В КТЖ завершились испытания с вагоном-рельсосмазывателем
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В АО «НК «Қазақстан темір жолы» завершились эксплуатационные испытания смазочного материала с использованием вагона-рельсосмазывателя конструкции ЗАО «Высокотехнологичные материалы» (ЗАО «ВТМ» РФ).
Проблема взаимодействия колеса и рельса является одной из наиболее значимых для успешной работы железнодорожного транспорта, и поэтому ее решению уделяется особое внимание. На участках железнодорожного пути с большим числом кривых, как известно, происходит повышенный износ гребней колесных пар локомотивов и головок рельсов. Это приводит к значительным расходам трудовых и материальных ресурсов, связанных с восстановлением колесных пар, заменой рельсов, к длительному простою подвижного состава.
За последние десятилетия происходят изменения как в техническом оснащении железнодорожного транспорта, так и в условиях вождения поездов. Локомотивы заменены на более мощную технику. В целях выполнения заданных показателей вес поезда поднят до предельно допустимых значений. Такие показатели, как вес поезда и нагрузка на ось практически исчерпаны по техническим параметрам локомотивов и условиям их эксплуатации. В этих условиях организация работы по лубрикации с целью сохранения и увеличения ресурса бандажа и рельсов имеет первостепенное значение. На магистрали часто возникают различные проблемы, вызванные повышенным износом в паре колесо-рельс.
При этом увеличение количества обточек колесных пар крайне негативно влияет на основные производственные показатели. Основными мерами, позволяющими существенно снизить износ колесных пар и рельсов, является, в частности, лубрикация. Так, испытания были проведены на протяжении 6 месяцев в целях оценки технико-экономической эффективности применения опытных средств лубрикации зоны контакта колесо-рельс и принятия решения об их допуске к применению на сети железных дорог АО «НК «ҚТЖ» взамен используемых средств лубрикации в настоящее время.
– Испытания проводились на участке Жамбыл – Сарыагаш. На опытном участке были определены 30 контрольных кривых по 10 в каждой дистанции пути (ПЧ-52 Тулькубас, ПЧ-53 Шымкент, ПЧ-54 Арысь). При этом осмотр и обмеры колесных пар контрольной группы локомотивов в эксплуатации производились в соответствии с требованиями инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Была создана рабочая группа, которая делала замеры и расчеты. Так, на каждой контрольной кривой опытного участка три раза в ходе испытаний лазерным рельсовым профилографом «ПРП» проводились измерения бокового износа головки рельса наружной нити, – рассказал ответственный за испытания – менеджер Технического центра отдела реализации и координации технической политики по хозяйству пути Азамат Абжалиев.
Данный опытный участок выбран неспроста – здесь имеется 886 кривых разного радиуса на протяженности 406 километров.
– Опытный вагон-рельсосмазыватель предназначен для нанесения смазки на внутреннюю боковую грань головки рельсов в кривых участках пути бесконтактным способом через форсунки в автоматическом режиме, – пояснил Азамат Абжалиев.
Анализ за период испытаний показал отличные результаты. При бесперебойной работе опытного вагона-рельсосмазывателя для полного оборота (за 28 часов) на участке Жамбыл – Сарыагаш расходовалось 80 литров опытного смазочного материала СР-КУМ. В целом, с начала эксплуатационных испытаний произведено 155 полных оборотов, а общий расход составил 12400 литров. При этом интенсивность износа гребня колеса локомотива боковой грани рельса уменьшилась в несколько раз.
– К примеру, на кривой участка пути Кызылсай – Шымкент с радиусом 415 метров до применения вагона-рельсосмазывателя раз в год приходилось производить смену рельс, а с его применением срок службы рельса увеличивается в 6 раз, – рассказал Азамат Абжалиев.
Кроме того, при применении вагона-рельсосмазывателя произошло уменьшение количества обточек колесных пар по износу гребней в 2 раза.
– Анализ показывает существенное снижение интенсивности бокового износа рельсов (до 4 раз) за время проведения эксплуатационного испытания, по сравнению с боковым износом 2016-2018 годов, а также по локомотивам – до трех раз. В целом, результат испытания смазочного материала СР-КУМ с использованием вагона-рельсосмазывателя конструкции ЗАО «ВТМ» является целесообразным, экономически эффективным и рекомендованным к применению на магистральных сетях АО «НК «ҚТЖ». По итогам эксплуатационных испытаний было проведено совещание под председательством управляющего директора – главного инженера АО «НК «ҚТЖ» Батыра Котырева и принято решение о внедрении смазочного материала СР-КУМ и вагона-рельсосмазывателя конструкции ЗАО «ВТМ», – резюмировал он.
На сегодняшний день на участке Жамбыл – Сарыагаш установлены 50 стационарных лубрикаторов, которые обслуживают 191 кривой участок пути протяженностью более 98 километров. Внедрение же нового способа снизит расходы на лубрикацию и будет соответствовать принципам бережливого производства.
По словам специалистов, такая лубрикация выгодна не только для сокращения эксплуатационных расходов, связанных с заменой рельсов по боковому износу, но и для обеспечения безопасности движения поездов.