Долгосрочная поддержка

Новости
03.10.2017, 12:34
В Казахстане пассажирские перевозки занимают особое место в железнодорожной отрасли, и государством обеспечена полноценная нормативная правовая база для поддержки этого социально значимого вида транзита. Кроме того, ввиду особой стратегической и жизненно важной роли железных дорог государство проводит политику регулирования их деятельности, особенно в вопросах формирования стоимости перевозок и тарифов на услуги. Для текущей деятельности и сохранения работоспособности, повышения уровня развития и качества услуг железнодорожного транспорта это обстоятельство имеет особое значение. Ведь огромная территория нашей страны и неравномерная заселенность, значительные торгово-экономические связи с соседними государствами, диктующие необходимость перемещения большого количества грузов, делают железнодорожный транспорт основным средством передвижения для Казахстана. Отметим, что такое благоприятное вмешательство государства в деятельность железнодорожного транспорта свойственно не только Казахстану, регулирование осуществляется во многих странах мира. Но при этом государство скрупулезно отслеживает доходность перевозки того или иного вида груза, пассажиров, и там, где это убыточно для железной дороги, оно тем или иным способом компенсирует потери доходов, чтобы транспортные предприятия имели достаточно средств для покрытия текущих расходов и инвестиционных потребностей. При этом система субсидирования перевозок грузов и пассажиров в различных государствах строится по-разному. Где-то выделяются средства на содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта, где-то стимулируется деятельность по перевозке тех или иных грузов, пассажиров. Но в целом идет постоянный поиск оптимального способа покрытия тех расходов, которые не перекрываются доходами исполнителями работ. Так, в Казахстане ежегодно на субсидирование пассажирских перевозок выделяется порядка 24 миллиардов тенге, а объемы выделяемых средств с 2005 года выросли в три раза. Причем непосредственно объемы перевозок возросли в полтора  раза (с 15 млн до 23 млн пассажиров в год). – В Казахстане на долю железнодорожных пассажирских перевозок приходится свыше 40 процентов от общего объема пассажирских перевозок (автотранспорт – 57 миллионов человек, авиатранспорт – 6, железная дорога – 23), – рассказал заместитель председателя Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Дмитрий Потлов. По его словам, в целом за последние пять лет в Казахстане были достигнуты следующие результаты работы в данном направлении: уровень физического износа вагонов снижен с 70 до 46,5%; объем продаж билетов электронным способом вырос в пять раз; приняты Национальные стандарты обслуживания пассажиров; закуплено более 500 новых пассажирских вагонов отечественного производства «Тұлпар-Тальго»; на всех областных вокзалах внедрены системы досмотра пассажиров; в текущем году введен в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал «Нұрлы жол», способный обслуживать 35 тысяч пассажиров в сутки. Напомним, в 2016 году принят закон, предусматривающий изменение механизма государственного субсидирования железнодорожных пассажирских перевозок, по итогам которого внедрены законодательные основы для привлечения инвестиций для закупа новых пассажирских вагонов. В частности, согласно договорам финансирования, заключенным по новым условиям, с начала текущего года перевозчики поэтапно закупают пассажирские вагоны на социально значимые межобластные направления. В целом мероприятия по поэтапному обновлению пассажирских вагонов будут продолжаться и в последующих годах, что позволит снизить износ казахстанского парка пассажирских вагонов, а пассажирам комфортно передвигаться на железнодорожном транспорте. Наряду с этим, новый механизм субсидирования пассажирских перевозок по социально-значимым сообщениям предусматривает не только установление к перевозчикам требований по инвестициям, обновлению подвижного состава и стандартам качества, но и долгосрочность контрактов (до 20 лет). Также в новом механизме рассчитан переход от принципа покрытия убытков перевозчика на субсидирование расходов и субсидирование государством процентных ставок при привлечении заемных средств на обновление подвижного состава. – В результате реализации указанной модели было привлечено более 11 миллиардов тенге частных инвестиций и приобретено более 50 новых пассажирских вагонов. Данные показатели были впервые достигнуты в железнодорожных пассажирских перевозках, – отметил Дмитрий Потлов. По мнению же самих перевозчиков, такое целевое дотирование помогает в условиях конкуренции подойти ответственно к осуществлению задач по перевозке, повышению качества и объема оказываемых услуг. К примеру, партия 10 новых пассажирских вагонов российского производства, закупленных в рамках нового механизма субсидирования железнодорожных пассажирских перевозок, прибывших в Костанай, приобретены ТОО «Турксиб Астана» посредством лизингового финансирования АО «БРК-Лизинг». Плацкартные 54-местные вагоны оборудованы системой контроля, диагностики и управления вагоном, кондиционированием воздуха, вакуумными биотуалетами, системой пожаротушения, холодильниками и микроволновыми печами. Также для удобства пассажиров имеются индивидуальные источники электропитания. Срок службы пассажирских вагонов составляет 40 лет. Данные вагоны курсируют в составе поезда № 43/44 по маршруту Костанай – Алматы.

Асель ШАЙХЫНОВА

Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года