Машинист-инструктор. Особенности железнодорожной профессии

Регионы
11.08.2022, 22:27
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Особое место в руководстве локомотивными бригадами в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо принадлежит машинистам-инструкторам. От качества управления локомотивными бригадами зависит экономическая эффективность перевозочного процесса.

В графике работы машиниста-инструктора – нахождение на линии в ночное и дневное время суток, в будни и выходные дни, проведение комплексных внезапных проверок работы локомотивных бригад, учебная и воспитательная работа.  

– Для управления локомотивом должна быть достаточно эффективная подготовка, так как роль машиниста- инструктора – доминирующая, он должен быть непременно психологом, обладать большим опытом общения с разными по характеру людьми, обладать даром убеждения, – считает начальник Алматинского эксплуатационного локомотивного депо Болатказы Толекпаев. 

Львиную долю рабочего времени машинисты-инструкторы находятся на линии, готовят своих подопечных для работы в «одно лицо», проводят практические занятия на тренажерах, проверяют знания. Также учувствуют в расследовании случаев брака, в проверках и комиссиях по теоретическим испытаниям, проводят «обкатку» кандидатов в машинисты, контролируют расход ТЭР. 

Организация и обеспечение образовательного процесса постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с современными требованиями. Как считает руководство депо, плохо обученный специалист является прямой угрозой безопасности движения. Поэтому в депо широко применяется зачетная система для локомотивных бригад, и роль машинистов-инструкторов выходит на первый план. Машинист-инструктор должен не только инструктировать, но и помогать, быть в ответе за каждого работника в своей колонне.

 

Как отметил Болатказы Толекпаев, анализ статистики свидетельствует о характерной тенденции: чаще всего нарушения совершают не только начинающие машинисты и их помощники, но и наиболее опытные коллеги, отработавшие много лет. Первые допускают промахи из-за относительно малого багажа знаний и опыта, а вторые – из-за лишней самоуверенности, игнорирования инструкций и других предписаний. 

Время диктует свои правила, и машинист сегодня должен быть всесторонне подготовленным специалистом, знать не только устройство своего локомотива, но и другого подвижного состава, систем сигнализации и связи, верхнего строения пути и многое другое. 

На должность машиниста-инструктора в депо проводится тщательный отбор, ведь каждый из них должен иметь за плечами опыт поездной работы и обладать коммуникативными качествами. Все эти критерии учитываются.

Пассажирские перевозки
12.09.2025
Поддержка отечественного производства, долгосрочные контракты и внедрение ИИ: что изменилось в системе закупок КТЖ в 2025 году
Регионы
12.09.2025
Месячник «Автосцепному устройству локомотивов – надежную работу!» проходит в ТЧЭ-22
Новости
12.09.2025
Журналистов ознакомили с производством подвижного состава на предприятиях Трансмашхолдинга (ФОТО)
Регионы
12.09.2025
Грузооборот по станции Алтынколь вырос на 18%
Новости
12.09.2025
Более 1 400 работников КТЖ отмечены государственными и отраслевыми наградами
Новости / Архив
12.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №74 от 12 сентября 2025 года
Пассажирские перевозки
11.09.2025
Более 70 тысяч пассажиров воспользовались спутниковым интернетом в поездах
Новости
11.09.2025
Более 63 тысяч нарушителей наказаны на объектах транспорта
Новости
11.09.2025
ТЭ26 заменит сразу четыре серии тепловозов
Новости
11.09.2025
Транспортная полиция определила задачи на предстоящий период
КТЖ в лицах
11.09.2025
Дежурная Лариса Коломынцева посвятила станции Жайык более 40 лет
Грузовые перевозки
11.09.2025
Перевозку зерна обсудили в КТЖ
Грузовые перевозки
10.09.2025
Более 17 тыс. тонн пшеницы перевезено без смены контейнеров из Казахстана во Вьетнам
Пассажирские перевозки
10.09.2025
Нацперевозчик предоставил вагоны для музыкального реалити-шоу «Voice Beyond Horizon»
Регионы
10.09.2025
Месячник «Прими меры – сохрани жизнь» стартовал в Павлодарском регионе
Регионы
10.09.2025
Профилактику несчастных случаев на железной дороге усилили в Восточном Казахстане
Грузовые перевозки
10.09.2025
Перевозка зерновых удвоилась за семь месяцев в Акмолинском регионе
Грузовые перевозки / Цифра недели
09.09.2025
Грузоперевозки железнодорожным транспортом выросли на 4%
Новости
09.09.2025
Вагоны габарита Т: новый стандарт комфорта на железной дороге (ФОТО)
Регионы
09.09.2025
Около 17 км скотоизгороди возведут в сентябре в Карагандинском регионе