Машур Жабагин. Из поколения сильных духом

КТЖ в лицах
11.02.2022, 20:17
Қазақстан теміржолшысы

Быть может, кому-то неприятен шум железной дороги, стук колес и мощный гул локомотива. Но не ему, посвятившему стальной магистрали не один десяток лет и внесшему также, как и его отец, глава династии Жабагиных, свой вклад в ее развитие.

Он не был баловнем судьбы. Слишком рано пришлось ощутить одиночество в окружении близких, не видеть ласки и заботы родной матери. Она скончалась, когда мальчику было всего два года. «Синдром сиротства остался во мне навсегда» – с неподдельной грустью признается Машур Шакирович.

Нелегкая самостоятельная жизнь началась для него уже в 14 лет. После окончания 7-го класса в 1961 году он поступил в Целиноградский железнодорожный техникум. Программа обучения была настолько сложной, что из 46 учащихся диплом получили всего 28 выпускников. Серьезным испытанием для будущих железнодорожников были и практики, во время которых они получали начальные профессиональные навыки, работая стрелочниками, помощниками, кондукторами, днем и ночью, в любую погоду в опасной зоне движения поездов. Впервые вчерашние «птенцы, улетевшие из родительского гнезда», почувствовали, что такое жара, холод, усталость. Учеба в техникуме, служба в армии для Машура стали по-настоящему школой жизни.

А его «университеты» – это станция Ерментау, где он начал работать составителем поездов, затем дежурным по станции. Первые трудовые годы дали тот опыт, который стал фундаментом для дальнейшего роста. Был случай, когда в его смену возникла сложная ситуация: с трех сторон к входным светофорам прибыло поездов больше, чем положено для приема на имеющиеся станционные пути. Не разбираясь, кто виноват, Машур Жабагин сумел вместе с локомотивщиками и вагонниками обеспечить пропуск этих поездов через железнодорожный узел. После смены дома долго не мог прийти в себя, даже многочасовой сон не помог сразу отключиться от работы. «Куда пустили поезд?»,– спросил он у родных, едва проснувшись. Уже зная по рассказам главы семьи кое-что о станции, ему, не растерявшись, ответили: «Через десятую стрелку».

«Неизвестно, как сложилась бы моя судьба, если б первый заместитель начальника Целиноградского отделения дороги Рипхатулла Мухамадиев не направил меня в Ерментау под опеку начальника станции Алена Каппасова. Своим становлением я обязан им», – считает Машур Жабагин.

Старшие коллеги сумели разглядеть в нем такие качества и способности, которые он сам и не замечал. Став в 21 год поездным диспетчером, молодой железнодорожник попал в самую движенческую круговерть. Светящийся пульт, на столе чертеж графика движения поездов, несколько телефонных аппаратов, рация с машинистами…Надо непрерывно отвечать на запросы сотрудников десятки линейных предприятий, давать четкие команды, от которых будут зависеть результаты работы всего обслуживаемого участка.

Здесь в полной мере проявились в характере Машура Шакировича столь необходимые в профессии черты, как стрессоустойчивость, организованность, собранность. Много времени на раскачку не было, быстро научился ориентироваться в сложных ситуациях, находить верное решение.

В 1977 году его назначили на еще более ответственную должность – дежурного по Целиноградскому отделению Целинной железной дороги.
В то время поезда с сотнями вагонов шли с четырех сторон. Порой количество одновременно движущихся составов достигало максимального значения, движение осуществлялось с минимальным интервалом. График был очень плотным. После смены движенцы уходили с работы на ватных ногах, словно роботы, чувствовали себя как выжатый лимон.
Когда позже, после 55 лет, Машур Жабагин отошел от основной деятельности, ему еще долго снились наезжающие на него со всех сторон поезда, и он регулировал их движением, «раскидывал» составы.
В напряженном ритме жизни он старался находить время для получения новых знаний. Окончил заочно Алма- Атинский институт народного хозяйства по специальности «экономика».

Достойной оценкой его нелегкого труда стала высокая награда – орден «Знак Почета».
В 1981 году руководство Целиноградского отделения дороги принимает решение назначить Машура Жабагина начальником станции Есиль. Но так как он был беспартийным, его кандидатуру не согласовал Тургайский обком партии. К тому же, после проверки пришли сведения, что он внук «врага народа». Дед Хасен Шажанбаев был председателем колхоза. Грамотный, умный он пользовался большим авторитетом и уважением среди земляков. Его расстреляли в 1937 году.
Тем не менее, в 1985 году НОД Амангельды Касымов, прекрасно осведомленный о профессиональных качествах Жабагина, назначает его начальником пассажирского отдела Целиноградского отделения дороги.

Трудился Машур Шакирович со знанием дела, принимая все меры по обеспечению качественного и безопасного обслуживания населения на вокзалах и в пути следования, должной подготовке поездов в рейс, развитию пассажирского хозяйства отделения. Но каждый год за 14 лет был готов к тому, что его могут снять с должности. Замечания от госорганов, жалобы пассажиров, порой не самый лучший климат в некоторых коллективах… К тому же за время его работы сменилось четыре начальника отделения. Так что от руководства всего можно было ожидать.
За все минувшие годы роста по службе он не только накапливал бесценный опыт, но и расширял свой кругозор, теоретические знания: четыре раза проходил основательное обучение в Институте повышения квалификации при Московском железнодорожном вузе (МИИТ).
В 1998 году было немало конкурентов на должность начальника пассажирской службы Акмолинской железной дороги. Назначение получил Машур Жабагин. Если до этого приходилось отвечать за работу пассажирского хозяйства одного отделения, то теперь еще четырех: Кокчетавского, Кустанайского, Павлодарского и Карагандинского. В тот период начались структурные изменения в управлении эксплуатационной работы железных дорог в условиях независимости страны, освоения рыночных методов хозяйствования.
Через два года руководство РГП «Қазақстан темір жолы» предложило ему возглавить новое предприятие – ДГП «Пригородные перевозки». В срочном порядке необходимо было предоставить Правительству и Парламенту конкретные финансово-экономические данные по областям для определения дотаций из государственного бюджета.

«Принимали на свой баланс подвижной состав, штат обслуживания от депо, пересматривали график движения пригородных поездов, выполняли другую не менее важную работу. Выезжал вместе со специалистами в областные администрации для заключения договоров по курсированию и дотированию пригородных поездов», – рассказывает ветеран.

Он всегда ценил сильных специалис- тов, проявлял заботу о коллегах, был корректен и прост в общении с ними. За грамотную организацию работы, профессиональные и человеческие качества ему было присвоено звание «Лучший руководитель ЗАО «НК «Қазақстан темір жолы».
Перед выходом на заслуженный отдых работал в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания».
Машур Жабагин – автор десяткапроектов по модернизации устройств, сооружений, технологических процессов, связанных непосредственно с организацией движения поездов по сети АО «НК «ҚТЖ». Его рекомендации и предложения направлены на решение реальных проблем, продиктованы стремлением содейстовать улучшению ситуации в отрасли. Ведь он посвятил железной дороге всю свою жизнь, также как и отец – участник Великой Отечественной войны, прошедший трудовой путь от стрелочника до начальника станции, основатель знаменитой династии – Шакир Жабагин. Его не стало в 2012 году в возрасте 92 года.

«Долголетие отца заставляет меня часто анализировать пройденный им путь. Сила величия его духа поражает все больше и больше», – не скрывает своих чувств Машур Шакирович.

Есть определение, что сила духа является внутренней энергией, которой свойственно накапливаться и передаваться из поколения в поколение.
Счастливых и радостных событий в жизни Машура Шакировича было немало, но и через тяжелые испытания довелось пройти не раз.
«Внутренне я всегда чувствовал поддержку своих ангелов-хранителей – матери и деда, который был реабилитирован в 1989 году. Видимо, поэтому удавалось устоять перед трудностями, выжить», – делится он сокровенным.
Был случай, когда чудом остался жив, отделавшись ушибом грудной клетки, после серьезной аварии во время испытательной поездки на грузовом поезде через станцию Дегелен.

Он благодарен небесным силам предков за покровительство, за свою замечательную семью, которая для него является главной ценностью. В то же время, не ожидая ни от кого помощи, в большей степени старался рассчитывать лишь на самого себя. И признателен судьбе за то, что довелось работать с руководителями, коллегами – профессионалами высокого уровня, общаться с интересными людьми.
Его воспоминаний, собранных материалов на железнодорожную тему хватило на целую книгу «Путь к вершине профессии», которая вышла в свет четыре года назад.

Сегодня, оглядываясь на свои богатые событиями минувшие годы, прожитые в любви и уважении к железной дороге, Машур Шакирович убежден в том, что выбрал правильный путь в жизни, продолжив дело отца. Искренне гордится тем, что трудовая летопись династии Жабагиных, общий стаж которой составляет более 250 лет, продолжается.

Гульнара БУКЕЕВА

Пассажирские перевозки
29.04.2024
Пассажирский поезд запустят из Сианя в Алматы
Новости
26.04.2024
Для столичных студентов организовали экскурсии на объекты КТЖ
Грузовые перевозки
26.04.2024
Казахстан, Россия и Китай создают новый транспортный хаб
Регионы
26.04.2024
Железнодорожники провели профилактические беседы со старшеклассниками в ЗКО
Новости
26.04.2024
Разъяснительную беседу с женами машинистов провели в Кокшетау
Регионы
26.04.2024
Выход скота на железнодорожные пути стал причиной 20 экстренных торможений в Павлодарской области
Регионы
26.04.2024
Весенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Новости / Архив
26.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №36 от 26 апреля 2024 года
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам
Регионы
25.04.2024
Материальную помощь направили локомотивщики из Кокшетау в Атбасар
Регионы
24.04.2024
Работу по повышению безопасности движения поездов ведут в Алматинской области
Регионы
24.04.2024
Коллективный договор обсудили в Балхашском вагонном депо
Пассажирские перевозки
24.04.2024
КТЖ рекомендует пассажирам планировать свои поездки заранее
Новости
24.04.2024
Вопросы цифровизации железнодорожной отрасли обсудили в Минтрансе