Железнодорожные профессии: поездной диспетчер

КТЖ в лицах
09.07.2019, 17:05
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

На железной дороге каждая профессия накладывает свой индивидуальный оттенок, свои характерные черты, но, согласитесь, именно движенцам присущи мгновенная реакция и умение быстро принимать оптимальные решения. Инертных и случайных людей здесь нет, а оперативность становится нормой жизни для каждого работника этой службы.

Диспетчер. Это емкое и вместе с тем мобилизующее слово в системе железнодорожного транспорта постоянно на слуху. Даже сейчас, в век цифровых технологий, людей данной профессии не спешат «заменить» на умные машины – поездные, маневровые и локомотивные диспетчеры продолжают работу в круглосуточном режиме.

Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера участка Жетыген – Алтынколь оснащено высокотехнологичными системами управления движением поездов на основе микропроцессорной системы EBILock-950. Электронные системы АРМ ДНЦ работают в режиме горячего резерва. Таким образом, даже в экстренном случае управление поездной ситуацией не будет потеряно, и система беспрепятственно продолжит беспрерывную работу.

 На участке Жетыген – Алтынколь работает поездной диспетчер Ельдар Байсаков. Молодой человек трудится сравнительно недавно, но уже зарекомендовал себя грамотным оперативным и перспективным работником. От четкости его команд зависит правильное исполнение графика движения поездов на линии. За смену приходится решать много задач, следить за непрерывно меняющимися условиями. А рабочая смена его начинается с запроса всех станций. Вот он у мониторов, где отображена ситуация по станциям и перегонам, взял в руки цветные карандаши, и началась привычная работа поездного диспетчера: запрашивает станцию Шелек, где происходит смена локомотивных бригад, далее – грузовой поезд, хвостовой вагон (итого 54 вагона, осей 228), наличие тормозных башмаков, закреплений, брошенных поездов и так далее. От такого наплыва информации можно вполне растеряться, если еще учесть, что параллельно ведется селекторная связь, сквозь которую Ельдар привычно узнает голоса всех причастных к перевозочному процессу. Но такой регламент переговоров для него – обычный рабочий процесс.

...А руки тем временем ловко и энергично красным карандашом обозначают на графике пассажирский поезд, далее черным – транзитные, синим – участковые, зеленым – порожные составы. Смотришь на эти переплетения, как на авангардный шедевр и удивляешься…

Диспетчер читает поездную обстановку. Вот на табло загорелся сигнал поезда на станции Жетыген, и Ельдар моментально включается в процесс. Примечательно и то, что его указания предельно продуманы и убедительны, ровным голосом он запрашивает станции, со всеми держит одну тональность.

– Люблю эту работу за многогранность и движение, каждая смена непредсказуема, тем она и интересна, и так приятно сдать смену с благоприятной поездной обстановкой, – улыбаясь, говорит Ельдар.

Он очень трепетно относится к своему делу. После окончания Казахского университета путей сообщения начинал свою деятельность на дороге оператором по обработке документов, затем перевелся сигналистом на станцию Уштобе, работал оператором, вскоре был переведен на станцию Алтынколь дежурным по станции. Теперь он поездной диспетчер. Приходилось работать на других участках: Актогай – Достык и Алматы – Отар.

Ельдар – участник региональных и республиканских молодежных форумов, принимал непосредственное участие в командных учениях «Айбалта-2019», когда происходила погрузка военной техники на станциях Таскарасу, Кундызды и Шелек. Вот тогда и показал свое мастерство поездного диспетчера.

Работа не дает ему даже малейшего послабления, тем она и замечательна для него, молодого, любящего все новое и прогрессивное, представителя передового поколения железнодорожников.

Инфраструктура
04.07.2025
Новая щебнеочистительная машина пополнила парк КТЖ
Регионы
04.07.2025
Комплексную проверку провели на станции Сары-Озек
Инфраструктура
04.07.2025
Комплекс мероприятий КТЖ обеспечил снижение числа инцидентов
Новости
04.07.2025
Менеджер Департамента инфраструктурного развития Тулеген Утегенов помог спасти жизнь коллеге
Новости
04.07.2025
ТОО «Теміржол жөндеу» капитально отремонтировало более 120 км путей
Новости / Архив
04.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №51 от 04 июля 2025 года
Новости
03.07.2025
Число инцидентов на железной дороге сократилось вдвое
Новости
03.07.2025
Глава государства обозначил ключевые задачи для министра транспорта
КТЖ в лицах
03.07.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Евгений Журавский отметил 90-летний юбилей
Новости
03.07.2025
Председателем правления КТЖ назначен Талгат Алдыбергенов
Регионы
03.07.2025
Более 103 км скотоизгороди возведено на железнодорожных участках Карагандинского региона
Пассажирские перевозки
03.07.2025
Более 1,2 млн пассажиров перевезено поездами КТЖ в июне
Новости
03.07.2025
XII совещание министров транспорта ШОС «Глобальный устойчивый транспорт» прошло в Тяньзыне
Новости
02.07.2025
Атырауский вагоностроительный завод планирует выпускать до 7 тыс. вагонов к 2026 году
Грузовые перевозки
02.07.2025
Рост экспортных перевозок зафиксирован в первом полугодии на сети КТЖ
Регионы
02.07.2025
Предприятия Оскеменского региона наградили по итогам весеннего осмотра
Новости
02.07.2025
Станция Достык готовится отметить 35-летний юбилей
Грузовые перевозки / Цифра недели
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау