Ремонт подвижного состава: ставка на надежность
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Проблемы и дальнейшие перспективы повышения надежности грузовых вагонов обсудили представители АО «НК «ҚТЖ» и вагоноремонтных предприятий Казахстана.
Для обсуждения вопроса, являющегося залогом безопасности движения поездов, были приглашены руководители структурных подразделений ҚТЖ, представители вагоноремонтных предприятий, отечественные производители запасных частей и комплектующих.
Открывая конференцию, управляющий директор по безопасности движения – директор департамента безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» Марат Шакенов подчеркнул, что цель мероприятия – обсуждение и выбор путей решения актуальных вопросов по повышению качества услуг ремонта и технического обслуживания подвижного состава. Ведь надежность вагонов, их исправное техническое состояние – главный фактор обеспечения безопасности перевозочного процесса на транспорте.
– В прошлом году предприятиями вагонного комплекса допущено 87 случаев нарушений безопасности движения, – сказал Марат Шакенов, обращаясь к участникам конференции. – Основными причинами послужили недостаточный уровень технического оснащения вагоноремонтных предприятий, поставки им некачественных комплектующих и запасных частей для грузовых вагонов.
Так, при техническом обслуживании грузовых поездов в 2018 году работниками вагонного хозяйства выявлено 217 неисправных боковых рам. Изломы и выявление дефектов в литых деталях тележек при эксплуатации свидетельствуют о недостаточном контроле при проведении плановых видов ремонта.
По сообщению главного менеджера департамента по безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» Ниязбека Жанабаева, за четыре месяца 2019 года предприятиями вагонного хозяйства допущено 47 нарушений безопасности, 39 из которых – по вине ремонтных предприятий. Несмотря на принимаемые меры, качество ремонта вагонов оставляет желать лучшего.
Со стороны ТОО «Қамқор Вагон» было внесено предложение об разграничении ответственности между предприятиями по ремонту вагонов, производству узлов и деталей.
В настоящее время крупным оператором вагонного парка является АО «Қазтеміртранс». В его собственности находится около 54 тысяч грузовых вагонов.
В минувшем году компанией отремонтировано свыше 19 тысяч вагонов. В текущем году наступает срок восстановления вагонов, приобретенных в 2011 году и укомплектованных кассетными подшипниками SKF и FAG.
В своем выступлении исполняющий обязанности генерального директора АО «Қазтеміртранс» Даурен Бимов озвучил планы по улучшению технического и коммерческого состояния вагонного парка путем передачи на сервисное обслуживание. Как он отметил, идея передачи ремонта в сервисное обслуживание состоит в исключении пяти рисков. В частности, отпадает необходимость отслеживать техническое состояние вагона, проведение их ремонта, обеспечение поставки запасных частей. В случае успешной реализации проекта компания будет выполнять лишь контрольные функции.
– В данной концепции сервисного обслуживания АО «Қазтеміртранс» только выигрывает. Естественно, сервисной компании придется нелегко, но взамен мы отдаем свой бюджет на плановый ремонт и ТОР, – подчеркнул Даурен Бимов.
По итогам конференции участники пришли к общему мнению, что от качества ремонта вагонов зависит их надежность в эксплуатации, а полученные рекомендации позволят обеспечить безопасность движения поездов.