Прорыв 2023: правительство Казахстана подвело итоги развития транспортной отрасли страны

Инфраструктура
03.01.2024, 09:06
Правительство Казахстана
Қазақстан теміржолшысы

Реализация крупных транспортных проектов, в том числе в железнодорожной и морской сферах, началась в Казахстане. В правительстве страны подвели итоги развития транспортной отрасли в 2023 году.

В очередном послании президента Касым-Жомарт Токаев назвал развитие транспортно-логистического потенциала одним из ключевых приоритетов работы Кабмина. 

— Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы, — отметил тогда глава государства. 

По его словам, транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны.

Развитие ж/д отрасли Казахстана

По данным правительства, с начала года объем грузовых перевозок через Казахстан составил 895 млн тонн, при этом на долю транзита пришлось более 29 млн тонн. Объем инвестиций в транспортную сферу достиг 1,8 трлн тенге.

В ближайшие три года в Казахстане планируется построить более 1,3 тыс. км новых железнодорожных дорог. Осенью началась реализация сразу нескольких крупных мегапроектов. 

Стартовало строительство обводной ж/д линии в обход станции Алматы (74 км), которая сократит время доставки грузов сутки и разгрузит Алматинский железнодорожный узел на 40%. 

Также началось строительство:

  • линии Дарбаза – Мактаарал (152 км), которая увеличит пропускную способность в направлении Центральной Азии на 10 млн тонн;
  • ж/д ветки Бахты – Аягоз (272 км), которая увеличит грузооборот между Казахстаном и Китаем еще на 20 млн тонн.

В этом году парк казахстанских локомотивов обновился на 6%. Было приобретено 133 локомотива, что позволит снизить уровень износа до 52%. Планируется закуп 856 пассажирских вагонов, 100 из которых уже начали курсировать по казахстанским железным дорогам. 

Развитие морской инфраструктуры Казахстана

В этом году стартовали проекты по развитию морской инфраструктуры страны. Запущен зерновой терминал в порту Курык. В порту Актау планируются: 

  • создание контейнерного хаба;
  • реконструкция причалов;
  • обновление перегрузочной техники и оборудования.

Для повышения безопасности морского судоходства планируется проведение дноуглубительных работ в акватории обоих морских портов. 

Реализация проектов позволит увеличить пропускную способность казахстанских портов на 10 млн тонн, контейнерных мощностей - до 300 тыс. ДФЭ в год.

Осенью в международный морской торговый порт прибыли новые танкеры для перевозки казахстанской нефти по Каспийскому морю. Они оснащены передовыми системами управления, имеют высокие технические характеристики и современное оборудование. 

Кроме того, планируется развитие внутреннего водного транспорта: 

  • наращивание транзитного потенциала трансграничной реки Иртыш;
  • создание нового коридора Россия – Казахстан – Китай.

Для этого построят новый судоходный шлюз в Семее, речной порт в поселке Тугыл и железную дорогу до границы Китая. 

В целом, развитие транзитных возможностей реки Иртыш увеличит объемы перевозки грузов до 3,5 млн тонн.

Развитие ТМТМ

Продолжается развитие казахстанского участка Транскаспийского международного транспортного маршрута. 

С начала года по маршруту ТМТМ через морские порты Актау и Курык перевалено 2,5 млн тонн грузов. Впервые по коридору перевезена нефть отечественного производства.

Для развития ТМТМ осенью 2023 года железными дорогами Казахстана, Азербайджана и Грузии подписаны документы по созданию единого оператора логистических услуг. 

Кроме того, вместе с Турцией проводится синхронное устранение «узких» мест на маршруте. Прорабатывается вопрос создания «единого окна» перевозок по ТМТМ для улучшения логистического сервиса. Запуск цифрового транспортного коридора начнется уже в следующем году.

Благодаря соглашению по развитию ТМТМ с Китаем планируется:

  • наращивание экспортно-импортных и транзитных перевозок;
  • финансирование портовых инфраструктурных проектов;
  • развитие мультимодальных перевозок по маршруту.

Все эти проекты к 2027 году позволят увеличить пропускную способность ТМТМ до 10 млн тонн в год.

Грузовые перевозки
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау
Новости
01.07.2025
Сотрудники пожарной службы КТЖ прошли обучение
Новости
01.07.2025
Навигационные пломбы для отслеживания перевозок на железнодорожном транспорте начали устанавливать в Казахстане
Новости / Архив
01.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №50 от 01 июля 2025 года
Новости
30.06.2025
В профориентационное путешествие по Казахстану отправятся 200 детей из регионов
КТЖ в лицах
30.06.2025
HR-специалист ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Гульнара Керимбекова поделилась опытом в популяризации казахского языка
КТЖ в лицах
30.06.2025
Главного менеджера департамента бизнес-аналитики Наталью Гузь проводили на пенсию
Новости
30.06.2025
Пул «Лидеров профессий» создан в КТЖ
Регионы
30.06.2025
Число экстренных торможений отметили в Алматинском локомотивном депо
30.06.2025
Тематический вечер о наследии Абая прошел в КТЖ
Новости
30.06.2025
Олжас Бектенов представил коллективу Министерства транспорта нового руководителя
Новости
30.06.2025
В КТЖ подвели итоги за четыре года
Инфраструктура
30.06.2025
КТЖ приступило к модернизации участка Алтынколь — Жетыген
Новости
30.06.2025
Нурлан Сауранбаев назначен министром транспорта
Пассажирские перевозки
30.06.2025
Дополнительный пассажирский поезд запустят в летний сезон между Астаной и Актобе
Новости
27.06.2025
Планы развития ТМТМ обсудили в Варшаве
Новости
27.06.2025
Объем перевозок по ТМТМ вырос на 62%
Регионы
27.06.2025
О работе по охране труда рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо