Пригородные перевозки: готовы осваивать новые маршруты

Фото Александра ЖАБЧУКА
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

У пригородных поездов особая роль – они обслуживают социально значимые маршруты и являются просто незаменимым, а зачастую единственным видом транспорта для населения малых станций и отдаленных разъездов. Неудивительно, что спрос казахстанцев на внутренние маршруты постоянно растет, однако их рентабельность остается под большим вопросом. Как соблюсти баланс, обеспечивая безопасность и комфорт пассажиров, и воплотить в жизнь намеченные планы, обсудили с директором филиала АО «Пассажирские перевозки» – «Пригородные перевозки» Султаном Табынбаевым.

Сегодня филиал осуществляет перевозку пассажиров по 65 маршрутам. По семи из них, где заказчиком является Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, пригородные поезда курсируют между областями.  

– Например, электричками из Астаны мы полностью обеспечиваем потребность в перевозке пассажиров по всем направлениям до Павлодара, Кокшетау, Атбасара, Караганды, – отметил Султан Табынбаев. – По заказу акиматов пяти областей осуществляем перевозку пассажиров по 17 социально значимым маршрутам внутри области.  

Заказчиком еще 37 маршрутов для перевозки работников железнодорожного транспорта является АО «НК «ҚТЖ». Стоит отметить, что жители отдаленных станций и разъездов тоже могут приобретать билеты на эти поезда и следовать по своим нуждам. Зачастую это единственный круглогодичный вид транспорта, доступный местному населению. И особенно незаменимым он становится зимой. Не случайно пригородные поезда и электрички называют семейным транспортом, ведь многих пассажиров проводники уже узнают в лицо: утром семьями они едут на работу, в больницу и по другим делам, а вечером – обратно. 

Есть у «Пригородных перевозок» и два коммерческих маршрута: Атырау – Макат – Кульсары и Атырау – Макат – Мукур для перевозки работников нефтегазовой отрасли АО «Эмбамунайгаз». 

Кроме того, предусмотрен один маршрут для вывоза населения в праздничные дни по направлению Астана – Павлодар, а также маршрут для подсобно-вспомогательной деятельности Балхаш-1 – Балхаш-2.  

В ОТПУСК – НА ПОЕЗДЕ  

Востребованность пригородных маршрутов подтверждается цифрами – до пандемии в среднем компания перевозила более трех миллионов пассажиров в год. В 2020 году по всем известным объективным причинам – ковидным ограничениям – их количество снизилось практически вдвое, до 1,8 миллиона человек. К слову, столько же пассажиров воспользовались пригородными поездами только с начала этого года. После возобновления пригородного сообщения пассажиропоток постепенно восстанавливается, и цифры идут вверх. В 2021 году филиалом перевезено более 2,2 миллиона человек. 

Самым пиковым сезоном для перевозчиков является период отпусков. В теплое время года спрос на популярные направления – до станций Курорт-Боровое, Балхаш, Жаланашколь (Алаколь) – вырастает в разы. В качестве решения этого вопроса ежегодно назначаются дополнительные поезда или вагоны. 

Для перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам летом 2022 года по заказу аки- мата Восточно-Казахстанской области до 15 вагонов увеличена составность поездов № 457/458 Семей – Жаланашколь – Достык и № 459/460 Оскемен – Жаланашколь – Достык. Акимат Карагандинской области в свою очередь увеличил количество вагонов по маршруту № 605/606 Караганда – Балхаш.  

СПРОС ЕСТЬ, ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕТ  

Несмотря на растущий спрос, обеспечить транспортную доступность населения всех отдаленных уголков нашей страны, пока не представляется возможным. Но прежде чем сетовать на «нерадивых» перевозчиков, необходимо понять механизм запуска новых маршрутов. 

Для перевозчиков пригородные поезда всегда были нерентабельными. И такая ситуация сложилась не только в Казахстане, но и во всем мире: организация пассажирских перевозок железнодорожным транспортом является фактически убыточной. 

Действующий уровень тарифов, даже с учетом повышения, не позволяет покрывать все затраты перевозчика. Часть расходов компенсируется государством за счет выделения субсидий из республиканского и местных бюджетов. 

И если ранее осуществлялось перекрестное субсидирование за счет грузовых перевозок, с 2004 года местные исполнительные органы сами заказывают пригородные маршруты, исходя из потребности внутри области, и изыскивают на них средства. 

То есть «Пригородные перевозки» не организуют маршруты, а только выполняют заказы на тендерной основе.  

– Со своей стороны мы и дальше готовы участвовать в развитии транспортной доступности для населения Казахстана и осваивать новые маршруты, будь на то желание и воля МИИР РК или управления транспорта при акиматах. А пока продолжаем работу по сохранению имеющихся маршрутов, а также предлагаем свои услуги по перевозке работников организациям горнодобывающей и нефтегазовой отраслей. 

Кроме того, во исполнение поручений Главы государства, данных на встрече с жителями города Конаева, АО «Пассажирские перевозки» совместно с причастными органами рассмотрен вопрос запуска пригородного поезда сообщением Алматы-2 – Конаев. 

– В долгосрочной перспективе нашим филиалом прорабатывается вопрос о запуске трех новых маршрутов: Семей – Дегелен, Семей – Шар, Семей – Аул. Все расчеты на субсидирование этих маршрутов мы направили аки- мату вновь созданной Абайской области и в случае одобрения готовы осуществлять по ним перевозку пассажиров.  

КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА?  

С 2020 года количество маршрутов филиала АО «Пассажирские перевозки» – «Пригородные перевозки» снизилось на семь. 

Из-за продолжительных ограничительных мер, связанных с Соvid-19, расторгнуты долгосрочные договоры с акиматом Костанайской области по социально значимым маршрутам № 6998/6997 Тобол – Карталы, № 6925/6926 Костанай – Житикара. При этом благодаря заказу АО «НК «ҚТЖ» по направлению Тобол – Карталы сохранено курсирование поезда № 6949/6950 Тобол – Елимай, а также курсирование поезда № 6923/6924 Костанай – Житикара.  

– В связи с окончанием срока действия долгосрочных договоров с акиматами Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской области проведены конкурсы по определению перевозчиков по маршрутам № 6871/6872 Уральск – Таловый, № 6874/6873 Уральск – Шынгырлау, № 6973/6974, № 6979/6980 Петропавловск – Исилькуль и № 6975/6976 Петропавловск – Петухово. Победителями стали частные перевозчики. 

В Казахстане наряду с национальным перевозчиком услуги по перевозке пассажиров предоставляют и частные компании. Однако не все пассажиры, приобретая билет, обращают на это внимание.  

– Поэтому зачастую мы получаем жалобы на состояние вагонов и качество сервиса в поездах, к которым не имеем никакого отношения. Со своей стороны мы делаем все, чтобы путешествия по внутренним маршрутам были безопасными и максимально комфортными, – заверил Султан Табынбаев. 

К слову, о комфорте.

СЕРВИС ПО СТАНДАРТАМ КАЧЕСТВА  

В 2020 году было принято решение о реорганизации АО «Пригородные перевозки» путем его присоединения к АО «Пассажирские перевозки» в качестве филиала. С получением этого статуса все стандарты сервисных услуг пассажирских перевозок стали одинаково распространяться и на пригородные поезда. 

В их числе – посадка по электронному удостоверению и билету, выдача постельных принадлежностей на весь путь следования в купейных, спальных вагонах и плацкартных вагонах, пользование аптечкой и оказание первой медицинской помощи, зарядка мобильных телефонов внутри купе, если это предусмотрено заводской конструкцией вагона, предупреждение о приближении поезда к станции назначения пассажира, уборка салона и купе не менее двух раз в сутки, а санузлов не менее четырех раз и т. д. 

Кроме того, для пассажиров предусмотрена наглядная информация внутри вагона – расписание движения поезда, план эвакуации и действия при возникновении пожара, сведения о санитарных зонах, основных обязанностях дежурного проводника. 

Что касается волнующего многих путешественников вопроса – свободного доступа в Интернет, в «Пригородных перевозках» пояснили, что его нужно задавать казахстанским операторам.  

– Нет ни одного оператора связи, покрывающего весь путь движения поезда качественным Интернетом. Отличный уровень приема сигнала постоянно чередуется с полным его отсутствием, – говорит директор филиала. – Со своей стороны мы оборудовали все электропоезда системой, которая предоставляет пассажирам доступ к информационным мультимедийным ресурсам, с возможностью размещения отзывов и предложений по вопросам сервиса, а также к развлекательным программам. 

Особое внимание уделяется комфортной перевозке мало- мобильных групп населения – в четырех электричках, соединяющих столицу с Карагандой, Кокшетау и Атбасаром, имеются вагоны со специализированными подъемниками для посадки и высадки пассажиров с ограниченными возможностями. Также там предусмотрены отдельные места для инвалидов-колясочников и экологические туалетные комплексы увеличенной площади. Открытие и закрытие раздвижных входных дверей электропоезда дублируется звуковыми и световыми сигналами снаружи и внутри вагонов. Для пассажиров с ослабленным зрением размещены информационные таблички с рельефно-точечным шрифтом Брайля.  

НОВЫЕ ВАГОНЫ – ГАРАНТИЯ КОМФОРТА В ПУТИ  

Не секрет, что лучшим вложением в комфорт пассажира является обновление подвижного состава. Поездка в новом вагоне качественно отличается от путешествия в видавших видах поездах. Поэтому руководством АО «НК «ҚТЖ» и АО «Пассажирские перевозки» этому вопросу уделяется особое внимание. 

С 2003 по 2016 год на нужды «Пригородных перевозок» приобретено 13 составов – 106 вагонов электропоездов производства ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (Россия), а также один состав из двух вагонов, дизель-рельсового поезда производства Песа (Польша). 

Составы электропоездов сформированы из вагонов трех классов, имеют современный дизайн, оснащены системами кондиционирования и вентиляции воздуха, видеонаблюдением в салонах и тамбурах.  

– В 2024 году у нас выбывают по сроку службы восемь вагонов электропоездов (два состава). Руководством АО «НК «ҚТЖ» и АО «Пассажирские перевозки» рассматриваются варианты потенциальных производителей электроподвижного состава и механизм их приобретения, – поделился Султан Табынбаев. 

При обновлении парка мотор-вагонного подвижного состава филиал будет акцентировать внимание на таких технических характеристиках приобретаемых вагонов, как система обеспечения микроклимата, видеонаблюдение в салоне, тамбуре и кабине машиниста, биотуалеты, информационные табло, места для инвалидов и устройства для их посадки и высадки, бары-буфеты, системы видео- и аудиотрансляций и мониторы в каждом вагоне. 

В настоящий момент главными задачами филиала АО «Пассажирские перевозки» – «Пригородные перевозки» остаются повышение комфорта и улучшение сервисного обслуживания пассажиров, обновление подвижного состава, мотивация персонала, обеспечение безубыточной деятельности и улучшение ключевых показателей эффективности.  

– Программное развитие призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий среднесрочный период, – заключил Султан Табынбаев.

Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году
Регионы
25.11.2024
Тянь-шаньские ели посадили сотрудники Алматинского отделения ГП
Новости
25.11.2024
Обучение по повышению компетенций провели для работников узла Кокшетау
Регионы
25.11.2024
С выходом бродячего скота на железнодорожные пути продолжают бороться в Костанайском регионе
Спорт
25.11.2024
Команда КТЖ заняла первое место на ІХ спартакиаде «Самрук-Қазына»
Регионы
25.11.2024
Итоги работы за 10 месяцев подвели в Алматинском отделении ГП
Новости
25.11.2024
Первый контейнерный поезд отправили по обратному маршруту ТМТМ - из Баку в Сиань
Новости
25.11.2024
Новое служебное помещение для сигналистов предгорочного парка построили на станции Астана
Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года