Батыр Котырев: "Будь на стороне созидания"

Спорт
28.01.2022, 14:30
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Триатлон с каждым годом завоевывает все большую популярность среди представителей разных сфер деятельности. Как правило, это успешные, активные и целеустремленные люди, добившиеся высот в карьере и бизнесе. Главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев не раз защищал честь компании в этом виде троеборья. Он является одним из основателей спортивной команды ҚТЖ Railways athletics club, личным примером мотивируя коллег вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. В 2021 году Батыр Куанышевич преодолел дистанцию престижного международного турнира по триатлону IRONMAN 70.3 Turkey. В интервью Rail-news.kz он рассказал, как и почему в его жизни появился триатлон, поделился секретами подготовки к соревнованиям и спортивными целями на перспективу.

– Батыр Куанышевич, как давно вы увлекаетесь спортом и почему отдаете предпочтение именно триатлону?

– Я всегда вел здоровый образ жизни и с детства занимался спортом. Мое детство, юность и годы становления прошли в Целинограде. На счастье, здесь было доступно множество спортивных секций, которые я с удовольствием посещал. Занимался в ДЮСШ плаванием, волейболом, баскетболом, академической греблей, легкой атлетикой. Благодаря успехам в плавании даже получил приглашение учиться в специальной спортивной школе олимпийского резерва. Однако у меня были другие приоритеты – хорошее образование, серьезная профессия, поэтому спорт остался со мной лишь в качестве хобби.

Триатлон, продолжением которого является IRONMAN, вошел в мою жизнь пару лет назад. Он привлек меня тем, что объединяет три циклических вида спорта: плавание, бег и велосипед.

– Легко ли совмещать столь ответственную работу с тренировками и соревнованиями?

– Один из девизов IRONMAN: «Все возможно, нет ничего невозможного». Ежедневно по утрам я пробегаю по 5 километров. Для этого нужно всего лишь встать на час раньше, одеться по погоде и пробежать столько, сколько хотите. Утренняя тренировка позволяет организму настроиться на работу и всегда поддерживать хорошую физическую форму.

Что касается бега на большие дистанции и езды на велосипеде, это своего рода динамическая медитация, во время которой на ум приходят различные решения повседневных задач, которые ранее по той или иной причине не мог найти.

Вступив в ряды Федерации триатлона Казахстана, я стал больше контактировать с сообществом спортсменов в столице и познакомился со многими интересными, гармонично развитыми и успешными людьми. Думаю, они добились определенных высот в том числе благодаря спорту. Активная жизненная позиция и целеустремленность – все это в комплексе дает результат. Яркий пример – председатель Совета директоров холдинга BI Group Айдын Рахимбаев. Благодаря этому человеку в Казахстане появился IRONMAN.

– IRONMAN считается одним из наиболее сложных однодневных соревнований в мире. Какой объем тренировочной работы необходимо выполнять в течение года, чтобы добиться результатов?

– Я шел к этой цели два года. Сначала планировал попробовать свои силы в IRONMAN 70.3 Astana в 2020 году. Это половина IRONMAN. 70.3 – расстояние в милях, если суммировать все дисциплины, то оно включает в себя 1,9 километра плавания, велогонку на 90 километров и 21,1 километра бега.

В 2019 году зарегистрировался на гонку в столице и осенью начал ежедневную подготовку. Однако из-за пандемии коронавируса соревнования отменили, тогда мы с коллегами из Railways athletics club провели онлайн-триатлон, посвященный 90-летию Турксиба, в ходе которого выполнили норму IRONMAN 70.3. В 2021 году вновь самостоятельно преодолели три дистанции. В день, когда я узнал об очередной отмене IRONMAN в столице, прошел регистрацию на IRONMAN 70.3 Turkey. Он состоялся 31 октября 2021 года. Все предшествовавшее этому время я усиленно готовился, вел дневник тренировок.

– Можно ли подготовиться к таким стартам самостоятельно или необходима поддержка профессионалов? Расскажите о своих наставниках.
– Прежде чем приступить к тренировкам, необходимо пройти первичное медицинское обследование, выяснить, нет ли серьезных противопоказаний, и обязательно получить рекомендации врача-кардиолога.
Начинающим спортсменам я советую заниматься с наставником. У меня уже была хорошая база – с детства меня учили бегать и плавать, профессиональный тренер по велоспорту поставил мне технику, после я поменял еще нескольких тренеров, у каждого из которых почерпнул что-то важное. Поэтому подготовкой к IRONMAN 70.3 я преимущественно занимался самостоятельно, опираясь на опыт своих более продвинутых коллег. В их числе – главный менеджер департамента производственной безопасности и экологии Сагат Кабиев, который прошел в 2019 году IRONMAN 70.3, и наш суперамарафонец, главный менеджер департамента безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» Руслан Молдагалиев.
Важно понимать, что цели у всех могут быть разные. Если вы хотите профессиональных успехов, то только тренер, команда, врач и медкомиссия раз в квартал. Но ни в коем случае не рекомендую нагружать организм вопреки здравому смыслу, ведь ни одно первое место ни на каком пьедестале не стоит вашего здоровья. Для меня триатлон и IRONMAN – прежде всего здоровье и общение со спортсменами из разных стран мира, а доказывать кому-то что-то я не планирую, мне достаточно того, что я сам себе доказал, что я могу это сделать.

– Батыр Куанышевич, поделитесь самыми яркими моментами и впечатлениями на IRONMAN 70.3 Turkey. Какие эмоции вы испытали, пересекая финишную черту?
– IRONMAN 70.3 Turkey стал для меня гонкой-открытием. Каждый этап был сложным, но интересным. Теперь я знаю, как планировать и распределять силы на других гонках.

Водный этап стартовал на пляже Kadriye Beachpark у берегов Средиземного моря. Во время заплыва мне пришлось всех обгонять, и я понял, что в следующий раз, скорее всего, буду стартовать на две группы впереди, чтобы плыть с равными соперниками.
Сразу после водного финиша нам предстояла велогонка, маршрут которой пролегал вдоль живописных ущелий рядом с древним амфитеатром Аспендосом. Накануне ночью прошел ливень, поэтому ехать пришлось по еще мокрому асфальту, а такое покрытие требует особой осторожности. Уже на первых поворотах были падения, несколько спортсменов снялись с соревнования. Нивелируя все возможные риски, на этом этапе я снижал скорость в среднем до 38 километров в час. А затем пробежал 21 километр через самые живописные и впечатляющие районы Анталии. Температура воздуха к тому моменту поднялась до +28 градусов, было жарко, но поддержка многочисленных зрителей придавала дополнительные силы. В итоге три непрерывных этапа мне удалось преодолеть за 6 часов 11 минут 24 секунды.

Финиш – это, можно сказать, отдельный этап, к которому тоже надо готовиться. Я берег силы, заранее приготовил флаг Казахстана и с гордостью демонстрировал его, пересекая финишную черту. Это большая честь и непередаваемые эмоции.

Где бы я ни участвовал, будь то международные турниры или совещания, я всегда помню, что я представитель Казахстана. И от того, как ты выглядишь, как преподнесешь себя, будут судить обо всех казахстанцах или той части, которую ты представляешь.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Батыр Куанышевич Котырев (@kotyrevbatyr)

– Вот уже несколько лет вы возглавляете спортивную команду ҚТЖ Railways athletics club. Триатлон пользуется популярностью среди работников ҚТЖ? Насколько он сегодня развит в Казахстане?

– Railways athletics club – это уже общее достояние. Нельзя сказать, что я его возглавляю. Когда начал заниматься триатлоном, предложил коллегам обмениваться полезной информацией, методикой, создали чат, который сегодня объединяет порядка 60 атлетов ҚТЖ из разных регионов Казахстана, в том числе ветеранов спорта. Это преимущественно продвинутые спортсмены, способные контролировать свой тренировочный процесс, и они с удовольствием делятся опытом с новичками.

После каждого марафона ряды нашего клуба пополняются. Улучшаются результаты, есть мотивация.
Железнодорожники любят спорт и показывают отличные результаты на соревнованиях разного уровня. Всегда поддерживает спортсменов наш отраслевой профсоюз. К слову, логотип Казпрофтранса украшал мою форму на IRONMAN 70.3 Turkey, любезно им проспонсированную. К 30-летию независимости РК профсоюз организовал марафон «30 километров за 30 дней», который поддержали железнодорожники из разных уголков Казахстана. Эта инициатива понравилась и городским властям Нур-Султана.
У нас сильная Федерация триатлона РК, в крупных городах есть парки с очень хорошей инфраструктурой, в частности, триатлон-парк в столице. Открываются школы триатлона. Условия для атлетов создаются по всей стране.

– Посоветуйте, как мотивировать себя на занятия спортом, с чего начинать?
– Прежде всего надо начинать с утренней гимнастики и повторять ее в течение дня, если есть возможность. Мы сейчас пропагандируем восстановление производственной гимнастики в ҚТЖ, чтобы каждый час сотрудники вставали с рабочего места и уделяли 5-10 минут внимания своему организму, чтобы не получить остеохондроза, нормализовать работу кровеносной системы и сердечной мышцы, подпитать наши клетки кислородом.
Гимнастика – это первое. Когда организм готов к более активным видам спорта, нужно начинать с оздоровительного бега. Пусть по чуть-чуть, но системно. Если вы будете ежедневно пробегать хотя бы по 2 километра, то через три месяца себя не узнаете: здоровый цвет лица, ясность взгляда и мыслей. Особенно полезны утренние пробежки, бег заряжает перед рабочим днем, а вечером предпочтительнее ходьба, она позволит настроиться на отдых. Ну а чтобы выйти на более профессиональный уровень, новичку обязательно нужен грамотный наставник, тренер. Нужно проводить тренировки в том режиме, который позволяет вам укреплять здоровье, а не наносить ему вред.
Кто видит свое будущее на диване, тот не придет в спорт, а кто хочет долго сохранять активность и здоровье, обязательно найдет время и силы на тренировку. Мой девиз: «Будь на стороне созидания!».

– Поделитесь спортивными планами на ближайшую перспективу.
– Цель пройти дистанцию IRONMAN 70.3 в прошлом году выполнена. В 2022 году планирую покорить еще одну спортивную вершину – международный старт Oceanman. Эти соревнования по плаванию на открытой воде проводятся с 2015 года в самых живописных акваториях мира, и в этом году состоятся в Капшагае. Я зарегистрировался на дистанцию 5 километров и уже приступил к тренировкам.

– Успехов вам! Спасибо за беседу!

Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане
Регионы
20.06.2025
Дополнительный скоростной поезд запущен по маршруту Караганда – Балхаш
Регионы
20.06.2025
Работы по модернизации железнодорожного вокзала начались в Усть-Каменогорске
Новости
20.06.2025
Казахстанский транспортно-логистический форум-2025 прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
20.06.2025
Необходимые условия созданы для комфорта пассажиров на вокзалах в направлении Алаколя
Новости / Архив
20.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №47 от 20 июня 2025 года
Регионы
19.06.2025
Пожарно-тактические учения прошли в Мангистауском отделении магистральной сети
Новости
19.06.2025
Около тысячи пассажиров получили первую помощь в поездах КТЖ за три года
Новости
19.06.2025
Касым-Жомарт Токаев посетил завод Stadler Kazakhstan
Грузовые перевозки
19.06.2025
Около 15 тысяч тонн пшеницы экспортирует Казахстан во Вьетнам
Регионы
19.06.2025
Воспитанники детского дома побывали на экскурсии на станции Павлодар
Пассажирские перевозки
19.06.2025
Новый электропоезд выйдет на маршрут «Астана – Курорт Бурабай» к началу июля
Пассажирские перевозки
18.06.2025
Около 240 тысяч пассажиров планируется перевезти железнодорожным транспортом этим летом на Алаколь
Новости
18.06.2025
Меморандум по углублению сотрудничества по ж/д экспрессам «Китай – Центральная Азия – Европа» подписан на саммите «Китай – Центральная Азия»
Регионы
18.06.2025
Итоги двухмесячника «Руководитель — гарант безопасности» подвели на станции Алматы-1
Новости
18.06.2025
Железнодорожники проводят противопожарные рейды в Карагандинском регионе
Новости
17.06.2025
Казахстан предложил Китаю создать совместный грузовой терминал в порту Курык
Новости
17.06.2025
Жумангарин: через Казахстан проходит более 80% наземных грузов из Китая в Европу
Грузовые перевозки
17.06.2025
Казахстан стал главным поставщиком зерна в Азербайджан