Более 500 рационализаторских предложений разработали в 2023 году железнодорожники
Более 500 рационализаторских предложений разработали в 2023 году железнодорожники. Новшества были направлены на улучшение условий и охраны труда, экономии ТЭР, безопасность движения поездов, совершенствование технологических процессов и надежности устройств ж/д инфраструктуры. Совокупный экономический эффект от внедрения предложений составил свыше 14,8 млн тенге.
В КТЖ работают свыше 500 новаторов. В прошлом году в качества авторского вознаграждения им было выплачено более 20 млн тенге. По итогам конкурса «Лучшее техническое решение КТЖ» в 2023 году определены 18 рационализаторских предложений.
Первое место в номинации «Лучшее техническое решение по повышению надежности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики» присуждено за рационализаторское предложение «Установка звуковых извещателей в парке «Б» станции Павлодар ЭЦ-1 для предупреждения работников об установке маршрута надвига вагонов на горку вагонами вперед».
Авторы разработки - главный инженер Павлодарского отделения магистральной сети Казбек-Жарылгасын Оспанов, начальник участка Павлодарской дистанции сигнализации и связи Бауыржан Бабатаев.
Второе место вручили начальнику по СЦБ Атбасарской дистанции сигнализации и связи Асету Хасенову за рационализаторское предложение «Изоляция рамного рельса для гарнитуры электропривода Р-80 Альстом».
Третье место занял электромеханик Илецкой дистанции электроснабжения Виктор Нитаев за рационализаторское предложение «Отжимная выколотка».
В номинации «Лучшее техническое решение по повышению надежности устройств электроснабжения» первое место заняло рационализаторское предложение «Электромагнитная блокировка ячейки КРУН СЦБ» начальника тяговой подстанции станции Жаксы Юрия Глобенко.
Второе место отдано рационализаторскому предложению «Блокировка дверей КРУН 6-10 кВ КСО» начальника участка РРУ Карагандинской дистанции электроснабжения Игоря Пикалова.
Третье место - за рационализаторское предложение «Внедрение в схему автоматики обдува трансформатора ТДТНЖ-40000 кВА электронного датчика температуры» начальника РРУ Павлодарской дистанции электроснабжения Андрея Куршина.
В номинации «Лучшее техническое решение по повышению производительности труда и снижению уровня ручного труда в путевом хозяйстве» первое место вручено за рационализаторское предложение «Модернизация захвата портального крана» токарю Аягозская дистанция пути Сергею Лышиленко.
Второе место заняло рационализаторское предложение «Установка шлепперной технологической линии своими силами для подачи старогодных рельсов на очистной станок СИБШ-10» главного механика Жанната Беспаева и инженера Луговского рельсосварочного предприятия Даулета Шукеева.
Третье место вручено за рационализаторское предложение «Шпильки для ремонта редуктора колесных пар» машинисту путевых машин Карагандинской дистанции пути Жайляубаю Игенову.
В номинации «Лучшее техническое решение по совершенствованию технологии ремонта и технического обслуживания и эксплуатации локомотивов» первое место досталось начальнику отдела контроля ремонта Жамбылского эксплуатационного локомотивного депо Ивану Шамлиди за рационализаторское предложение «Технологическая инструкция по изготовлению и обслуживание в эксплуатации сигнального табло пульта машиниста на светодиодах кабины машиниста электровозов серии ВЛ80С».
Второе место вручено за рационализаторское предложение «Блок проверки работоспособности скоростемера СЛ-2» машинисту-инструктору по теплотехнике Костанайского эксплуатационного локомотивного депо Нургазы Казамбаеву.
Третье место - за рационализаторское предложение «Система экипировки охлаждающей водой» начальнику производственно-технического отдела Константину Сарсекенову, ведущему инженеру-технологу Екибастузского эксплуатационного локомотивного депо Курмету Шарипову.
В номинации «Лучшее техническое решение по совершенствованию технологии ремонта грузовых вагонов» первое место за рационализаторское предложение «Тренажер с функционалом сцепления автосцепок» осмотрщику вагонов ПТО станции Железорудная Мурату Ерманову.
Второе место - за рационализаторское предложение «Приспособление для снятия автосцепки», автору и.о. инженера-электронщика Костанайского эксплуатационного вагонного депо Есимбеку Ахметбекову.
Третье место отдано за рационализаторское предложение «Приспособление для удержания автосцепки» мастеру вагонного депо Илецка Наурызгали Абугалиеву.
В номинации «Лучшее техническое решение по совершенствованию технологии перевозочного процесса» первое место присуждено» за рационализаторское предложение «Устройство по предупреждению нахождения составителя поездов на негабаритном месте» главному инженеру станции Тараз Ерсину Шардарбекову.
Второе место - за рационализаторское предложение «Модернизация переносного красного щита для ограждения места работ на станции» инструктору ПТО технического отдела Шымкентского отделения ГП Гани Муратбаеву.
Третье место - за рационализаторское предложение «Электронный акт выполненных работ». Новаторы - главный менеджер филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Многофункциональный центр обслуживания» Толкын Бозтаева, ведущий инженер – технолог Асель Мырзагулова, заместитель начальника отдела экономики Орынбаева Асылзат Бауржанкызы, менеджер департамента социальной политики КТЖ Ержан Жаналиев, менеджер департамента социальной политики филиала ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»-«Батыс» Дархан Нұргали.
По итогам 2023 года нагрудным знаком «Үздік рационализатор» награждены начальник отдела материально-технического снабжения Карагандинского отделения магистральной сети Ерлан Хасенов, начальник Центра научно-технической информации и анализа Карагандинского отделения магистральной сети Сапар Жазыбаев, старший электромеханик Тобольской дистанции сигнализации и связи Талгат Талипов, старший электромеханик Карагандинской дистанций электроснабжения Саян Акимов, начальник производственно-технического отдела Достыкского эксплуатационного вагонного депо Бейбит Жабаев, заместитель начальника по сигнализации, централизации и блокировке Уральской дистанции сигнализации и связи Шынтас Калилолла, ведущий инженер по охране труда и техники безопасности Тюлькубасской дистанции пути Шамшидин Дадабаев.
Деятельность КТЖ нацелена на повышение уровня и стимулирование развития рационализаторской деятельности, как важнейшего инструмента ускорения научно-технического прогресса.