1,24 млн железнодорожных контейнеров перевезут через Казахстан в 2019 году
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Транзитное время на железнодорожных маршрутах из Китая в Европу и обратно через Казахстан продолжает сокращаться, при этом заметен рост объема контейнерных перевозок. Так, в 2019 году через Казахстан перевезут 1,24 миллиона железнодорожных контейнеров.
– Транзитные контейнерные перевозки через Казахстан сохранили тренд и выросли только за 5 месяцев 2019 года в полтора раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 240 тысяч контейнеров. До конца года поставлена цель довести их объем до уровня не менее 18 миллионов тонн, в том числе 1 миллион 240 тысяч контейнеров, – рассказал вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев во время не давнего «круглого стола» в Сенате Парламента РК.
Также по его словам, для достижения указанных целей принимаются комплексные меры. В частности, участие казахстанских и совместных компаний в перевозках грузов в Китай увеличивает объемы транзитных перевозок. К примеру, АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА, совместное предприятие железных дорог Казахстана, Беларуси и РФ) вместе с китайским логистическим оператором Lanzhou Anting PIL Logistics привлекают на железные дороги пространства 1520 мм контейнеропоток в том числе и из северо-западного Китая.
Так, ОТЛК ЕРА и логистический оператор Lanzhou Anting PIL Logistics заключили меморандум о взаимопонимании. Стороны начали совместными усилиями развивать железнодорожные контейнерные грузоперевозки в сообщении Китай – Европа – Китай.
ОТЛК ЕРА в рамках данного сотрудничества отвечает за транзитные перевозки от терминала к терминалу по железнодорожной колее 1520 мм, Lanzhou Anting PIL Logistics обеспечивает взаимодействие с китайскими клиентами.
Стороны также договорились объединить усилия по продвижению данного маршрута для привлечения новых грузоотправителей.
ТРАНЗИТ НАБИРАЕТ ОБОРОТ
По мнению международных экспертов, вполне возможно, что транзитное время через Казахстан из Европы в Китай и обратно станет в среднем на один день быстрее, чем в 2018 году.
Президент АО «Объединенная транспортнологистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» Алексей Гром неоднократно в своих интервью заявлял о планах по увеличению ежегодного объема транзитных контейнерных перевозок компании через Казахстан до миллиона TEU в 2020-2024 годах. И это вполне оправданно, а цифры реальны:
– Я знаю, что транзитный потенциал Казахстана – важнейшая составляющая государственной стратегии развития, это дает свои колоссальные результаты. И ОТЛК ЕРА совместно с ҚТЖ реализует комплексный план по развитию транзитного сервиса на пространстве 1520 за счет оптимизации порожних пробегов, планирования перевозок, а также согласованной тарифной политики стран ЕАЭС без снижения тарифов на транзит по Казахстану. Сейчас наши поезда движутся со скоростью 1020 километров в сутки, что на 74 километра в сутки выше уровня прошлого года.
Также, по его словам, в текущем году компания планирует ускориться до 1073 километров в сутки. Для клиента это будет означать, что груз попадет из одной части Евразии в другую еще быстрее.
– Представляете, 5,5 тысячи километров за четыре с половиной дня – от границы с Китаем до границы с Европой. У вас потрясающе развивается инфраструктура. К примеру, терминал, который построил Казахстан на границе с Китаем, в Хоргосе – это уникальный объект инфраструктуры в правильной локации, – добавляет Алексей Гром.
ТМТМ ТАКЖЕ В ТРЕНДЕ
При этом растут и железнодорожные перевозки в Казахстан по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Так, постоянные члены международной логистической ассоциации ТМТМ заключили договор об организации железнодорожных перевозок в Казахстане контейнерами через каспийские порты Актау и Баку. Таким образом, Казахстан наращивает транспортный потенциал ТМТМ.
Сейчас мощность порта Актау и мультимодального комплекса Курык планируется довести до 27 миллионов тонн грузов в год. Напомним, за прошлый год объем перевозок через эти порты вырос на 6,5 миллиона тонн, или на 18% по сравнению с 2017 годом. Также в этом году участниками ТМТМ подписано соглашение о взаимодействии и мерах ответственности за нарушение сроков доставки грузов в рамках контейнерных железнодорожных перевозок в Казахстан и из него. Благодаря таким мерам в Казахстане отмечается постепенный рост международных железнодорожных перевозок транзитом из Китая в Европу и обратно. Такие перевозки являются преимущественно транзитными, китайские компании поставляют в Европу свои грузы, а из Европы получают другой товар.
– У ТМТМ огромный потенциал. Сейчас различные игроки логистического рынка ищут способы ускорить доставку своих грузов, и железнодорожный транспорт представляет для этого отличную возможность. Так, между станциями Достык (Казахстан) и Брест (Белоруссия) состав идет всего 5 дней. И мы увидели, что все больше предприятий автомобильной промышленности, таких как Volvo, например, начали всерьез задумываться о железнодорожных перевозках через Казахстан, – комментирует эксперт логистического рынка Алексей Гром. – Кстати, в 2018 году мы провели большую конференцию в Сиане (Китай), который является крупным дистрибьюторским центром автомобилей Volvo европейского производства. Представители компании заявили, что решили изменить свою стратегию в пользу железнодорожного транзита.
НОВЫЕ КОЛЛАБОРАЦИИ
Тем временем при поиске возможностей сокращения времени перевозки применяются все новые методы. Так, 5 июля текущего года в тестовом режиме запущены смешанные железнодорожновоздушные перевозки грузов по маршруту Китай – Казахстан – Турция. По данным агентства Синьхуа, на китайско-казахстанской международной логистической базе в порту Ляньюньган (провинция Цзянсу, Восточный Китай) состоялась погрузка контейнерного состава, отправка которого ознаменовала собой начало прямых смешанных железнодорожновоздушных перевозок грузов по маршруту Китай – Казахстан – Турция. По словам генерального директора китайско-казахстанской международной логистической компании г. Ляньюньган Лю Биня, бытовые товары, которыми был нагружен состав, доставлены по железнодорожным путям сначала в Алтынколь, потом в Алматы, а оттуда самолетом турецкого воздушного перевозчика в Стамбул: – На весь путь ушло 9 дней, то есть на неделю меньше, чем при прежней схеме перевозки. Таким образом, отмечает Лю Бинь, помимо смешанных железнодорожно-морских и исключительно железнодорожных перевозок, которые функционировали ранее, появилась еще одна форма трансграничной логистики. Он уверен, что это ускорит интегрированное развитие разных видов транспортировки из Ляньюньгана в Европу через Казахстан.
Теперь после закрытия тестового режима турецкая сторона еще раз проведет оценку целесообразности новой модели.
– Есть основания предполагать, что Турция пойдет на углубление многостороннего сотрудничества с китайско-казахстанской логистической базой и воздушным портом Алматы, а также на расширение масштабов совместной деятельности, – заявил Лю Бинь.
Это также большой плюс для развития экономики Казахстана в целом и для развития транспортно-логистического потенциала, в частности.
ГОВОРЯЩИЕ ЦИФРЫ
Благодаря такой отлаженной работе и поиску новых решений только в первом полугодии 2019 года на 19% вырос объем перевозок по железной дороге между РК и КНР.
Так, во время недавнего рабочего совещания делегаций АО «НК «Қазақстан темiр жолы» во главе с генеральным директором АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Кайратом Саурбаевым и ООО «Урумчийская железная дорога» во главе с заместителем генерального директора Го Ли на станции Алашанькоу стороны подвели итоги работы пограничных железных дорог РК и КНР за первое полугодие 2019 года, рассмотрели вопросы дальнейшего развития сотрудничества по обеспечению бесперебойного пропуска поездов через погранпереходы.
Отмечен рост импортно-экспортных и транзитных грузопотоков между двумя странами. За январь-июнь 2019 года объем составил 7,6 миллиона тонн, что на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе объем перевозок через погранпереход Достык – Алашанькоу составил 5,9 миллиона тонн, что на 11% больше аналогичного периода прошлого года, через погранпереход Алтынколь – Хоргос – 1,7 миллиона тонн (+ 57%). Представители железнодорожных администраций РК и КНР договорились усилить работу по организации перевозок, обеспечив пропуск через Достык – Алашанькоу по узкой колее ежесуточно не менее 10 поездов, по широкой – 14, через Алтынколь – Хоргос по узкой колее – не менее 12 поездов в сутки, по широкой – не менее 4.
СУХОПУТНЫЙ ТРАНЗИТЕР
Таким образом, в РК созданы необходимые условия в качестве основного сухопутного транзитера. Об этом часто во время своих выступлений на международных трибунах говорит и министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр.
К примеру, в ходе тематического форума по вопросам инфраструктурной связанности, который прошел в рамках ІІ Форума международного сотрудничества «Один пояс – Один путь» в Пекине, он сообщил, что с обретением независимости Казахстан приложил огромные усилия в целях интеграции в международные транспортные сети. Именно транспортная инфраструктура помогла усилить экономический эффект. Только на транзитных перевозках Казахстан в будущем сможет зарабатывать 5 миллиардов долларов.
Кроме того, за счет интеграции с существующими транспортными коридорами, в том числе китайским «Один пояс – Один путь», страна получила доступ к морю. Роман Скляр подчеркивает тесное партнерское сотрудничество Казахстана и Китая в транспортно-логистическом секторе, что, несомненно, укрепляет и торгово-экономическое взаимодействие двух стран. Так, уже сегодня на границе с Китаем в целях развития беспрепятственной торговли полностью завершено формирование СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», где зарегистрировано 79 участников и ведется налаживание производства. В инфраструктуру СЭЗ наряду с индустриальной и логистической зонами также входит сухой порт, который был запущен в 2015 году для консолидации и дистрибуции грузов на востоке страны. Мировой лидер морских перевозок, китайская компания COSCO Shipping проявила интерес к наземным трансконтинентальным перевозкам и активно участвует в развитии сухого порта.
Также в качестве международного управляющего привлечен оператор морских портов DP World (ОАЭ). В 2014 году в порту Ляньюньган был создан совместный с китайскими партнерами логистический терминал, который на сегодняшний день является основным пунктом консолидации грузопотоков в/из Казахстан. Сухой порт в технологической увязке с двумя железнодорожными переходами на границе с Китаем, железной дорогой Жетыген – Коргас и привлечением компетентных крупнейших транспортно-логистических операторов открыл новый этап в развитии Евразийских трансконтинентальных перевозок.