По судьбе, по душе, по призванию: Канат Альмагамбетов отмечает 60-летний юбилей

КТЖ в лицах
05.08.2022, 09:12
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Более 40 лет вносит свой вклад в развитие железнодорожного транспорта Казахстана заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Почетный железнодорожник Канат Альмагамбетов – один из тех руководителей, на кого равняются коллеги, чей авторитет непререкаем, а профессионализм, колоссальный опыт, порядочность и преданность делу вызывают всеобщее уважение. В год 25-летия компании Канат Есмуханович отмечает и свой личный юбилей – накануне Дня работников транспорта ему исполнится 60 лет.

Профессиональная деятельность Каната Альмагамбетова пришлась на самые непростые этапы развития стальной магистрали и стала примером ответственности, глубокого знания специфики отрасли и взвешенного подхода к решению стоящих задач. 

Сегодня трудно представить, что судьба Почетного железнодорожника могла сложиться иначе – в школьные годы он был настолько увлечен математикой, что по примеру своей учительницы хотел поступать в Томск в педагогический институт. Однако в планы вмешалась поездка в Алма-Ату... 

Детство будущего железнодорожника прошло в Щучинском районе Кокчетавской области. Его отец Есмухан Манабаевич более 45 лет трудился в Урумкайском лесхозе, половину из которых являлся его бесменным руководителем. Вместе с супругой Куаныш Газезовной они воспитали семерых детей. Из-за специфики работы в лесничестве семье приходилось часто переезжать. Так, первый и второй классы Канат Альмагамбетов окончил в селе Блошинка, затем учился в поселке Лесной Хутор, а в старших классах – в железнодорожной школе города Щучинска. 

На тот момент о железной дороге он уже знал не понаслышке. Во время летней кампании по заготовке сена для предприятий в Урумкайское лесничество приезжали представители разных организаций, в том числе и железнодорожники. Есмухан Манабаевич определял места для заготовки, часто бывал в поле и брал с собой в поездку сына Каната. Там он и познакомился с заместителем начальника станции Курорт-Боровое Николаем Дамелевичем, который потом нередко гостил в семье Альмагамбетовых. Его рассказы о железной дороге, сплоченность коллектива, дисциплина, которую школьник видел воочию, произвели на него впечатление. – В 10-м классе нас повезли на экскурсию в Кокчетавское отделение дороги. Помню, с каким воодушевлением мы наблюдали за работой диспетчеров, рассматривали пульт управления. Для нас, школьников, это была экзотика, – делится Канат Есмуханович. 

– Примерно в тот же период в Алма-Ате открылся казахстанский вуз по подготовке специалистов для железнодорожного транспорта, и наши учителя говорили: «Кто, если не вы, выпускники железнодорожных школ, должны там учиться?!» 

На весенние каникулы юноша вместе с дядей отправились в Алма-Ату. Зеленая, цветущая столица, ее бурный ритм, яркая молодежь – Канат Альмагамбетов тогда твердо решил, что будет учиться в этом городе. Отбросив планы поступления в Томск, он стал готовиться к экзаменам в Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта. Его примеру последовали некоторые одноклассники. Но в итоге из девяти выпускников железнодорожной школы поступили только двое. Показав блестящий результат, Канат Альмагамбетов мог выбрать любой профильный вуз бывшего Союза, но он не изменил своего намерения учиться в Алма-Ате и был зачислен на специальность «эксплуатация железных дорог» в АЛИИТ. К слову, в год поступления символично День железнодорожника выпал на 6 августа – день его рождения. 

О студенческих годах он вспоминает с особой теплотой – как о самых лучших и интересных. Отличник учебы, Альмагамбетов получал ленинскую стипендию, был членом ученого совета факультета и с третьего курса возглавлял факультетскую комсомольскую организацию. Первую производственную практику прошел в родных краях – помощником составителя поездов на станции Курорт-Боровое. А окончив университет с красным дипломом в 1983 году, на распределительной комиссии получил предложения сразу от нескольких железнодорожных предприятий, в том числе приглашение на должность старшего инженера службы перевозок на Алма-Атинской магистрали. 

Но, следуя советам своих преподавателей, молодой специалист принял решение начинать трудовой путь с азов. Он устроился составителем поездов на станцию Алма- Ата-1. А через несколько месяцев Каната Альмагамбетова забрали в армию. После службы в рядах вооруженных сил железнодорожник решил вернуться домой – в Щучинск.  

ФОРМУЛА УСПЕХА  

Летом 1985 года он устроился оператором поста централизации на станции Курорт-Боровое. Вскоре назначен дежурным по парку, а затем – дежурным по станции. Время было интересное, новаторское – развивалось скоростное движение, начали ходить первые электровозы, длинносоставные, тяжеловесные поезда. Через год ответственному и грамотному специалисту предложили должность заместителя начальника станции Новоишимская, где Канат Альмагамбетов, по его признанию, прошел большую профессиональную школу.  

– Я часто говорю, что мне повезло на опытных наставников, движенцев, готовых поддержать и помочь в любой ситуации. Среди них – начальник станции Курорт-Боровое Мухтар Абдрашитов, его заместители Лесовой, Баранов. А на станции Новоишимская коллектив был молодой. Осложняли работу текучесть кадров, отсутствие порядка в эксплуатационной работе, аномальные ветра, бураны. Среди железнодорожников даже бытовало мнение: кто пройдет Новоишимскую, сможет работать дальше, – вспоминает Канат Есмуханович.  

Талант это или привычка – все делать на «отлично», но именно это качество характеризует Каната Альмагамбетова как работника. На каком бы участке он ни трудился, всегда добивался положительных результатов. И станция Новоишимская не стала исключением. За четыре года работы вместе с коллегами ему удалось значительно выправить сложившуюся ситуацию. В 1990 году его назначили начальником станции Кокчетав-2, а через восемь месяцев – главным инженером внеклассной станции Кокчетав, которую спустя еще два месяца возглавил. Это было сложное, переломное время – задержки зарплаты, снижение объемов перевозок. Безболезненно преодолевать все трудности помогала поддержка и взаимопонимание в коллективе. В 1994 году Канату Альмагамбетову предложили перейти на должность начальника отдела перевозок Кокчетавского отделения дороги. На тот момент он стал самым молодым руководителем отдела перевозок на Целинной магистрали. 

– И снова назову людей, которые на разных этапах всячески опекали и поддерживали меня, технически грамотные, требовательные профессионалы: Ахмет Касаев, Серик Тусупов – «движенец до мозга костей», которого я считаю своим учителем, Амангельды Касимов, Галим Гайнутдинов… – перечисляет Канат Есмуханович. – В моей жизни было много руководителей, с которыми пришлось работать, и каждый из них внес лепту в мое становление. 

В 1995 году перспективному работнику доверили еще одну высоту – должность заместителя начальника службы перевозок Целинной железной дороги. Это был основной погрузочный регион Казахстана, и дорога обслуживала крупные промышленные предприятия страны. В условиях распада производственных связей из-за развала СССР возникали трудности с передислокацией вагонов, деятельностью таможенных пограничных служб, но железнодорожники достойно прошли все испытания. 

– Тяжелый был период в истории Казахстанской железной дороги: хронические неплатежи, задержки зарплаты и недовольство работников. В то же время поступало много критики со стороны промышленных предприятий из-за того, что им вовремя не подавали вагоны. Приходилось взаимодействовать с коллегами по всему Казахстану, чтобы весь этот процесс не сорвать, обеспечивая и подачу под погрузку, и передачу, – рассказывает руководитель.  

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ  

С образованием РГП «Қазақстан темір жолы» в 1997 году Канат Альмагамбетов стал начальником службы перевозок Целинной магистрали. А после следующей реструктуризации возглавил отдел перевозок Акмолинского отделения перевозок. В 1998 году назначен начальником Павлодарского отделения перевозок. Через год – начальником Главного управления перевозок РГП «Қазақстан темір жолы», затем около двух лет был заместителем департамента грузовых перевозок ҚТЖ, вскоре – директором этого департамента и в 2001 году стал руководителем ДГП «Грузовые перевозки». – Нашим реформаторам, в частности Аблаю Мырзахметову, в те годы приходилось прилагать много усилий, чтобы нас, железнодорожников, переломить. Преобразования были революционными: отделить инфраструктуру, перевозчиков, выделить отдельно вагонный парк, ремонтную базу, избавиться от непрофильных активов. Мы не признавали этого. Сложно было осмыслить, что перемены нужны и что они неизбежны: либо мы их принимаем и адаптируем под наши условия, или это будут делать другие, – признается Канат Есмуханович.  

По прошествии лет многие из решений ему кажутся единственно верными: например, выделение инвентарного парка компании. Если бы его не отдали в рынок и не создали отдельного оператора, ҚТЖ постоянно находилось бы под регулируемым прессом.  

– Пойдя на этот шаг, мы создали равные условия для других частных операторов, чтобы они развивали свои парки. И сегодня парк Қазтеміртранса в общем объеме составляет порядка 40%, – говорит Альмагамбетов. – Правильно также, что создали ремонтные предприятия, которые оказывают услуги как нам, так и частным собственникам. Единственное, с чем так и не согласился железнодорожник, – это разделение пере- возчика с инфраструктурой. 

НЕОЦЕНИМЫЙ ВКЛАД 

Успешно организовав перевозки сверх- габаритных грузов (500 тонн) ООО «Тенгизшевройл» от порта Актау до Кульсары, помимо поощрения, Канат Альмагамбетов получил предложение стать вице-президентом по грузовой и коммерческой работе вновь созданного АО «Казжелдортранс». 

С 2008 по 2015 год знания, опыт и организаторские способности нашего героя пригодились во время работы управляющим директором по перевозочному процессу АО «НК «ҚТЖ», руководителем аппарата, советником президента компании. Ввод новых железнодорожных линий, развитие отрасли отечественного машиностроения, повышение транзитного потенциала и имиджа ҚТЖ – Канат Альмагамбетов внес вклад в каждое из достижений отрасли того периода. 

С 2015 по 2018 год был генеральным директором Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», а с 2018 года является заместителем председателя правления АО «НК «ҚТЖ». 

К своему юбилею Канат Есмуханович подошел с колоссальным багажом знаний, снискав уважение коллектива за высокий профессионализм и принципиальность. 

Надежным тылом для руководителя является его семья – супруга Сайран Биляшкызы, дети и внуки. Заслуги Каната Альмагамбетова отмечены высшей отраслевой наградой – знаком «Почетный железнодорожник», орденом «Кұрмет», юбилейной медалью «Қазақстан темір жолына 100 жыл», нагрудными знаками «Біртұтас Қазақ темір жолына 50 жыл» и «Достық – Алашанькоу темір жолдарының түйіскеніне 20 жыл» и многими другими. 

Биография Почетного железнодорожника давно стала частью истории стальной магистрали Казахстана, и нет сомнений, что впереди – еще немало новых славных страниц.

Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау
Регионы
23.07.2024
Внутренние тренеры КТЖ провели выездное обучение в Уральске
Регионы
23.07.2024
Итоги работы за второй квартал по предупреждению несчастных случаев подвели в Акмолинском отделении ГП
Регионы
23.07.2024
Летние путевые работы продолжают вести в Карагандинском регионе
Новости
23.07.2024
Первый контейнерный поезд пройдет через Казахстан из Ирана в Китай по коридору «Север-Юг»
Новости
23.07.2024
Правила железнодорожных перевозок изменят в Казахстане
Новости / Архив
23.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №60 от 23 июля 2024 года
Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль