Вся жизнь – железная дорога: история проводника Ирины Титовой

КТЖ в лицах
01.08.2025, 10:11
Фото Александра Жабчука
Любовь Негембелева

Железная дорога для Ирины Титовой – это путь длиною в жизнь. Уже более 30 лет она работает проводником пассажирского вагона. За плечами – тысячи километров, сотни историй и лиц, неизменной остается бесконечная верность выбранному делу.

Первая встреча с поездом случилась, когда ей было всего пять лет. Отец Ирины, всю жизнь проработавший на железнодорожном транспорте, в тот день взял ее с собой в поездку.

«Он работал в грузовом депо в резерве проводников – поездным электромехаником. Помню, как усадил меня у окна, и мы любовались красотами нашей необъятной родины. Тогда я и не думала, что однажды стану проводником вагона и вся моя жизнь пройдет в движении между станциями и разъездами. Даже если маршрут повторяется ежедневно – всегда ощущается по-новому. Это наполняет жизнь», – делится Ирина Викторовна.

Окончив школу, она утвердилась в своем желании работать на железной дороге. Поступила на заочное отделение Акмолинского колледжа транспорта и коммуникаций на факультет «Организация перевозок и управление эксплуатацией транспорта». Спустя несколько лет без отрыва от производства окончила тот же факультет Казахстанского университета путей сообщения.

Проводником она работает с 1991 года – тогда еще совсем юной устроилась в цех эксплуатации 3-го основного локомотивного депо Целинной железной дороги.

«С первого рейса я поняла, что железная дорога – это очень ответственная профессия. От внимательности проводника может зависеть чья-то безопасность, от терпения и эмпатии – настроение пассажира, – говорит Ирина Титова. – Каждая поездка – это в первую очередь живое общение с самыми разными людьми. Стараешься ко всем найти подход, помочь, устранить конфликты».

Она отмечает, что за 30 лет многое изменилось. Современные вагоны, Wi-Fi, кондиционеры, информационные экраны, электронные билеты. И пассажирам легче, и проводникам. Но в основе работы остается все то же – человек. Его комфорт, безопасность, настроение.

Ирина Титова работала в разных направлениях по маршрутам: Астана – Кокшетау, Астана – Экибастуз, Астана – Актобе, Астана – Павлодар. И по роду деятельности сталкивалась с различными трудностями. Но одна из поездок особенно отпечаталась в памяти.

«Когда открылась новая железнодорожная линия Аксу – Дегелен, произошло лобовое столкновение нашего дизель-поезда с тепловозом. В момент аварии было по-настоящему страшно – громкий звук, удар, дезориентация. Но уже в первые секунды в голове возник автоматический алгоритм действий проводников в нестандартных ситуациях: быстро оценить обстановку, осмотреть вагон, успокоить пассажиров, при необходимости оказать первую помощь пострадавшим, связаться с экстренными службами, доложить в депо и эвакуировать людей», – вспоминает Ирина Титова.

В момент чрезвычайной ситуации психика переключается в режим «действуй», говорит она. Это помогало и когда приходилось принимать роды в пути.

«Рожает. Прямо в поезде. Пассажиры в панике, женщина плачет. Я встала перед ней, взяла за руку и сказала: «Вы не одна. Я рядом. Все будет хорошо». Родилась чудесная девочка, – рассказывает Ирина. – В другом случае женщина уже родила к моменту прибытия, и мы оперативно вызвали скорую. Наша бригада действовала как часы. Вот в такие моменты понимаешь, что ты не просто сотрудник, а опора и сердце поезда».

Оглядываясь назад, Ирина Титова признается, что не видит себя в другой профессии.

«Я знаю этот стук колес и слышу десятки «спасибо» от пассажиров, чувствую принадлежность к большой системе – это и есть железнодорожная семья. И это мой путь, и другого мне не нужно», – говорит Ирина Викторовна.

В коллективе она пользуется большим уважением, охотно делится знаниями с молодыми коллегами, помогает в трудных ситуациях.

«Проводникам нужно помнить, что мы лицо компании и железной дороги – от нашего отношения к работе зависит не только комфорт, но и безопасность сотен людей. Эта работа сложная, но она нужная, настоящая», — говорит Ирина Титова.

За ответственный труд железнодорожница отмечена многочисленными наградами, среди которых – почетный знак «Теміржол саласында 20 жыл мінсіз қызметі үшін» и медаль «Қазақстан Тәуелсіздігіне 30 жыл».

Новости
31.10.2025
Более 500 железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
Новости
31.10.2025
Работники РЦУП-3 награждены медалями «Достык – Мойынты»
Новости
31.10.2025
Железнодорожникам вручили награды за вклад в строительство второй линии Достык – Мойынты
Регионы
31.10.2025
Илецкие железнодорожники прошли практическое занятие на станции Чашкан
Новости
31.10.2025
Алтынколь наращивает транзит: рост грузооборота превысил 19 %
Новости
31.10.2025
Wabtec провела технический семинар для специалистов локомотивного хозяйства
Новости / Архив
31.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №90-91 от 31 октября 2025 года
Новости
30.10.2025
ВЖДО внедряет цифровую модель безопасности
Новости
30.10.2025
Работникам «Центра диагностики пути» напомнили о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
Регионы
30.10.2025
Илецкие железнодорожники поддержали акцию «Таза Қазақстан»
Регионы
30.10.2025
Работники портов Актау и Курык высадили 800 деревьев в рамках акции «Таза Қазақстан»
Новости
30.10.2025
Более 250 пенсионеров-железнодорожников поздравили с Днем пожилых людей в Кокшетау
Новости
29.10.2025
Представители правительства США посетили локомотивосборочный завод в Астане
Новости
29.10.2025
Глава КТЖ наградил футбольную команду – победителя Международного корпоративного кубка
Новости
29.10.2025
Мультимодальный маршрут связал Пекин и Алматы
Спорт
29.10.2025
Забег среди железнодорожников прошёл в Кокшетау
Спорт
29.10.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл на станции Акадыр
Спорт
29.10.2025
Турнир по дартсу провели ко Дню Республики в Уральске
Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года