В КТЖ завершились испытания с вагоном-рельсосмазывателем

Инфраструктура
30.07.2019, 15:28
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В АО «НК «Қазақстан темір жолы» завершились эксплуатационные испытания смазочного материала с использованием вагона-рельсосмазывателя конструкции ЗАО «Высокотехнологичные материалы» (ЗАО «ВТМ» РФ).

Проблема взаимодействия колеса и рельса является одной из наиболее значимых для успешной работы железнодорожного транспорта, и поэтому ее решению уделяется особое внимание. На участках железнодорожного пути с большим числом кривых, как известно, происходит повышенный износ гребней колесных пар локомотивов и головок рельсов. Это приводит к значительным расходам трудовых и материальных ресурсов, связанных с восстановлением колесных пар, заменой рельсов, к длительному простою подвижного состава.

За последние десятилетия происходят изменения как в техническом оснащении железнодорожного транспорта, так и в условиях вождения поездов. Локомотивы заменены на более мощную технику. В целях выполнения заданных показателей вес поезда поднят до предельно допустимых значений. Такие показатели, как вес поезда и нагрузка на ось практически исчерпаны по техническим параметрам локомотивов и условиям их эксплуатации. В этих условиях организация работы по лубрикации с целью сохранения и увеличения ресурса бандажа и рельсов имеет первостепенное значение. На магистрали часто возникают различные проблемы, вызванные повышенным износом в паре колесо-рельс.

При этом увеличение количества обточек колесных пар крайне негативно влияет на основные производственные показатели. Основными мерами, позволяющими существенно снизить износ колесных пар и рельсов, является, в частности, лубрикация. Так, испытания были проведены на протяжении 6 месяцев в целях оценки технико-экономической эффективности применения опытных средств лубрикации зоны контакта колесо-рельс и принятия решения об их допуске к применению на сети железных дорог АО «НК «ҚТЖ» взамен используемых средств лубрикации в настоящее время.

– Испытания проводились на участке Жамбыл – Сарыагаш. На опытном участке были определены 30 контрольных кривых по 10 в каждой дистанции пути (ПЧ-52 Тулькубас, ПЧ-53 Шымкент, ПЧ-54 Арысь). При этом осмотр и обмеры колесных пар контрольной группы локомотивов в эксплуатации производились в соответствии с требованиями инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Была создана рабочая группа, которая делала замеры и расчеты. Так, на каждой контрольной кривой опытного участка три раза в ходе испытаний лазерным рельсовым профилографом «ПРП» проводились измерения бокового износа головки рельса наружной нити, – рассказал ответственный за испытания – менеджер Технического центра отдела реализации и координации технической политики по хозяйству пути Азамат Абжалиев.

Данный опытный участок выбран неспроста – здесь имеется 886 кривых разного радиуса на протяженности 406 километров.

– Опытный вагон-рельсосмазыватель предназначен для нанесения смазки на внутреннюю боковую грань головки рельсов в кривых участках пути бесконтактным способом через форсунки в автоматическом режиме, – пояснил Азамат Абжалиев. 

Анализ за период испытаний показал отличные результаты. При бесперебойной работе опытного вагона-рельсосмазывателя для полного оборота (за 28 часов) на участке Жамбыл – Сарыагаш расходовалось 80 литров опытного смазочного материала СР-КУМ. В целом, с начала эксплуатационных испытаний произведено 155 полных оборотов, а общий расход составил 12400 литров. При этом интенсивность износа гребня колеса локомотива боковой грани рельса уменьшилась в несколько раз.

– К примеру, на кривой участка пути Кызылсай – Шымкент с радиусом 415 метров до применения вагона-рельсосмазывателя раз в год приходилось производить смену рельс, а с его применением срок службы рельса увеличивается в 6 раз, – рассказал Азамат Абжалиев.

Кроме того, при применении вагона-рельсосмазывателя произошло уменьшение количества обточек колесных пар по износу гребней в 2 раза.

– Анализ показывает существенное снижение интенсивности бокового износа рельсов (до 4 раз) за время проведения эксплуатационного испытания, по сравнению с боковым износом 2016-2018 годов, а также по локомотивам – до трех раз. В целом, результат испытания смазочного материала СР-КУМ с использованием вагона-рельсосмазывателя конструкции ЗАО «ВТМ» является целесообразным, экономически эффективным и рекомендованным к применению на магистральных сетях АО «НК «ҚТЖ». По итогам эксплуатационных испытаний было проведено совещание под председательством управляющего директора – главного инженера АО «НК «ҚТЖ» Батыра Котырева и принято решение о внедрении смазочного материала СР-КУМ и вагона-рельсосмазывателя конструкции ЗАО «ВТМ», – резюмировал он.

На сегодняшний день на участке Жамбыл – Сарыагаш установлены 50 стационарных лубрикаторов, которые обслуживают 191 кривой участок пути протяженностью более 98 километров. Внедрение же нового способа снизит расходы на лубрикацию и будет соответствовать принципам бережливого производства.

По словам специалистов, такая лубрикация выгодна не только для сокращения эксплуатационных расходов, связанных с заменой рельсов по боковому износу, но и для обеспечения безопасности движения поездов. 

Новости
22.11.2025
Alstom вводит в эксплуатацию колесно-токарный станок в сервисном центре в Шу
Социум
21.11.2025
Железнодорожники приняли участие в открытии коррекционно-образовательной школы
Регионы
21.11.2025
Железнодорожники прошли обучение по безопасности и охране труда в Оскеменском регионе
Регионы
21.11.2025
Ревизорский аппарат усиливает профилактику несчастных случаев на ж/д в Алматинском регионе
Пассажирские перевозки
21.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Костанай по чётным дням
Инфраструктура
21.11.2025
Теміржол жөндеу обновило 244,382 км железнодорожных путей
Социум
21.11.2025
Столичным железнодорожникам рассказали о новых мерах по предотвращению семейно-бытового насилия
Новости / Архив
21.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №97 от 21 ноября 2025 года
Инфраструктура
20.11.2025
Завершена реконструкция здания вокзала станции Макинск
Регионы
20.11.2025
Более 100 км скотоизгороди возведут в Карагандинском регионе в 2025 году
Регионы
20.11.2025
Более 150 уральских железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
Новости
20.11.2025
Лучшие посты КТСМ определил конкурс среди подразделений сигнализации и связи КТЖ
Инфраструктура
20.11.2025
Руководство КТЖ проинспектировало ход строительства обводной железнодорожной линии вокруг Алматы
Новости
20.11.2025
КТЖ подписало ряд документов в Китае
Новости
19.11.2025
Экспортеры ознакомились с инфраструктурой портов и терминалов Мангистауского региона
Новости
19.11.2025
Советник премьер-министра ознакомился с ходом строительства линии «Бахты – Аягоз» в области Абай
Новости
19.11.2025
КТЖ укрепляет сотрудничество с крупнейшими логистическими узлами Китая
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо