Ключевое звено
Ровно 20 лет своей трудовой биографии диспетчер центрального пункта пожарной связи (ЦППС) Улдай Сахметова посвятила негосударственной противопожарной службе компании. Выйдя на заслуженный отдых, она не расстается с родным коллективом, став секретарем Уральского регионального совета ветеранов-железнодорожников.
Родом она из Казталовского района Западно-Казахстанской области. После окончания школы-интерната №11 в Уральске, поехала покорять столицу. На факультет иностранных языков не прошла по конкурсу, но уезжать не хотелось. Проходя мимо Алма-Атинского электротехникума связи загляделась на здание. Зашла из любопытства. В итоге блестяще сдала экзамены, поступила на специальность «техник электросвязи». Направление на работу получила на Актюбинскую ТТС в тональный цех.
– Работа мне нравилась, – вспоминает она. – Техника по тому времени была самая передовая.
Но замужество внесло свои коррективы. Потомственный железнодорожник Айтбай Шуакбаев работал инструктором по пожарной безопасности на станции Казалинск и в 1982 году увез туда Улдай. С тех пор ей довелось поработать и в совхозе «Маяк революции» Озинского района Саратовской области РФ, и в отделе охраны при ГОВД г. Уральска. А 1 августа 1998 года Улдай поступила в железнодорожную противопожарную службу Уральского отделения дороги в качестве диспетчера центрального пункта пожарной связи. На этом месте она трудилась ровно 20 лет до выхода на заслуженный отдых.
– Улдай Сахметова – высококвалифицированный специалист. Благодаря трудолюбию, энтузиазму и широте своей души она снискала заслуженное уважение среди железнодорожников области, – отмечает начальник отряда НГПС Серик Кусаинов. – Диспетчер ЦППС – ключевое звено в негосударственной противопожарной службе, он должен быстро оценить ситуацию, принять правильное решение о высылке пожарного поезда, координировать взаимодействие железнодорожных служб и гражданской защиты, обеспечить оперативный сбор, обработку и передачу сведений с места ликвидации ЧС в Астану.
Еще свежи в памяти уральцев годы, когда горели лесные массивы.
– Тяжелее всего тушить вагоны с горящим хлопком, они неделями тлеют, а из лесных и степных пожаров особенно памятен 2017 год, когда пожарный поезд гоняли от станции Пойма до Илецка, – вспоминает Улдай Сахметова. – Ребята тушили огонь – даже подошвы горели. Дочка, что в Аксае жила, возила им еду. С мужем сутками не виделись – я на диспетчерском посту, он – на пожаре.
За свой труд она награждена знаком «Кұрметті ардагер РК ТЖК» от МЧС, юбилейной медалью «375 лет противопожарной службе РФ» и «Қазақстаңның өртке қарсы кызметіне 1918-2018» к 100-летию противопожарной службы Казахстана.
К слову, на пенсию вышли одновременно с супругом. Он работал мастером по ремонту пожарных рукавов и обслуживанию пожарной техники и газодымозащитной службы пожарного поезда.
Вырастили прекрасных детей, всем троим дали высшее образование. Одна дочь – экономист, вторая – инспектор ДПС, сын – программист, отучился в Малайзии по программе «Болашак». Были планы посвятить себя воспитанию внуков – их уже 8. Но как уйти от коллектива, которому полжизни отдала?
Яна ЛЕНИНА, Уральск
Фото автора