Прорыв 2023: правительство Казахстана подвело итоги развития транспортной отрасли страны

Инфраструктура
03.01.2024, 09:06
Правительство Казахстана
Қазақстан теміржолшысы

Реализация крупных транспортных проектов, в том числе в железнодорожной и морской сферах, началась в Казахстане. В правительстве страны подвели итоги развития транспортной отрасли в 2023 году.

В очередном послании президента Касым-Жомарт Токаев назвал развитие транспортно-логистического потенциала одним из ключевых приоритетов работы Кабмина. 

— Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы, — отметил тогда глава государства. 

По его словам, транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны.

Развитие ж/д отрасли Казахстана

По данным правительства, с начала года объем грузовых перевозок через Казахстан составил 895 млн тонн, при этом на долю транзита пришлось более 29 млн тонн. Объем инвестиций в транспортную сферу достиг 1,8 трлн тенге.

В ближайшие три года в Казахстане планируется построить более 1,3 тыс. км новых железнодорожных дорог. Осенью началась реализация сразу нескольких крупных мегапроектов. 

Стартовало строительство обводной ж/д линии в обход станции Алматы (74 км), которая сократит время доставки грузов сутки и разгрузит Алматинский железнодорожный узел на 40%. 

Также началось строительство:

  • линии Дарбаза – Мактаарал (152 км), которая увеличит пропускную способность в направлении Центральной Азии на 10 млн тонн;
  • ж/д ветки Бахты – Аягоз (272 км), которая увеличит грузооборот между Казахстаном и Китаем еще на 20 млн тонн.

В этом году парк казахстанских локомотивов обновился на 6%. Было приобретено 133 локомотива, что позволит снизить уровень износа до 52%. Планируется закуп 856 пассажирских вагонов, 100 из которых уже начали курсировать по казахстанским железным дорогам. 

Развитие морской инфраструктуры Казахстана

В этом году стартовали проекты по развитию морской инфраструктуры страны. Запущен зерновой терминал в порту Курык. В порту Актау планируются: 

  • создание контейнерного хаба;
  • реконструкция причалов;
  • обновление перегрузочной техники и оборудования.

Для повышения безопасности морского судоходства планируется проведение дноуглубительных работ в акватории обоих морских портов. 

Реализация проектов позволит увеличить пропускную способность казахстанских портов на 10 млн тонн, контейнерных мощностей - до 300 тыс. ДФЭ в год.

Осенью в международный морской торговый порт прибыли новые танкеры для перевозки казахстанской нефти по Каспийскому морю. Они оснащены передовыми системами управления, имеют высокие технические характеристики и современное оборудование. 

Кроме того, планируется развитие внутреннего водного транспорта: 

  • наращивание транзитного потенциала трансграничной реки Иртыш;
  • создание нового коридора Россия – Казахстан – Китай.

Для этого построят новый судоходный шлюз в Семее, речной порт в поселке Тугыл и железную дорогу до границы Китая. 

В целом, развитие транзитных возможностей реки Иртыш увеличит объемы перевозки грузов до 3,5 млн тонн.

Развитие ТМТМ

Продолжается развитие казахстанского участка Транскаспийского международного транспортного маршрута. 

С начала года по маршруту ТМТМ через морские порты Актау и Курык перевалено 2,5 млн тонн грузов. Впервые по коридору перевезена нефть отечественного производства.

Для развития ТМТМ осенью 2023 года железными дорогами Казахстана, Азербайджана и Грузии подписаны документы по созданию единого оператора логистических услуг. 

Кроме того, вместе с Турцией проводится синхронное устранение «узких» мест на маршруте. Прорабатывается вопрос создания «единого окна» перевозок по ТМТМ для улучшения логистического сервиса. Запуск цифрового транспортного коридора начнется уже в следующем году.

Благодаря соглашению по развитию ТМТМ с Китаем планируется:

  • наращивание экспортно-импортных и транзитных перевозок;
  • финансирование портовых инфраструктурных проектов;
  • развитие мультимодальных перевозок по маршруту.

Все эти проекты к 2027 году позволят увеличить пропускную способность ТМТМ до 10 млн тонн в год.

Регионы
07.11.2025
Работник депо спас жизнь мужчине в Костанае
Новости
07.11.2025
КТЖ подало заявку на утверждение нового тарифа на услуги магистральной сети
Регионы
07.11.2025
В Алматинском регионе завершён осенний комиссионный осмотр
Новости
07.11.2025
Акмолинское отделение перевыполнило план погрузки
Новости
07.11.2025
КТЖ и Wabtec подписали соглашение о сотрудничестве в сфере повышения квалификации кадров
Новости
07.11.2025
КТЖ привлекло 1,6 млрд долларов для масштабного обновления локомотивного парка
Новости / Архив
07.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №93 от 07 ноября 2025 года
Регионы
06.11.2025
Командно-штабные учения по ликвидации условного пожара прошли на станции Мангистау
Грузовые перевозки
06.11.2025
Годовой план ОСЖД по экспорту грузов через станцию Алтынколь выполнен досрочно
Регионы
06.11.2025
Осмотрщики ПТО Оскемен-1 не допустили выхода в рейс вагонов с дефектными автосцепками
КТЖ в лицах
06.11.2025
Представителя железнодорожной династии Карлыгаш Шаяхметову проводили на пенсию
Регионы
06.11.2025
Костанайские железнодорожники проводят рейды против бесконтрольного выпаса скота
Новости
05.11.2025
Блогер показал преображение вокзала Казалы
Новости
05.11.2025
КТЖ призвало родителей напомнить детям о правилах безопасности вблизи железной дороги
Новости
05.11.2025
Встреча молодых специалистов «Самрук-Қазына» прошла в Алматы
Регионы
05.11.2025
Итоги трехлетней работы подвели на отчетно-выборной конференции регионального Совета ветеранов в Алматы
Пассажирские перевозки
05.11.2025
Вагоны Stadler успешно прошли климатические испытания на севере Казахстана
Новости
05.11.2025
Делегация КТЖ посетила железнодорожные объекты США
Новости
04.11.2025
Казахстан и Китай договорились о размещении сменных работников приграничных станций на территории друг друга
Новости
04.11.2025
Зерновой союз: ограничения погрузки КТЖ — вынужденная мера и направлены на нормализацию перевозок