Караганда: транзитный потенциал

Жаңалықтар
17.11.2017, 11:01
На протяжении более 85 лет железная дорога является самым надежным транспортным сообщением, обеспечивающим индустриальный карагандинский край бесперебойным вывозом продукции, а значит, стабильно пополняющим бюджет страны. Карагандинское отделение грузовых перевозок во все времена по праву носило статус одной из важнейших магистралей Казахстана – более четверти от общей погрузки по  сети железных дорог Республики  осуществляется с его станций. От первого угля до первого поезда А начиналась история Карагандинского отделения железной дороги с… маленького черного камушка, найденного в 1833 году в урочище Карагандыбасы, южнее Нуры пастухом Аппаком Байжановым. Когда стало ясно, что уголь способен не только гореть, но и приносить немалый доход, в степи начались первые промышленные разработки «горючего камня». В 1856 году купец Ушаков приобрел 100 квадратных верст земли, чтобы организовать добычу топлива в Ивановском разрезе для нужд Спасского медеплавильного завода. Карагандинские угольные копи с конца XIX века много раз меняли хозяев – ими владели то французы, то англичане, а затем, после революции, сюда приехали русские геологи.  В 1925 году всеказахстанская краевая партийная конференция пришла к выводу: развитие производства и укрепление советской государственности в Казахстане задерживаются из-за слабой сети железных дорог. На тот момент их общая протяженность составляла 3 241 километр. Да и те, что имелись, не затрагивали центральную часть Казахстана. И вот в декабре 1925 года, после утверждения плана индустриализации страны, для освоения природных богатств Центрального Казахстана было начато строительство железнодорожной линии курорт Боровое – Караганда. А еще через два года принято постановление о создании в Карагандинском бассейне третьей угольной базы страны. В ноябре 1931 года рельсовый путь общей протяженностью 233 километра пришел в Караганду, чтобы обеспечить бесперебойную вывозку добытого угля. Есть такая профессия… Основой индустриализации Центрального Казахстана стала железная дорога. Совнарком принял решение о строительстве путей от Караганды до станции Бертыс, где были обнаружены крупнейшие залежи меди. Так появились город Балхаш и Балхашский медеплавильный завод. Депо на 20 паровозов построили на станции Нуринскач, где формировались составы, вес которых тогда не превышал 800 тонн.  Пуск железнодорожной линии Акмолинск – Караганда способствовал быстрому наращиванию темпа угольного производства. А в 1933 году появилось одно из крупнейших в сети железных дорог Казахстана локомотивное депо – Карагандинское. Еще два года строились пассажирский вокзал и вагонное депо на 1 500 проходящих вагонов в сутки. Затем из Карагандинской дистанции пути выделилась в самостоятельную единицу жилищно-ремонтная контора НЖД-6, было организовано погрузочное бюро.  В 1936 году поездом по только что отстроенной линии в Москву был доставлен слиток первой балхашской меди, а с сентября 1939 года участок Караганда – Балхаш был принят в постоянную эксплуатацию. Тогда же образовалось Карагандинское железнодорожное отделение в границах станции Анар на севере и станции Дарья – на юге, и входило оно в состав Омской железной дороги. Одновременно строилась линия от Жарыка до Джезказгана, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1940 года. Так рождалась в степях Сарыарки новая профессия – железнодорожник. И уже дружной семьей работники стальной магистрали Караганды вносили свою лепту в победу в Великой Отечественной войне, бесперебойно снабжая армию и страну медью, латунью, молибденом, марганцем, углем, продовольствием, вещами и т.д. В послевоенные годы железнодорожники не снизили темпов работы. Если в 1940 году на Карагандинское отделение железной дороги поступило 1,7 миллиона тонн народно-хозяйственных грузов, то в 1955-м их объем возрос до 9,2 миллионов. Строительство трансказахстанской магистрали Петропавловск – Чу было завершено с появлением ветки Моинты – Чу. А Карагандинское отделение дороги стало не просто транзитным – оно взяло на себя роль связующего звена между Сибирью, Уралом и севером Казахстана с южными областями республики и Средней Азией. Новая страница Сегодня в молодом независимом государстве Республика Казахстан была открыта новая страница в истории развития железной дороги. Самым значительным событием для карагандинского филиала АО «НК «Қазакстан темір жолы» стало открытие в августе 2014 года Главой государства железной магистрали Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь. Благодаря колоссальным усилиям и воле карагандинских железнодорожников, в сложных климатических условиях за два года родилась дорога века. Она соединила Казахстан со всем миром. Транзитный транспортный коридор проходит из Азии в Россию и Европу, в направлении Азербайджана, Грузии, Турции и Южной Европы, через Туркменистан к Персидскому заливу. Ныне общая протяженность магистральной железнодорожной линии филиала АО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Карагандинское отделение ГП», согласно данным, предоставленным техническим отделом отделения ГП, составляет 2168,2 километра. Развернутая длина главных путей – 2 395 километра, в том числе: двухпутные участки  – 563 километра, однопутные – 1605,2; электрифицированные линии – 620,6 километра, с тепловозной тягой – 1547,6; участки, оборудованные автоблокировкой – 1 197,15 километра, оборудованные АЛСО как самостоятельное средство связи – 254,2 километра; участки, оборудованные полуавтоблокировкой – 295,85 километра; участки, включенные в диспетчерскую централизацию – 1,174,85 километра. Есть еще участки новой линии, оборудованные системой интервального регулирования движением поездов на базе радиоканала с локомотивами, не оборудованными бортовой системой безопасности первого уровня – 421 километр. – Протяженность имеющихся участков железнодорожных линий, входящих в состав установленных международных транзитных транспортных коридоров участков ОП, составляет: 40 – Мойынты – 563 километра, Мойынты – Саяк – 336,6, Жарык – Жезказган – 417,9, Жезказган – Косколь – 274,6, Шубарколь – Терисаккан – 146,9 километра, – рассказал начальник техотдела Карагандинского отделения ГП Адильхан Ибраев. – Также в филиал Карагандинского отделения ГП входят 89 раздельных пунктов, из них 44 станции открыты для производства грузовых операций, 3 внеклассные станции, 9 станций первого класса, 11 – второго, 9 – третьего, 16 – четвертого и 41 станция пятого класса. Также, в зависимости от основного назначения и характера работы, на отделении ГП имеются: сортировочная станция, 18 грузовых, 9 участковых и 61 промежуточная станция. Работа – на совесть Сегодня Карагандинское отделение ГП, равно как и отделение магистральной сети, может похвастать не только богатой историей, но и трудовыми достижениями наших дней. Итоги эксплуатационной работы в границах Карагандинского филиала АО «НК «ҚТЖ» с начала текущего года показывают позитивную динамику. В первом полугодии, по сравнению с аналогичным периодом минувшего года,  погрузка увеличена на 16,4%, грузооборот возрос на 12%, производительность вагонов – на 10,2 %,  простой под одной грузовой операцией – на 6,1%. За 10 месяцев 2017 года эксплуатационный грузооборот выполнен на 102,3%. По плану погрузки выполнение составило 99%, по техническому плану погрузки грузов –103,8%, по выгрузке – на 106,9. К аналогичному периоду прошлого года выгрузка – на уровне 108,6%. За 10 месяцев текущего года при норме оборота рабочего вагона 2,62 суток выполнение составило 2,56, то есть, достигнуто ускорение к плану на 0,06, или на 1,44 часа (2,3%). В сравнении с соответствующим периодом 2016 года выполнение этого показателя составило 103,9%, то есть время оборота грузового вагона ускорено на 0,1 суток – 2,4 часа. Простой под одной грузовой операцией за 10 месяцев текущего года при норме 23,15 часа фактически составил 22,53 (102,8%), что на 0,62 часа меньше заданного плана. Простой на одной технической станции за 10 месяцев текущего года при норме 5,89 часа фактически составил 5,72 (103%). В сравнении с периодом прошлого года данный качественный показатель выполнен на 101,4%, снижение против факта составляет 0,08 часа (0,4%). По среднесуточной производительности вагона за 10 месяцев текущего года при плановом задании 8603,0 тонно-км нетто фактическое выполнение составило 8654,0, что на 51,0 тонно-км нетто (0,6%) более планового задания.  По среднесуточному пробегу вагона за 10 месяцев т.г. при среднесуточной норме 252,4 км фактическое выполнение составило 253,0 , т.е. на уровне плана (100,2%). В целях оптимизации расходов реализуется Программа повышения эффективности деятельности. Предпринимаются меры по налаживанию деловых связей с новыми клиентами.  Число отправляемых грузов растет, и на отделении большое внимание уделяется внедрению перспективных технологий организации перевозок. Например, на 13 грузовых станциях внедрен электронный документооборот в АСУ ДКР. До конца года на новые технологии планируется перевести все остальные станции. Выполняются работы по вводу в эксплуатацию программного обеспечения АСУ ЭДТ, предусматривающая автоматизацию учета рабочего времени машиниста, расхода энергоресурсов, скорости движения, текущее местоположение локомотива. Главное богатство – люди   Достижение поставленных задач возможно только при слаженной работе коллектива. Девиз «кадры решают все!» остается как никогда актуальным. И здесь на помощь руководству филиалов приходит профсоюз. Именно отраслевой профсоюз, который, кстати, в 2017 году отмечает свое 25-летие, помогает созданию благоприятных условий труда для работников стальной магистрали. – Карагандинский филиал ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» состоит из 21 первичной профсоюзной организации и насчитывает более 9,5 тысячи членов, работающих в структурных подразделениях АО «НК «ҚТЖ» и его акционерных обществах, что составляет 10% от общего числа членов отраслевого профсоюза, – пояснил председатель Карагандинского филиала ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» Яхия Альмусин. По словам профсоюзного лидера карагандинских работников транспорта, неотъемлемой частью Коллективных договоров является раздел «Правовая защита и социальные гарантии». В нем предусмотрены и единовременное пособие работникам при увольнении в связи с уходом на пенсию, ежегодная материальная помощь неработающим пенсионерам-железнодорожникам, оплата протезирования зубов, проведение новогодних утренников и летнего оздоровительного отдыха детей и другие льготы. Устойчивая работа железнодорожного транспорта, безопасные и доступные перевозки пассажиров, своевременная доставка грузов – необходимые условия для нормальной жизнедеятельности любого общества, и в этом плане вклад железнодорожников в социально-экономические преобразования Карагандинской области просто неоценим. 

Лариса ЧЕН, Караганда

Жаңалықтар
10.05.2025
Павлодарлық теміржолшылар ардагерді Жеңіс күнімен құттықтады
Жолаушылар тасымалы
09.05.2025
Астанадан Жеңіс күніне арналған тақырыптық пойыздар жолға шықты
Аймақтар
08.05.2025
Жамбыл жол бөлімшесі ҰОС ардагерін құттықтады
Жаңалықтар
08.05.2025
ҚТЖ Ұлы Отан соғысы ардагерлерін құттықтады
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс салған жара. Тұщыбектегі тағзым ескерткішінің тарихы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Жамбыл теміржолшыларының ерлік жолы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс жылдарындағы шойын жол шежіресі
Темір жол тарихы
08.05.2025
Сұрапыл жылдар шындығы
Жолаушылар тасымалы
08.05.2025
ҚТЖ жазғы кезеңде қосымша бағыттарды іске қосады
Мұрағат / Жаңалықтар
08.05.2025
«Қазақстан теміржолшысы» газетінің 2025 жылғы 8 мамырдағы арнайы саны
Жаңалықтар
06.05.2025
«Нұрлы жол» вокзал кешенінде Жеңістің 80 жылдығына орай ағаш отырғызылды
Жолаушылар тасымалы
06.05.2025
«Keruen Express» туристік пойызы сапарға аттанды
Жаңалықтар
06.05.2025
«Батырлар ұраны» шырқалған кеш
Аймақтар
06.05.2025
Семейде өрт сөндіру пойызы қоймадағы өртті өшірді
Спорт
06.05.2025
Семейлік теміржолшы жүзден жүйрік шықты
Темір жол тарихы
06.05.2025
Жеңіс рухын сөндірмеген Қызылорда алауы
Аймақтар
06.05.2025
Арыстағы «Батырлар аллеясы»
Спорт
06.05.2025
Машинистер сайысы
Темір жол тарихы
06.05.2025
Майданға тартылған мұнай жолы
Қауіпсіздік
06.05.2025
Теміржолдағы тәртіп – адам өмірінің кепілі