Казахстанские ветераны-железнодорожники о Нигматжане Исингарине

КТЖ в лицах
01.10.2021, 10:45
Қазақстан теміржолшысы

Ветераны железнодорожной отрасли Казахстана поделились своими воспоминаниями о работе с государственным деятелем Нигматжаном Исингариным и поздравили Почетного железнодорожника с его 80-летним юбилеем, передает Rail-news.kz.

Болатбек ДУЙСЕМАЛИЕВ, председатель центрального Совета ветеранов-железнодорожников, член Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ»:

– Я познакомился с Нигматжаном Кабатаевичем Исингариным в 1974 году, когда был переведен из Кызылординского отделения в Управление Казахской железной дороги в Алма-Ату. Он тогда работал начальником технического отдела Казахской железной дороги, а я заместителем начальника оперативно-распорядительного отдела. В тот период по его проектам, под его начинанием шло активное развитие технической работы. Казахская железная дорога была одной из крупнейших в СССР, но у нас не было выхода к морю, и для переработки имеющегося сырья, угля, металлов, нефти, зерна требовалось развитие железной дороги. Сети автодорог было недостаточно. Всю работу по модернизации инфраструктуры на разных должностях вел Нигматжан Исингарин. И дальнейшее развитие отрасли, все стройки и то, что имеем сейчас, во многом тоже было заложено им. Это выдающийся железнодорожник и государственный деятель. В 1990 году он назначил меня главным инженером Шымкентского отделения дороги. Мы занимались электрификацией участка от Арыси до Тюлькубаса, затем велась электрификация от Тюлькубаса до Чу. Нигматжан Кабатаевич мечтал продолжить электрификацию от Алматы до Актогая, электрифицировать бывший Турксиб. Пока этого сделать не удалось, надеюсь, следующие поколения железнодорожников смогут воплотить мечту нашего великого наставника и учителя в жизнь.

Куаныш КОТЫРЕВ, секретарь Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ»:

– Нигматжан Исингарин – неординарный человек. Меня восхищает его подход к любому делу. Он все делает очень основательно, для него нет мелочей. Нравится его демократичный подход. Я не помню, чтобы он когда-то повышал голос. Всегда разговаривает вкрадчиво, тихо, но при этом все всем ясно. Хочу отметить, что я Нигматжана Кабатаевича знаю не только как выдающегося железнодорожника, руководителя, но и как соседа, хорошего земляка, наставника, как пример для подражания во всем. Мы долгое время, более 10 лет, жили по соседству, он на втором этаже, а я – на первом. Дом был небольшой, на 12 квартир, и все соседи друг друга хорошо знали, очень тесно общались. И могу отметить, что за все эти годы соседства было видно, насколько это простой, открытый и во всем всегда стремящийся помочь окружающим человек. Пользуясь случаем, хочу от души поздравить с 80-летием первого министра транспорта независимого Казахстана, известного государственного деятеля Нигматжана Исингарина и пожелать ему здоровья, процветания, дальнейших побед и свершений!

Бахтарбек ЖУНУСОВ, член Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ»:

– В 1984-1985 годах я был начальником отдела пути Кокшетауского отделения дороги. Тогда там проводилась большая работа – электрификация, прокладывались вторые пути и многое другое. Все это делалось согласно специальной партийной программе по усилению железнодорожных путей на Целинной железной дороге. А Нигматжан Кабатаевич был начальником Целинной железной дороги. Тогда стройка шла очень быстрыми темпами, и все благодаря тому, что он делал такие вещи, которые просто казались невозможными. Мы в самые короткие сроки под его руководством все успевали вовремя и на «отлично». Особенно мне нравилось, как он умеет мотивировать людей. Я помню, что во время любого комиссионного осмотра он всегда при себе имел грамоты, часы. И на любой станции интересовался, кто здесь лучше всех работает. Потом сам беседовал с лучшими работниками, узнавал, как им живется и работается, что тревожит. В конце доставал грамоту, лично подписывал и вручал! Вот она, мотивация! Он очень много времени проводил в командировках, ему нравилось бывать на предприятиях и стройках, узнавать и общаться с людьми, с простыми трудягами.

Марат ХАМЗИН, член Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ»:

– Нигматжан Исингарин оставил огромный след в развитии не только железнодорожного, но и других видов транспорта – авиации, автотранспорта, морского, а также строительстве автодорог, будучи министром транспорта РК. Он внес значительный вклад в становление стальной магистрали в период ее интенсивного строительства и электрификации, запуска на полную мощность Экибастузского и Карагандинского узлов. Отдельно стоит отметить и его вклад в развитие транзитных потоков через Казахстан. Даже после выхода на заслуженный отдых Нигматжан Кабатаевич не переставал трудиться. В своих знаменитых книгах он первым и единственным описал 100-летнюю историю железнодорожной отрасли, ее трудовые династии. Символичным стал момент стыковки железной дороги на казахстанско-китайской границе. Китайцы настаивали, чтобы это произошло на их территории. В то же время они даже не признавали установки казахстанского флага на церемонии открытия международного пограничного перехода. Однако искусство дипломатии, коим владеет Нигматжан Исингарин, его настойчивость, позволили осуществить стыковку именно посередине двух станций – китайской Алашанькоу и казахстанской Дружба (Достык), а главное – убедить китайцев установить именно флаг Казахстана, а не СССР.

Новости
05.03.2025
Казахстан и Финляндия намерены укрепить сотрудничество в транспортной сфере
Регионы
05.03.2025
Ревизоры выявили 129 нарушений безопасности движения в Алматинском регионе
Грузовые перевозки
05.03.2025
Более 7,4 млн тонн зерна нового урожая перевезено железнодорожным транспортом
Грузовые перевозки
05.03.2025
KTZ Express и Shandong Hi-Speed Group обсуждают увеличение объемов грузоперевозок сельхозпродукции по ТМТМ
Пассажирские перевозки
05.03.2025
Путешествие с животными: В КТЖ напомнили правила перевозки питомцев
Грузовые перевозки
05.03.2025
Казахстан увеличил в разы экспорт растительного масла и кормов в Китай
Инфраструктура
04.03.2025
КТЖ и PTC Holding намерены совместно развивать терминальную инфраструктуру в Грузии
Инфраструктура
04.03.2025
Более 50 вокзалов отремонтируют в этом году в Казахстане
Новости
04.03.2025
Первый контейнерный поезд отправили из Индии в Казахстан
Инфраструктура / Цифра недели
04.03.2025
Более 140 км железной дороги обновят в Актюбинском регионе
Новости
04.03.2025
Планы на 2025 год озвучили в Минтрансе
Новости
04.03.2025
Взаимодействия в транспортно-логистической отрасли обсуждают Казахстан и Азербайджан
Новости
04.03.2025
Установлен исторический рекорд сдачи поездов через пограничный переход Алтынколь – Хоргос
Новости / Архив
04.03.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №16 от 04 марта 2025 года
Новости
03.03.2025
КТЖ и CRCT отправили первый контейнерный поезд с телевизионными компонентами из Китая в Польшу
Новости
03.03.2025
KTZ Express и Yiwu Timex обсуждают возможность запуска дополнительных скоростных контейнерных поездов из Китая
КТЖ в лицах
03.03.2025
Около тысячи вагонов для поиска дефектов за смену: осмотрщик вагонов рассказала о своей работе
Новости
03.03.2025
Ужесточить ответственность за нарушения правил пересечения ж/д путей просит КТЖ
Спорт
03.03.2025
Железнодорожник Жаксыгельды Игитаев стал чемпионом в республиканском трейл-марафоне «Самопревосхождение»
Новости
03.03.2025
С начала года зарегистрировано 10 наездов на людей на железной дороге