германии поставили межрегиональный транспорт на 3-ю позицию из 15 факторов, учитываемых при принятии решений об инвестировании в производство. По данным компании Moody’s государственные капиталовложения в инфраструктуру на 1 доллар мультиплицируют 1,59 доллара частных инвестиций. США, ЕС и Китай в качестве основной меры преодоления последствий кризиса приняли амбициозные программы развития и модернизации инфраструктуры. В период с 2010 по 2020 год страны Евросоюза предусмотрели на эти цели более 300 млрд. долл., Китай – около 200 млрд. долл., США и Канада – 180 млрд. долл. Кроме косвенных мультипликативных эффектов для экономики Казахстана инвестиции в транспортно-логистический комплекс, направленные на масштабную модернизацию инфраструктуры Казахстана, меняют архитектуру транспортных маршрутов Евразийского континента и обеспечивают переориентацию глобальных логистических цепочек на маршруты, проходящие через территорию Казахстана. За последние шесть лет построено 1700 километров новых железнодорожных линий, оптимизирующих международные транспортные коридоры в направлениях Восток-Запад и Север-Юг. За первые 22 месяца эксплуатации по новым железнодорожным линиям Жезказган - Бейнеу и Аркалык - Шубарколь пропущено 15,7 млн. тонн грузов или почти 8 тысяч грузовых поездов при плане согласно ТЭО в 12 млн. тонн на 5-й год эксплуатации. Сегодня, в целях увеличения пропускной способности ключевого транзитного хода,строятся вторые пути и электрифицируется участок Алматы-Шу протяженностью 111 километров. В рамках государственной программы «НұрлыЖол» также развернута масштабная работа по реализации автодорожных проектов «Центр-Юг», «Центр-Восток», «Центр-Запад» и «Астана-Петропавловск». В этом году будет открыто движение на казахстанском участке трансконтинентальной автомагистрали «Западная Европа–Западный Китай» протяженностью 2787 километров. В целом до 2020 года планируется реконструировать более 7 тысяч километров автодорог. Внутри и за пределами Казахстана формируется опорная сеть логистических центров в ключевых пунктах консолидации и дистрибуции грузопотоков на Евразийском континенте. В прошлом году совместно с нашими партнерами построен и успешно функционирует крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр класса "А" в городе Астана. В 4-м квартале текущего года намечен ввод в эксплуатацию аналогичного центра в городе Шымкент. Внешняя терминальная сеть разворачивается в точках консолидации и дистрибуции грузопотоков в Китае, странах Центральной Азии, Закавказья, Турции, Персидского залива и Европы. На сегодняшний день Компания присутствует в терминальной инфраструктуре на восточном побережье Китая в порту Ляньюнган. В целях дальнейшего развития терминала ведется подготовительная работа по созданию терминальных мощностей в логистической зоне ШОС порта Ляньюньган общей площадью 450 гектаров, что позволит увеличить объем консолидации грузов до 2,2 млн. ДФЭ к 2020 году.       

РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНЫХ И ЗАПАДНЫХ ВОРОТ КАЗАХСТАНА

Все грузопотоки, следующие из Китая в страны Европы и Центральной Азии, консолидируются в СЭЗ «Хоргос–Восточные ворота» на восточной границе с Китаем. По своему значению в системе трансконтинентальных мультимодальных перевозок Хоргос– Восточные ворота выполняет стратегическую роль, аналогичнуюСуэцкому каналу. В настоящее время завершено строительство «сухого порта» и инфраструктуры на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Планируемый объем обработки грузов к 2020 году составляет 4,4 млн. тонн в год. Потенциальные инвесторы Китая проявляют большой интерес к реализации логистических проектов и организации промышленного производства на территории СЭЗ. По предварительным оценкам сумма инвестиций составит 1 млрд. долларов США. На сегодня отобрано 15 компаний провинции Цзянсу, планирующих инвестиции на общую сумму 690 млн. долларов и специализирующихся на производстве деталей, узлов и агрегатов для грузовых вагонов, медицинского оборудования и препаратов, продуктов питания, текстильной продукции, строительной техники, логистики и складских услугах. На территории СЭЗ созданы благоприятные экономические условия для формирования регионального транспортно-логистического Хаба. Непосредственно на границе с Китаем функционирует международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (МЦПС «Хоргос»), включающий казахстанскую и китайскую зоны свободного перемещения через границу граждан Казахстана, Китая и третьих стран с возможностью пребывания без оформления виз сроком до 30 суток и беспошлинной торговли. В соответствии с концепцией МЦПС станет центром международной торговли, делового сотрудничества, культурного и научного обмена, туризма с соответствующей инфраструктурой. В рамках развития казахстанской части МЦПСреализуется 56 инвестиционных проектов на сумму 586 млрд. тенге.На сегодняшний день ведется строительство 30 объектов, подготовительные работы осуществляются по 26 объектам. Развитие СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и МЦПС «Хоргос» оказало синергетический эффект на развитие прилежащих территорий. Так, до конца 2016 года Правительством Республики Казахстан будет утвержден проект Генерального плана нового города Нуркент с населением 100 тысяч человек на базе одноименного поселка, прилегающего к вышеуказанным объектам. Общая сумма инвестиций на реализацию проектов СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» оценивается в 1,3 трлн. тенге. Западными воротами транспортно-логистической системы Казахстана и одновременно стратегическим узлом Евразийского мультимодального транспортного коридора являются порты Актау и Курык на Каспии. Поэтому мы развиваем их инфраструктуру и наращиваем казахстанский флот для работы в акватории Каспийского моря. Завершается расширение порта Актау в северном направлении с созданием перевалочных мощностей для транспортировки сухих грузов. В порту Курык строится паромный комплекс, связанный новой железнодорожной линией Боржакты-Ерсай с магистральной железнодорожной сетью. За счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык, казахстанские мощности по перевалке на Каспии увеличатся с 16 до 25 млн. тонн в год к 2018 году. Каспий играет стратегическую роль в реализации транзитного потенциала региона и интенсификации мультимодальных перевозок, являясь морским звеном трансконтинентальных транспортных коридоров «Восток-Запад». В этом году к двум эксплуатируемым сухогрузам АО «НК «ҚТЖ» на Каспии добавляются 2 новых. Заключен контракт на строительство 2 паромов для обслуживания мультимодальных трансконтинентальных перевозок на Каспии. К 2020 году флот АО «НК «ҚТЖ» будет доведен до 20 судов.               ЛИДЕРСТВО КАЗАХСТАНА В ИНТЕГРАЦИИ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНОГО СЕРВИСА В отличие от морских маршрутов сухопутные транспортные коридоры пролегают по территории разных стран Евразийского континента. Реализация синергии транспортных систем возможна при высокой степени заинтересованности, координации и кооперации всех участников для выработки совместных концепций, бизнес моделей и решений на уровне государств, субъектов рынка и экспертного сообщества, и их формализация в многосторонних  соглашениях и альянсах.             Взаимодействие государств-стейкхолдеров, владельцев магистральной и терминальной инфраструктуры транспортных коридоров в части координации управления, операций и формирования единых сквозных тарифных ставок обеспечивает глобальный оптимум с точки зрения конкурентоспособности транспортных коридоров.             Поэтому ключевыми направлениями стратегии развития АО «НК «ҚТЖ» являются:
  • формирование партнерств и альянсов для выстраивания новых трансевразийских логистических цепочек, проходящих через территорию Казахстана;
  • институциональное развитие международных коридоров для интеграции сервиса от центров зарождения до центров потребления грузов на евразийском континенте;
Примером эффективной реализации этих подходов является проект Объединенной транспортно-логистической компании, осуществляемый совместно Россией, Беларусью и Казахстаном. Для полной реализации транзитного потенциала Казахстана мы развиваем Транскаспийский маршрут из Китая в страны Кавказа, Турцию и Европу, маршрут из Китая в страны Персидского залива через Казахстан и Туркменистан, и коридор Север-Юг, проходящий по территории России, Казахстана, Туркменистана и Ирана. Для обеспечения привлекательности Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и обеспечения интегрированного сервиса от пункта отправления до пункта назначения путем согласования единых уровней сквозных тарифных ставок, технических и технологических параметров и условий перевозок, по нашей инициативе создан Координационный комитет ТМТМ, объединяющий владельцев магистральной и терминальной инфраструктуры, перевозчиков различных видов транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции и стран Восточной Европы. Нами реализуются меры по снятию нефизических барьеров, обусловленных различным национальным регулированием, административными процедурами при пересечении границ и несогласованностью политики участников трансконтинентальных перевозок.  

УЛУЧШЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛИМАТА СТРАНЫ

            Реализация стратегии развития мультимодального транспортно-логистического холдинга позволила улучшить качество транспортно-логистических услуг и позицию Казахстана в международном логистическом рейтинге (LogisticsPerformanceIndex - LPI)на 11 позиций в сравнении с итогами 2014 года с 88 на 77 место из 160. Это является лучшим показателем среди стран СНГ. В целях формирования благоприятного логистического климата страны АО «НК «ҚТЖ» проводится большая работа по внедрению системы e-freight, совершенствованию нормативно-правовой базы, оптимизации таможенных процедур и ускорению пересечения границ за счет сокращения объема бумажного документооборота и предоставления услуг по отслеживанию грузов. В Таможенный Кодекс Республики Казахстан внесены изменения в части сокращения документов, предоставляемых при таможенном декларировании. Внедряется система предварительного информирования с соседними странами, ускоряющая и оптимизирующая процесс таможенного контроля. Данная система уже внедрена на границе с КНР. Для обеспечения комплексного транспортно-логистического сервиса с 1 июля АО «НК «ҚТЖ» начало выполнять функции «таможенного декларанта». Результатом этой работы стало улучшение позиций Казахстана в рейтинге по эффективности процесса таможенной (приграничной) очистки на 35 позиций. По показателю транспортной инфраструктуры значение рейтинга улучшено на 41 позицию. Усиление клиентоориентированности Компании и совершенствование процессов организации перевозок отразилось на росте позиций по показателям: простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам и возможность отслеживать и контролировать груз. Реализация перечисленных мероприятий по улучшению позиций Казахстана в  Индексе эффективности логистики позволит вывести национальный логистический бизнес на новый уровень, улучшить инвестиционный климат и ускорит становление Казахстана логистическим и деловымхабом региона. Наша задача к 2020 году войти в число 40-ка стран с наилучшим логистическим климатом.

            ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

            В целях повышения конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса Республики Казахстан АО «НК «ҚТЖ» реализовало масштабную программу модернизации подвижного состава и объектов инфраструктуры, обеспечившей снижение износа по основным видам активов с 80% до 40% и запас прочности на долгосрочный период. Решение этой задачи АО «НК «ҚТЖ» осуществлено в партнерстве с мировыми лидерами в области железнодорожного машиностроения путем создания собственных производственных мощностей по выпуску подвижного состава, рельсобалочной продукции и комплектующих.             Сформированный АО «НК «ҚТЖ» новый кластер железнодорожного машиностроения обеспечил выпусквысокотехнологичной железнодорожной продукции на сумму более 442 млрд. тенге.             Этот кластер, выпускающий продукцию с высокой добавленной стоимостью, имеет большой экспортный потенциал и обеспечивает вклад в решение стратегических задач по диверсификации структуры казахстанского экспорта.             Продукция наших заводов уже поставлена на рынки Центрально-Азиатских стран – Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, а также в Азербайджан и Украину на общую сумму 17 млрд. тенге.             В настоящее время проводится маркетинговая и предконтрактная работа по новым поставкам нашей продукции в Иран, ОАЭ, Алжир, Польшу, Финляндию, Грузию, Латвию, Литву, Молдову, Беларусь, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Украину и другие.             До 2020 года общая сумма контрактов оценивается в размере более 4,2 млрд. долларов.  

Аскар Мамин, Президент АО «НК «ҚТЖ» 

«Казахстанская правда», № 148 от 4 августа 2016 года

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО