Почти два века на стальной магистрали: история династии Бурлиновых

КТЖ в лицах
29.09.2025, 09:05
Фото из архива семьи
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В истории железной дороги Казахстана есть фамилии, ставшие символом ответственного труда и преданности профессии. Среди них одна из самых многочисленных династий – Бурлиновы. Четыре поколения этой семьи связали свою судьбу со стальной магистралью, а общий трудовой стаж династии составляет почти два века.  

Все началось с Кенжеша Бурлинова, который в 30-40 годах прошлого века первым в семье надел железнодорожную форму. Он отвечал за безопасность грузовых поездов.  По его стопам в дальнейшем пошли сыновья. Старший, Ермекбай Бурлинов, был начальником станции Киик в Карагандинском регионе. Младший, Балта, в 1956 году устроился на ту же станцию, начав свой путь в должности помощника слесаря по обслуживанию и ремонту оборудования 4-го разряда. Сначала ремонтировал локомотивы, а затем водил поезда – был машинистом тепловоза.  

«Со своей супругой, моей бабушкой Маскен, он тоже познакомился на железной дороге. Она работала приемосдатчиком на станции Акадыр. Каждый из них посвятил железной дороге более 30 лет жизни», – поделился главный менеджер филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Главный вычислительный центр» Жанбулат Бурлинов.

Разговоры о железной дороге в семье Бурлиновых начинались за завтраком и не заканчивались даже в выходные. Неудивительно, что пример родителей вновь стал для детей определяющим при выборе профессии – сын Толеген и дочь Рымкеш тоже железнодорожники.  

Толеген Бурлинов в 18 лет устроился в Акадырское локомотиворемонтное депо учеником слесаря-дизелиста.

«Я не понаслышке знал об этой профессии. Детьми мы прибегали на работу к отцу, слесарю-мотористу. С интересом наблюдали за тем, как умело он ремонтирует и собирает различные детали и узлы подвижного состава. Уже тогда я определился с будущей профессией», – делится Толеген Бурлинов.

Вскоре, как и Балта Кенжешевич, он стал водить поезда. Ответственного и грамотного железнодорожника включали в состав локомотивных бригад, которым доверяли тяжеловесные составы и перевозку пассажиров. 40 лет, вплоть до выхода на заслуженный отдых, трудился он на благо отрасли.  

По уже сложившейся в семье традиции железнодорожником стал и сын Толегена Бурлинова. Жанбулат Бурлинов начал трудовую деятельность электромехаником 2-го разряда в Цехе оперативной телефонной сети филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Главный центр управления связи».  Он обеспечивал бесперебойную работу оборудования и средств связи АО «НК «ҚТЖ», в том числе первых руководителей, подключение новых абонентов, занимался организацией и проведением видеоконференций.  

«С самого детства я ощущал неподдельную страсть к железной дороге. Каждый раз, когда слышал звук гудка локомотива, сердце замирало от волнения. Я проводил часы, наблюдая за движением поездов, мечтая стать частью этого огромного механизма, который связывал города и людей. Поэтому, когда наступило время выбора профессии, не было сомнений, чем я буду заниматься всю свою жизнь. Родители поддержали меня в этом решении», – поделился Жанбулат Бурлинов.

Сегодня он главный менеджер филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Главный вычислительный центр».  

Дочь Балта и Маскен Бурлиновых, Рымкеш Абенова, тоже железнодорожница. До выхода на пенсию она работала дефектоскопистом в депо на станции Астана. Следила за надежностью деталей электровозов, заблаговременно выявляя все возможные дефекты.  

Ее сын Жансултан Абенов отвечает за исправность пассажирских вагонов. Он прошел практически все ступени карьерной лестницы – начинал грузчиком, слесарем, был бригадиром ремонтно-заготовительного отделения, а сейчас работает начальником отдела ремонта подвижного состава.  

К настоящему моменту общий трудовой стаж династии составляет 178 лет, но это далеко не предел. У Балта и Маскен Бурлиновых – 11 внуков и 12 правнуков. Почти все они связаны с железной дорогой либо в будущем видят себя в этой профессии.

«Мой сын тоже мечтает продолжить дело семьи. Работа железнодорожника нелегкая, нужны люди сильные, смелые, выносливые. Однако в этой профессии наряду с трудностями много романтики. Поэтому железная дорога выбирает настойчивых, умных и смелых людей. И я горжусь, что сумел встать в их строй», – говорит Жанбулат Бурлинов.

Сегодня фамилия Бурлиновых вызывает уважение и восхищение среди коллег в разных уголках Казахстана. Ее представители отмечены многочисленными наградами и почетными грамотами. Один из республиканских телеканалов снял об этой славной династии железнодорожников документальный фильм. Нет сомнений, что мы еще не раз услышим о вкладе Бурлиновых в развитие отрасли, а дело Кенжеша Бурлинова будет жить еще много лет.

Новости
24.12.2025
Более 73 тыс. кг отходов передало на переработку ҚТЖ в рамках акции «Таза Қазақстан»
Регионы
24.12.2025
В Павлодарской дистанции электроснабжения усилили надёжность инфраструктуры
Регионы
24.12.2025
Корпоративный омбудсмен ҚТЖ встретился с железнодорожниками Костанайского региона
Новости
24.12.2025
Олжас Бектенов обсудил с Alstom развитие железнодорожного машиностроения
Новости
23.12.2025
ERSAI приступил к дноуглубительным работам в порту Курык
Грузовые перевозки
23.12.2025
На 8,1% выросли перевозки грузов с начала года в Казахстане
Новости
23.12.2025
Железнодорожники приняли участие в конкурсе «Знатоки безопасности» в Астане
Инфраструктура
23.12.2025
ҚТЖ опережает график ремонта магистральной железнодорожной сети
Новости / Архив
23.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №107 от 23 декабря 2025 года
Новости
22.12.2025
Более 65 тысяч кубометров снега убрано с железнодорожных путей
Регионы
22.12.2025
Илецкие железнодорожники показали воспитанникам детского дома работу депо и локомотивов
Новости
22.12.2025
Более 1 200 нарушителей выявлены на объектах транспорта во время ОПМ «Правопорядок»
Новости
22.12.2025
КТЖ обновило дома отдыха локомотивных бригад на ряде станций
Новости
22.12.2025
Книгу об истории эксплуатационного локомотивного депо издали в Астане
Новости
22.12.2025
На 9 вокзальных объектах завершены строительно-монтажные работы
Регионы
22.12.2025
Костанайские ветераны-железнодорожники подвели итоги года
Новости
22.12.2025
Опыт Японии используют для повышения безопасности движения поездов в Казахстане
КТЖ в лицах
19.12.2025
Почетного железнодорожника Сергея Балашова проводили на пенсию
Новости
19.12.2025
Итоги инфраструктурных работ подвели в Акмолинском отделении магистральной сети
Регионы
19.12.2025
Железнодорожников наградили ко Дню Независимости в Усть-Каменогорске