Люди в проектах цифровой трансформации ҚТЖ

Социум
25.06.2021, 10:28
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Планы по повышению эффективности деятельности и производительности труда, проекты трансформации ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», а также подходы по социально-ответственному высвобождению персонала обсудили в рамках HR-комитета «Люди в проектах цифровой трансформации», прошедшем в онлайн-режиме. Мероприятие объединило на платформе Zoom свыше 190 участников. Важно отметить, что впервые в новом формате тематического HR-комитета помимо представителей HR-служб системы ҚТЖ из всех регионов страны приняли участие руководители ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», филиалов АО «НК «ҚТЖ» – «Центр оценки и развития персонала железнодорожного транспорта», «Центр трансформации бизнеса», «Дирекция автоматизации и цифровизации», а также ОО «Казпрофтранс». В приветственном слове заместитель председателя правления по корпоративным вопросам и HR АО «НК «ҚТЖ» Серик Кеулимжаев отметил, что Советом директоров одобрен портфель Программы трансформации, реализация которого может повлиять на численность работников ҚТЖ. – Хочу особо подчеркнуть наш приоритет при реструктуризации трудовых ресурсов: не увольнение, а оптимизация численности и сохранение социальной стабильности. Трансформация – системный взаимосвязанный процесс, направленный на увеличение производственной эффективности и рационализацию бизнес-процессов. На сегодняшний день это самая актуальная тема, и мы хотим, чтобы вы были в курсе реализованных и будущих инициатив компании, – обратился он к участникам. В ходе HR-комитета отмечалось, что сотрудники HR-службы являются агентами изменений, транслятора- ми посылов и целей компании для работников на местах.

– Основная цель наших трансформационных программ и инициатив – повышение производительности. В 2020 году из-за пандемии коронавируса и связанного с ней снижения пассажирооборота производительность компании несколько снизилась по отношению к 2019 году, – проинформировала в своем выступлении директор по управлению персоналом АО «НК «ҚТЖ» Тамила Микулич.

– С 2018-го по 2020 год наша производительность выросла только на 14%, и у нас амбициозные планы – в течение ближайших 5 лет повысить производительность труда на 41%. Поэтому можно представить, насколько интенсивная и напряженная работа нам предстоит. Она напомнила, что одним из факторов, влияющих на производительность, является численность работников. Так, к примеру, за два последних года коллектив ҚТЖ уменьшился на 13,8 тысячи человек, из них только 2% (305 человек) уволились по соглашению сторон с выплатой компенсации. Остальные 98% работников были трудоустроены либо в ҚТЖ, либо в аутсорсинговые компании, либо ушли на заслуженный отдых по программе раннего выхода на пенсию. – Таким образом, уровень «мягкой» оптимизации у нас достигает 96%. Это достаточно хороший показатель, который мы хотим удержать или улучшить в ближайшие 5 лет, – проинформировала Тамила Микулич.

ВЫГОДЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Подводя итоги прошлого года, Тамила Микулич отметила, что в результате проводимой оптимизации персонала удалось накопить резервы по фонду оплаты труда в размере 13 миллиардов тенге. Они были направлены на выплату премии по коэффициенту трудового участия путейцам и проводникам (более 15 тысяч работников), регулярную выплату отраслевого премирования, пересмотр тарифных ставок для Шымкента, так как он стал городом республиканского значения. Кроме того, по результатам 2020 года выплачена премия региональным и линейным работникам в размере 1 МРЗП (охвачено 110 тысяч человек). – Все это удалось реализовать именно благодаря тому, что поя вились резервы в фонде оплаты труда – это конкретный результат от проектов трансформации, – сказала Тамила Микулич.

БЫТЬ В АВАНГАРДЕ

О Топ-10 проектов трансформации ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» рассказал исполнительный директор – директор департамента по управлению человеческими ресурсами и планированию численности ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Адильжан Исмухамбетов. По его информации, в целях развития конкуренции в железнодорожной отрасли РК частным перевозчикам с 1 января 2021 года предоставлен доступ к магистральной железнодорожной сети, что может существенно повлиять на производственно-финансовую деятельность ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» через снижение грузооборота и доходов за услуги грузовых перевозок. – Трансформация – жизненная необходимость. Чтобы быть в авангарде, мы должны постоянно находиться в процессе трансформации. В таких условиях товарищество вынуждено реализовывать проекты и инициативы, нацеленные на совершенствование операционной модели и организационной структуры, внедрение новых технологий, автоматизацию бизнес-процессов, повышение клиентоориентированности и выведение непрофильных видов деятельности в конкурентную среду, – отметил Адильжан Исмухамбетов. – Общие выгоды от реализации проектов трансформации составят порядка 141 миллиарда тенге. Однако нужно помнить, что главной ценностью компании является благосостояние ее работников. Поэтому продуманный подход к реализации проектов и трудоустройство высвобождаемых работников внутри группы ҚТЖ являются основными приоритетами реализации проектов трансформации. На примере одного из крупных проектов «Единый центр управления перевозками в городе Актобе» Адильжан Исмухамбетов рассказал о выгодах проекта, проведенных работах и трудностях при его реализации. – Реализация проекта позволила произвести реформирование модели управления перевозочным процессом, внедрить микро- процессорную диспетчерскую централизацию, что в конечном итоге обеспечило улучшение показателей эффективности производства: снижение простоя вагонов, увеличение скорости движения поездов, уменьшение оборота вагонов, снижение топливно-энергетических затрат, повышение производительности локомотивов на 4,7%, – проинформировал он. В целях социально ответственного высвобождения персонала на местах были созданы рабочие группы из числа работников профсоюза и других причастных структур товарищества. Проведена огромная работа по подготовке рабочих мест (создание новых производственных помещений, монтаж оборудования, установка программного обеспечения МП АСДЦ, передислокация диспетчерских кругов). Комплексный и продуманный подход к реализации проекта позволил безболезненно трудоустроить 72% высвобождаемых работников на имеющиеся вакансии в группе компаний АО «НК «ҚТЖ» и 28% работников высвободить в рамках программы раннего выхода на пенсию. – Таким образом, товарищество обеспечило стопроцентное трудоустройство всех высвобождаемых работников и намерено в других проектах применить такой же подход к высвобождаемому персоналу, – заключил Адильжан Исмухамбетов.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

О новшествах Программы социально-ответственного высвобождения работников участникам HR-комитета поведал главный менеджер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Саян Сыздыков. В марте 2021 года решением правления ҚТЖ приняты Правила выплаты компенсаций высвобождаемым работникам компании и ее дочерних организаций. Они подразумевают материальную поддержку сотрудников в возрасте до 50 лет, оставшихся без дохода вследствие сокращения их должностей. Стоит отметить, что правила не распространяются на высвобождаемых работников, которым было предложено трудоустройство в рамках ҚТЖ или в другие организации, переданные на аутсорсинг, либо получающим доход в рамках до- говоров гражданско-правового характера с ҚТЖ. Итак, на что могут рассчитывать подпадающие под установленные правила работники? Каждый получит единовременную разовую выплату в размере своего среднемесячного оклада, а также ежемесячное пособие, сроки и размер которого рассчитываются в зависимости от стажа работы сотрудника на железнодорожных предприятиях, тарифной ставки. Сумма ежемесячного пособия варьируется от 70 до 200 тысяч тенге, срок – от 12 до 34 месяцев. В свою очередь, директор Центра развития и оценки персонала железнодорожного транспорта Владимир Бабиченко рассказал о реализации проектов реструктуризации трудовых ресурсов (РТР) и новых инициативах в этом направлении.

– Портфель РТР на текущий год содержит планы по 40 проектам и мероприятиям трансформации, – отметил он.

Успешно завершены проекты создания ЦУП по Западному региону, внедрения мобильных диагностических комплексов в рамках АСУ «Магистраль», передачи грузовых вагонов на сервисное обслуживание и мероприятия по выводу непрофильных видов деятельности в конкурентную среду. – В рамках РТР нам есть что предложить высвобождаемым работникам, и в качестве новых инструментов на сегодня мы прорабатываем вопрос оплаты обучения их детей по программе «Магистраль», – поделился Владимир Бабиченко. – Мы хотим выйти с предложением к Самрук-Қазына о трудоустройстве наших работников по оффтейк-контрактам: если ҚТЖ дает гарантированный заказ под новое производство, то этот производитель должен принять наших людей с сохранением условий труда и зарплат не ниже, чем у нас.

ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

– Одними из важных моментов при реализации инициатив и проектов трансформации являются своевременные и качественные внутренние коммуникации, – подчеркнула в своем выступлении бизнес-партнер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Сауле Истлеева.

Она рассказала, что при отсутствии на рабочих местах в регионах достоверной информации о планах по оптимизации бизнес-процессов, цифровизации, повышении производительности труда, компания рискует столкнуться с рисками социальной напряженности. Именно непосредственным руководителям необходимо в период социально ответственного высвобождения обеспечивать эффективные внутренние коммуникации, своевременно реагировать на жалобы, пре- доставлять обратную связь. С целью снижения социальных рисков разработан алгоритм действий по предупреждению и локализации трудовых споров (конфликтов) в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях. Основными задачами алгоритма являются совершенствование мер предупреждения и профилактики фактов, связанных c трудовыми конфликтами, предотвращение создания условий и предпосылок для возникновения трудовых конфликтов. В завершение HR-комитета состоялась панельная сессия с участием директора филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция автоматизации и цифровизации» Салмана Амрина, руководителя блока управления программы (PMO) филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Центр трансформации бизнеса» Муратжана Аюпова и заместителя председателя ОО «Казпрофтранс» Жупарбека Сабитова, которые ответили на вопросы HR-коллег, поделились советами и кейсами по внедрению изменений, вовлечению работников в проекты по цифровой трансформации, заручились взаимной поддержкой в продвижении подходов по социально-ответственному высвобождению персонала.

Новости
14.05.2024
Обучение по санитарно-эпидемиологическим требованиям к вагонам прошли проводники КТЖ
Новости
14.05.2024
Перечни продукции к техрегламентам в сфере железнодорожного транспорта утвердили для стран ЕАЭС
Новости
14.05.2024
Семинар по ТМТМ и логистике прошел в Мангистауской области
Новости
14.05.2024
Пропускная способность станции Арысь увеличена на 20%
Регионы
14.05.2024
Почетному железнодорожнику Аби Саркыншакову открыли мемориальную доску в Павлодаре
Новости / Архив
14.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №41 от 14 мая 2024 года
Регионы
13.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Туркестан – Павлодар»
Новости
13.05.2024
Итоги перевозок угля за отопительный сезон подвели в КТЖ
Регионы
13.05.2024
Рабочие группы проверили станции и перегоны в Карагандинской области
Регионы
13.05.2024
План погрузки перевыполнили в Костанайском отделении грузовых перевозок
Новости
13.05.2024
Казахстан готов предоставить материалы для строительства железной дороги «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар»
Новости
13.05.2024
Программа развития молодых специалистов «Жас Темір» стартует в КТЖ
Новости
10.05.2024
Более 3 тыс. грузовых вагонов отремонтировало АО «Қазтеміртранс»
Регионы
10.05.2024
Помощник машиниста написал книгу об истории железной дороги Казахстана
Регионы
10.05.2024
Пятерых тружеников тыла навестили сотрудники актауского порта
Регионы
10.05.2024
Железнодорожники посетили ветеранов Великой Отечественной войны в ВКО
Регионы
10.05.2024
Целевые проверки основных рабочих мест начали проводить на станции Оскемен-1
Новости
10.05.2024
Представители посольства Индонезии посетили порт Курык
Пассажирские перевозки
10.05.2024
Перевозки пассажиров в «женских вагонах» выросли в два раза
Новости
09.05.2024
О роли железнодорожников в военные годы рассказали в Усть-Каменогорске