Машинист-инструктор. Особенности железнодорожной профессии

Регионы
11.08.2022, 22:27
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Особое место в руководстве локомотивными бригадами в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо принадлежит машинистам-инструкторам. От качества управления локомотивными бригадами зависит экономическая эффективность перевозочного процесса.

В графике работы машиниста-инструктора – нахождение на линии в ночное и дневное время суток, в будни и выходные дни, проведение комплексных внезапных проверок работы локомотивных бригад, учебная и воспитательная работа.  

– Для управления локомотивом должна быть достаточно эффективная подготовка, так как роль машиниста- инструктора – доминирующая, он должен быть непременно психологом, обладать большим опытом общения с разными по характеру людьми, обладать даром убеждения, – считает начальник Алматинского эксплуатационного локомотивного депо Болатказы Толекпаев. 

Львиную долю рабочего времени машинисты-инструкторы находятся на линии, готовят своих подопечных для работы в «одно лицо», проводят практические занятия на тренажерах, проверяют знания. Также учувствуют в расследовании случаев брака, в проверках и комиссиях по теоретическим испытаниям, проводят «обкатку» кандидатов в машинисты, контролируют расход ТЭР. 

Организация и обеспечение образовательного процесса постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с современными требованиями. Как считает руководство депо, плохо обученный специалист является прямой угрозой безопасности движения. Поэтому в депо широко применяется зачетная система для локомотивных бригад, и роль машинистов-инструкторов выходит на первый план. Машинист-инструктор должен не только инструктировать, но и помогать, быть в ответе за каждого работника в своей колонне.

 

Как отметил Болатказы Толекпаев, анализ статистики свидетельствует о характерной тенденции: чаще всего нарушения совершают не только начинающие машинисты и их помощники, но и наиболее опытные коллеги, отработавшие много лет. Первые допускают промахи из-за относительно малого багажа знаний и опыта, а вторые – из-за лишней самоуверенности, игнорирования инструкций и других предписаний. 

Время диктует свои правила, и машинист сегодня должен быть всесторонне подготовленным специалистом, знать не только устройство своего локомотива, но и другого подвижного состава, систем сигнализации и связи, верхнего строения пути и многое другое. 

На должность машиниста-инструктора в депо проводится тщательный отбор, ведь каждый из них должен иметь за плечами опыт поездной работы и обладать коммуникативными качествами. Все эти критерии учитываются.

Регионы
08.12.2025
Двухмесячник по безопасности труда проходит в Павлодарском отделении ГП
Новости
08.12.2025
Делегация ҚТЖ представила молодежные инициативы на форуме в Баку
Новости
08.12.2025
Более 1200 столичных школьников и студентов посетили центральный музей КТЖ
Новости
08.12.2025
Новый парк «Б» введен на станции Алтынколь
Новости
08.12.2025
Машинист поезда избежал ДТП на железнодорожном переезде станции Шортанды
Регионы
08.12.2025
Железнодорожный вокзал станции Аркалык отметил полувековой юбилей
Регионы
08.12.2025
Оскеменская и Кумыстауская дистанции пути завершили летние работы
Пассажирские перевозки
08.12.2025
Новые плацкартные вагоны Stadler: первые изображения и ключевые особенности
Новости
08.12.2025
Казахстан и Узбекистан увеличат обмен поездами до 35 пар в сутки
Новости
08.12.2025
Акимат Астаны и КТЖ обсудили стратегию развития транспортной системы столицы
Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона