Караганда: транзитный потенциал

Новости
17.11.2017, 11:01
На протяжении более 85 лет железная дорога является самым надежным транспортным сообщением, обеспечивающим индустриальный карагандинский край бесперебойным вывозом продукции, а значит, стабильно пополняющим бюджет страны. Карагандинское отделение грузовых перевозок во все времена по праву носило статус одной из важнейших магистралей Казахстана – более четверти от общей погрузки по  сети железных дорог Республики  осуществляется с его станций. От первого угля до первого поезда А начиналась история Карагандинского отделения железной дороги с… маленького черного камушка, найденного в 1833 году в урочище Карагандыбасы, южнее Нуры пастухом Аппаком Байжановым. Когда стало ясно, что уголь способен не только гореть, но и приносить немалый доход, в степи начались первые промышленные разработки «горючего камня». В 1856 году купец Ушаков приобрел 100 квадратных верст земли, чтобы организовать добычу топлива в Ивановском разрезе для нужд Спасского медеплавильного завода. Карагандинские угольные копи с конца XIX века много раз меняли хозяев – ими владели то французы, то англичане, а затем, после революции, сюда приехали русские геологи.  В 1925 году всеказахстанская краевая партийная конференция пришла к выводу: развитие производства и укрепление советской государственности в Казахстане задерживаются из-за слабой сети железных дорог. На тот момент их общая протяженность составляла 3 241 километр. Да и те, что имелись, не затрагивали центральную часть Казахстана. И вот в декабре 1925 года, после утверждения плана индустриализации страны, для освоения природных богатств Центрального Казахстана было начато строительство железнодорожной линии курорт Боровое – Караганда. А еще через два года принято постановление о создании в Карагандинском бассейне третьей угольной базы страны. В ноябре 1931 года рельсовый путь общей протяженностью 233 километра пришел в Караганду, чтобы обеспечить бесперебойную вывозку добытого угля. Есть такая профессия… Основой индустриализации Центрального Казахстана стала железная дорога. Совнарком принял решение о строительстве путей от Караганды до станции Бертыс, где были обнаружены крупнейшие залежи меди. Так появились город Балхаш и Балхашский медеплавильный завод. Депо на 20 паровозов построили на станции Нуринскач, где формировались составы, вес которых тогда не превышал 800 тонн.  Пуск железнодорожной линии Акмолинск – Караганда способствовал быстрому наращиванию темпа угольного производства. А в 1933 году появилось одно из крупнейших в сети железных дорог Казахстана локомотивное депо – Карагандинское. Еще два года строились пассажирский вокзал и вагонное депо на 1 500 проходящих вагонов в сутки. Затем из Карагандинской дистанции пути выделилась в самостоятельную единицу жилищно-ремонтная контора НЖД-6, было организовано погрузочное бюро.  В 1936 году поездом по только что отстроенной линии в Москву был доставлен слиток первой балхашской меди, а с сентября 1939 года участок Караганда – Балхаш был принят в постоянную эксплуатацию. Тогда же образовалось Карагандинское железнодорожное отделение в границах станции Анар на севере и станции Дарья – на юге, и входило оно в состав Омской железной дороги. Одновременно строилась линия от Жарыка до Джезказгана, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1940 года. Так рождалась в степях Сарыарки новая профессия – железнодорожник. И уже дружной семьей работники стальной магистрали Караганды вносили свою лепту в победу в Великой Отечественной войне, бесперебойно снабжая армию и страну медью, латунью, молибденом, марганцем, углем, продовольствием, вещами и т.д. В послевоенные годы железнодорожники не снизили темпов работы. Если в 1940 году на Карагандинское отделение железной дороги поступило 1,7 миллиона тонн народно-хозяйственных грузов, то в 1955-м их объем возрос до 9,2 миллионов. Строительство трансказахстанской магистрали Петропавловск – Чу было завершено с появлением ветки Моинты – Чу. А Карагандинское отделение дороги стало не просто транзитным – оно взяло на себя роль связующего звена между Сибирью, Уралом и севером Казахстана с южными областями республики и Средней Азией. Новая страница Сегодня в молодом независимом государстве Республика Казахстан была открыта новая страница в истории развития железной дороги. Самым значительным событием для карагандинского филиала АО «НК «Қазакстан темір жолы» стало открытие в августе 2014 года Главой государства железной магистрали Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь. Благодаря колоссальным усилиям и воле карагандинских железнодорожников, в сложных климатических условиях за два года родилась дорога века. Она соединила Казахстан со всем миром. Транзитный транспортный коридор проходит из Азии в Россию и Европу, в направлении Азербайджана, Грузии, Турции и Южной Европы, через Туркменистан к Персидскому заливу. Ныне общая протяженность магистральной железнодорожной линии филиала АО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Карагандинское отделение ГП», согласно данным, предоставленным техническим отделом отделения ГП, составляет 2168,2 километра. Развернутая длина главных путей – 2 395 километра, в том числе: двухпутные участки  – 563 километра, однопутные – 1605,2; электрифицированные линии – 620,6 километра, с тепловозной тягой – 1547,6; участки, оборудованные автоблокировкой – 1 197,15 километра, оборудованные АЛСО как самостоятельное средство связи – 254,2 километра; участки, оборудованные полуавтоблокировкой – 295,85 километра; участки, включенные в диспетчерскую централизацию – 1,174,85 километра. Есть еще участки новой линии, оборудованные системой интервального регулирования движением поездов на базе радиоканала с локомотивами, не оборудованными бортовой системой безопасности первого уровня – 421 километр. – Протяженность имеющихся участков железнодорожных линий, входящих в состав установленных международных транзитных транспортных коридоров участков ОП, составляет: 40 – Мойынты – 563 километра, Мойынты – Саяк – 336,6, Жарык – Жезказган – 417,9, Жезказган – Косколь – 274,6, Шубарколь – Терисаккан – 146,9 километра, – рассказал начальник техотдела Карагандинского отделения ГП Адильхан Ибраев. – Также в филиал Карагандинского отделения ГП входят 89 раздельных пунктов, из них 44 станции открыты для производства грузовых операций, 3 внеклассные станции, 9 станций первого класса, 11 – второго, 9 – третьего, 16 – четвертого и 41 станция пятого класса. Также, в зависимости от основного назначения и характера работы, на отделении ГП имеются: сортировочная станция, 18 грузовых, 9 участковых и 61 промежуточная станция. Работа – на совесть Сегодня Карагандинское отделение ГП, равно как и отделение магистральной сети, может похвастать не только богатой историей, но и трудовыми достижениями наших дней. Итоги эксплуатационной работы в границах Карагандинского филиала АО «НК «ҚТЖ» с начала текущего года показывают позитивную динамику. В первом полугодии, по сравнению с аналогичным периодом минувшего года,  погрузка увеличена на 16,4%, грузооборот возрос на 12%, производительность вагонов – на 10,2 %,  простой под одной грузовой операцией – на 6,1%. За 10 месяцев 2017 года эксплуатационный грузооборот выполнен на 102,3%. По плану погрузки выполнение составило 99%, по техническому плану погрузки грузов –103,8%, по выгрузке – на 106,9. К аналогичному периоду прошлого года выгрузка – на уровне 108,6%. За 10 месяцев текущего года при норме оборота рабочего вагона 2,62 суток выполнение составило 2,56, то есть, достигнуто ускорение к плану на 0,06, или на 1,44 часа (2,3%). В сравнении с соответствующим периодом 2016 года выполнение этого показателя составило 103,9%, то есть время оборота грузового вагона ускорено на 0,1 суток – 2,4 часа. Простой под одной грузовой операцией за 10 месяцев текущего года при норме 23,15 часа фактически составил 22,53 (102,8%), что на 0,62 часа меньше заданного плана. Простой на одной технической станции за 10 месяцев текущего года при норме 5,89 часа фактически составил 5,72 (103%). В сравнении с периодом прошлого года данный качественный показатель выполнен на 101,4%, снижение против факта составляет 0,08 часа (0,4%). По среднесуточной производительности вагона за 10 месяцев текущего года при плановом задании 8603,0 тонно-км нетто фактическое выполнение составило 8654,0, что на 51,0 тонно-км нетто (0,6%) более планового задания.  По среднесуточному пробегу вагона за 10 месяцев т.г. при среднесуточной норме 252,4 км фактическое выполнение составило 253,0 , т.е. на уровне плана (100,2%). В целях оптимизации расходов реализуется Программа повышения эффективности деятельности. Предпринимаются меры по налаживанию деловых связей с новыми клиентами.  Число отправляемых грузов растет, и на отделении большое внимание уделяется внедрению перспективных технологий организации перевозок. Например, на 13 грузовых станциях внедрен электронный документооборот в АСУ ДКР. До конца года на новые технологии планируется перевести все остальные станции. Выполняются работы по вводу в эксплуатацию программного обеспечения АСУ ЭДТ, предусматривающая автоматизацию учета рабочего времени машиниста, расхода энергоресурсов, скорости движения, текущее местоположение локомотива. Главное богатство – люди   Достижение поставленных задач возможно только при слаженной работе коллектива. Девиз «кадры решают все!» остается как никогда актуальным. И здесь на помощь руководству филиалов приходит профсоюз. Именно отраслевой профсоюз, который, кстати, в 2017 году отмечает свое 25-летие, помогает созданию благоприятных условий труда для работников стальной магистрали. – Карагандинский филиал ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» состоит из 21 первичной профсоюзной организации и насчитывает более 9,5 тысячи членов, работающих в структурных подразделениях АО «НК «ҚТЖ» и его акционерных обществах, что составляет 10% от общего числа членов отраслевого профсоюза, – пояснил председатель Карагандинского филиала ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» Яхия Альмусин. По словам профсоюзного лидера карагандинских работников транспорта, неотъемлемой частью Коллективных договоров является раздел «Правовая защита и социальные гарантии». В нем предусмотрены и единовременное пособие работникам при увольнении в связи с уходом на пенсию, ежегодная материальная помощь неработающим пенсионерам-железнодорожникам, оплата протезирования зубов, проведение новогодних утренников и летнего оздоровительного отдыха детей и другие льготы. Устойчивая работа железнодорожного транспорта, безопасные и доступные перевозки пассажиров, своевременная доставка грузов – необходимые условия для нормальной жизнедеятельности любого общества, и в этом плане вклад железнодорожников в социально-экономические преобразования Карагандинской области просто неоценим. 

Лариса ЧЕН, Караганда

Новости
17.05.2024
Столичные абитуриенты посетили Высший колледж транспорта и коммуникации
Новости
17.05.2024
Представители порта Актау приняли участие в бизнес-форуме по транспорту в Риге
Регионы
17.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Алтай – Оскемен-1»
Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы
Новости
15.05.2024
Меры по охране общественного порядка и безопасности перевозочного процесса усилили в КТЖ
Регионы
15.05.2024
Более 10 км железнодорожного пути отремонтировали на перегоне Жарык – Дария
Регионы
15.05.2024
Оборудование планируют обновить на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки / Цифра недели
15.05.2024
Более 317 тыс. пассажиров воспользовались поездами КТЖ в майские праздники
Новости
15.05.2024
Предприятие по производству продукции для высокоскоростных железных дорог заработало в Алматы
Новости
14.05.2024
Обучение по санитарно-эпидемиологическим требованиям к вагонам прошли проводники КТЖ