Новый порт на Каспии

Новости
25.05.2018, 12:13
В прикаспийском городе Туркменбаши построен и введен в эксплуатацию новый морской порт. Здесь же состоялся приуроченный к открытию портового комплекса международный форум «Великий Шелковый путь – к новым рубежам развития», на который по приглашению Туркменистана прибыли правительственные делегации прикаспийских и азиатских стран, представители международных транспортных, финансовых, гуманитарных организаций, мировых информационных агентств. Также в рамках этого события состоялось заседание глав морских администраций государств Каспия, Европейских стран и Китая. По мнению аналитиков, туркменский портовый комплекс станет одним из важнейших звеньев современной системы международных морских перевозок. Он способен значительно сократить расстояние и время в пути масштабным грузопотокам из Азии в Европу, вывести на качественно новый уровень экономическое и торговое сотрудничество между государствами Азии, прикаспийского региона и европейскими странами. В том числе балтийскими и скандинавскими, для которых получение и отправка грузов в различные регионы мира усложняется большими расстояниями, климатическими особенностями. Так, туркменбашинский морской порт впечатлил гостей не только зрительно, но и паспортными данными. Строительство порта началось в августе 2013 года. Площадь порта – 152 гектара, общая протяженность причалов, которые могут одновременно принимать 17 судов, более двух километров. Порт способен обслуживать 300 тысяч пассажиров и 75 тысяч грузовых машин в год. Все технологические процессы контролируются спутниковыми системами. В структуре порта построен судостроительный и судоремонтный завод «Балкан». Предприятие способно строить в год до четырех судов и ремонтировать 20 судов. Цифры заставляют с уважением относиться к проекту, в короткие сроки осуществленному Туркменистаном. Как подчеркнул глава Туркменистана, новый морской порт призван стать важнейшим звеном формирования современной системы морских перевозок, создающим максимально благоприятные условия для выхода к Причерноморью, на страны Европы, Ближнего Востока, Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, позволяя значительно сократить расстояния и время в пути масштабным грузопотокам.

Самый большой

В день открытия международный морской порт в Туркменбаши отмечен рядом престижных международных наград, а также внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой порт ниже уровня моря. Кроме того, в этой же категории  «Самый большой ниже уровня моря»  отмечен и искусственный птичий остров, сооруженный при строительстве порта в целях охраны орнитофауны. При этом отмечено, что 2018 год проходит в Туркменистане под девизом «Туркменистан – сердце Великого Шелкового пути», и президент Гурбангулы Бердымухамедов сказал, что на протяжении многих веков территория страны была перекрестком евразийских путей, местом встречи культур, цивилизаций, традиций и обычаев. Также в своем выступлении он обозначил приоритетные позиции страны в вопросах международного партнерства в транспортно-коммуникационном секторе. Одним из важнейших направлений в реализации этих целей является успешная интеграция региона в международные связи, создание соответствующей транспортно-транзитной и коммуникационной систем. Речь идет о строительстве разветвленной, комплексной, комбинированной инфраструктуры транспортного сообщения и транзита, охватывающей пространства континентальной Евразии с выходом на морские терминалы Черноморского и Балтийского регионов, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.

Модальное шоссе для Центральной Азии

Кроме того, президент Туркменистана предложил обсудить создание модального шоссе для Центральной Азии с выходом на Турцию. Он отметил, что при рассмотрении вопросов сотрудничества в транспортно-логистической сфере Туркменистан придает особое значение деятельному участию в этой работе ООН. – Выходя на уровень ООН с инициативой глобального диалога по транспортной проблематике, мы исходили из того, что она сегодня напрямую связана с выполнением целей устойчивого развития, – сказал туркменский лидер. Сформировать современную транспортную архитектуру, ориентированную на решение ключевых задач Сообщества наций в XXI веке, на службу миллионам людей во всем мире, на сохранение и приумножение ресурсов планеты – такова сегодня альфа и омега всей международной деятельности Туркменистана в транспортном сегменте, подчеркнул глава государства.

Границы определят

По словам заместителя министра транспорта России, руководителя Федерального агентства морского и речного флота Виктора Олерского, ожидается, что развитие грузовых перевозок в рамках коридора Север – Юг приведет к развитию торгово-экономических связей между участниками соглашения, увеличению товаропотоков между Европой и странами Персидского залива и Южной Азии. Пуск такого уникального объекта, как Туркменбашинский морской порт, откроет перед Туркменистаном новые возможности для роста экономики. Также Виктор Олерский сообщил, что эксперты пяти прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркмения) буквально накануне форума завершили согласование текста Соглашения о сотрудничестве в области транспорта в регионе Каспийского моря. Подписание документа ожидается нынешней осенью на Каспийском саммите в Астане. На этом же саммите, с большой долей вероятности, будет определен правовой статус Каспия. На протяжении нескольких столетий он определялся договорами между двумя государствами – Российской Империей (позднее – Советским Союзом), с одной стороны, и Ираном – с другой. Но после распада СССР, когда в качестве новых субъектов международного права появились Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, встал вопрос о разделе Каспийского моря уже между пятью государствами. Правовая конвенция готова к подписанию, у экспертов нет сомнений, что Астана даст ей путевку в жизнь. Таким образом, аналитики делают вывод: морской порт в Туркменбаши построен в нужный момент, в стратегически важном месте, на перекрестке важнейших транспортных артерий. И после саммита в Астане у прикаспийских государств появятся все условия, и в том числе безупречная юридическая база, чтобы приступать к реальному сотрудничеству и воплощению намеченных планов в жизнь.

Асель ШАЙХЫНОВА

Спорт
01.09.2024
Сборная команда ҚТЖ стала чемпионом Казахстана по мини-футболу турнира «Qyzmet cup»
Новости / Архив
30.08.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №74 от 30 августа 2024 года
Новости
29.08.2024
Корреспондент «Қазақстан теміржолшысы» стала победителем конкурса журналистов Industry Power
Регионы
29.08.2024
Железнодорожники и грузоотправители Абайской области обсудили актуальные вопросы перевозок
Новости
29.08.2024
Более 1 700 грузовых поездов проследовали в направлении «Китай — Европа»
Новости
29.08.2024
Кедентранссервис участвует в реализации строительства интермодального терминала в порту Алят
Новости
29.08.2024
Капсулу локомотивосборочного завода заложили в Атбасаре
Регионы
29.08.2024
Руководство КТЖ провело встречу с грузоотправителями Павлодарского региона
Новости
28.08.2024
Борьбу с коррупцией на железнодорожном транспорте обсудили в Уральске
Регионы
28.08.2024
Более 20 раз пришлось экстренно тормозить машинистам поездов в Костанайской области
Новости
28.08.2024
Умению вести переговоры в трудовых спорах научили сотрудников Акмолинского филиала ОО «Казпрофтранс»
Регионы
28.08.2024
Железнодорожникам напомнили об опасности пропагандирующих экстремизм сайтов в Караганде
Новости
28.08.2024
Молодые полицейские посетили центральный музей истории железной дороги
Грузовые перевозки
27.08.2024
Куда идет казахстанское зерно? В КТЖ назвали основные направления для экспорта
Регионы
27.08.2024
Итоги ревизорской проверки железнодорожных предприятий подвели в Алматинском регионе
Грузовые перевозки
27.08.2024
Казахстанским грузоотправителям презентовали возможности модернизированного маршрута Баку – Тбилиси – Карс
Грузовые перевозки
27.08.2024
Дорожную карту по перевозкам угля реализует КТЖ
Грузовые перевозки
27.08.2024
О готовности к перевозкам зерна нового урожая рассказали в КТЖ
Новости
27.08.2024
О проведенной работе по развитию Среднего коридора сообщили в правительстве Казахстана
Новости / Архив
27.08.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №73 от 27 августа 2024 года