Логистический драйвер

Новости
03.08.2018, 15:53
За последние годы стало очевидным, что Казахстан, увеличивая транзитный потенциал, превратился в настоящий магнит по притяжению грузопотока со всего мира. К 2020 году объемы перевозок планируется довести до двух миллионов контейнеров. Сегодня львиная доля грузопотока приходится на маршруты из Китая в Европу через республику. По данным аналитиков, рынок логистики Казахстана в кризисные 2015-2016 годы показал не очень хорошую динамику. Но в 2017 году уже был хороший рост, что связано, в том числе, с послекризисным восстановлением и «эффектом ЭКСПО». В данное время поезда из Китая идут в Европу, Центральную Азию, Иран и Турцию. И в этой масштабной логистической схеме Казахстану отводится роль транзитного хаба. В модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры Казахстан направил около 30 миллиардов долларов. Скорость движения контейнерных поездов по территории страны увеличилась до 1 100 километров в сутки. Груз из юго-восточных провинций Китая до Великобритании доставляется за рекордные 15-17 дней. В планах – в ближайшие годы увеличить скорость до 1 500 километров в сутки. Отметим, по всей республике, а также за ее пределами открыты новые логистические центры. Так, площадь одного из них, расположенного в Ляньюньгане, составляет более 200 тысяч квадратных метров. Терминально-логистический центр дает возможность выйти казахстанской продукции на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. Рейтинги растут Как следствие, Казахстан поднялся на шесть позиций в международном рейтинге эффективности логистики (LPI) Всемирного банка. Напомним, в 2007 году Всемирным банком совместно с университетом города Турку (Финляндия) впервые разработана методика оценки уровня развития логистики в различных странах. С той поры исследования проводятся раз в два года.  Казахстан в этом году занял 71-е место среди 160 государств, против 77-го места в 2016 году. Эффективность таможенного оформления в Казахстане улучшилась на 21 строчку (с 86 места в 2016 году до 65 места в 2018 году). По своевременности поставки грузов Казахстан поднялся на 42 позиции (с 92 места в 2016 году до 50-го в нынешнем).  Как рассказали специалисты, LPI рассчитывается на основе опросов международных, национальных или региональных логистических и складских операторов, транспортно-экспедиторских компаний. Опрос состоит из двух частей: определяется международный индекс LPI (по пятибалльной шкале респонденты оценивают критерии, отражающие эффективность логистической системы в отношении 8 стран, с которыми работает логистическая компания) и внутренний (по пятибалльной шкале респонденты оценивают логистическую систему страны, в которой работают). На их основе рассчитывается интегральный показатель индекса LPI и место среди стран мира, участвующих в рейтинге. К примеру, по словам директора департамента внешних связей АО «KTZ Express» Гаухар Тапеловой, логистические возможности Казахстана сейчас очень привлекательны для грузов с критичным сроком доставки. – Это электроника, товары народного потребления, что-то из индустрии моды, продукты питания, – говорит она. Кроме того, как рассказал главный менеджер департамента инвестиций и новых проектов АО «KTZ Express» Ержан Сабыржан, на сегодняшний день активно ведется работа по отправке казахстанского зерна. – В 2016 году порт Ляньюньган получил статус единственного порта в КНР, имеющего право перевозить зерно транзитом. На сегодняшний день Казахстан развивает внутреннюю и внешнюю терминальную сеть. На границе с Китаем действует сухой порт в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», в Астане, Шымкенте функционируют транспортно-логистические центры, наращивается терминальная мощность портов Актау и Курык. Более того, планируется создание терминалов в Московской области, Индии и Иране. По словам экспертов, республика, не имеющая выхода к открытому морю, демонстрирует сегодня миру реальный способ реализации своего транзитного потенциала. Казахстан заявляет о себе как о крупном международном транзитном хабе, – поделился он. Развиваем хабы В свою очередь, столица Казахстана – серьезнейший транспортный узел, главный транспортно-логистический хаб страны. Одновременно развиваются и новые города-хабы. К примеру, проект по новому городу Нуркент, который строится рядом с СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Проектирование города на 100 тысяч человек начато в 2015 году. В 2017-м выполнено технико-экономическое обоснование строительства первой очереди этого города. В целом, в региональных проектах, которые сопряжены с мультимодальными транспортно-логистическими путями, обязательно включаются разработки по формированию транспортного-логистических центров. В городе Шымкент в рамках государственной программы «Нұрлы жер» запущен ТЛЦ. Только в прошлом году здесь прошло около двух тысяч транзитных грузовых потоков. – Для строительства центра Шымкент был выбран не случайно. Активно развивающийся город нуждается в новых складских помещениях, – отметил управляющий директор Банка развития Казахстана Адиль Исмагамбетов. По его словам, Шымкент – ворота Казахстана в страны Центральной Азии, с которыми активно развивается торговля. Шымкентский ТЛЦ оснащен складами с поддержанием различных температурных режимов, площадками для большегрузных и легковых автомобилей, системами видеонаблюдения и пожаротушения, а также имеет прямой выход на железную дорогу, круглосуточно охраняемую территорию, вспомогательные помещения. Центр предоставляет полный комплекс логистических услуг хранения, переработки и консолидации продукции производственно-технического назначения, промышленных и продовольственных товаров широкого потребления. Продолжаем развитие Что еще необходимо Казахстану для того, чтобы нарастить транзитную мощность и извлекать из этого выгоду? – По мнению специалистов, транспортно-логистическая инфраструктура Казахстана имеет еще много точек роста транзитной мощности, поэтому стране дополнительно необходимы современные контейнерные терминалы, – рассказал заместитель председателя правления Евразийского банка развития Андрей Крайний. По его словам, в случае решения дальнейших логистических задач, Казахстан может стать лидером среди основных игроков и получать наибольшую выгоду от трансевразийского транзита.  – Мы видим, что объем контейнерных перевозок по сухопутным маршрутам Китай – ЕАЭС – Европа ежегодно растет. Реагируя на изменения ценовой конъюнктуры, грузоотправители начинают более активно пользоваться сухопутными транспортными маршрутами, – подчеркнул он.  Также он отметил, что появление на территории Казахстана современных контейнерных терминалов увеличит совокупные транзитные мощности Казахстана от трех до пяти раз в зависимости от направлений. Построив три-четыре базовых современных контейнерных хаба, по экспертным оценкам, Казахстан сможет добиться роста пропускной способности в транзите более чем в два раза и удешевить внутреннюю логистику на 40%, – поделился Андрей Крайний. Кроме того, заместитель председателя Правления Евразийского банка развития рассказал, что в апреле этого года банк выдал ТОО «Eurotransit Terminal» первый транш по кредиту на строительство автомобильного пункта пропуска «Нұр жолы» и транспортно-логистического центра на участке автодороги Западная Европа − Западный Китай на принципах государственно-частного партнерства.

 Асель ШАЙХЫНОВА

Спорт
01.09.2024
Сборная команда ҚТЖ стала чемпионом Казахстана по мини-футболу турнира «Qyzmet cup»
Новости / Архив
30.08.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №74 от 30 августа 2024 года
Новости
29.08.2024
Корреспондент «Қазақстан теміржолшысы» стала победителем конкурса журналистов Industry Power
Регионы
29.08.2024
Железнодорожники и грузоотправители Абайской области обсудили актуальные вопросы перевозок
Новости
29.08.2024
Более 1 700 грузовых поездов проследовали в направлении «Китай — Европа»
Новости
29.08.2024
Кедентранссервис участвует в реализации строительства интермодального терминала в порту Алят
Новости
29.08.2024
Капсулу локомотивосборочного завода заложили в Атбасаре
Регионы
29.08.2024
Руководство КТЖ провело встречу с грузоотправителями Павлодарского региона
Новости
28.08.2024
Борьбу с коррупцией на железнодорожном транспорте обсудили в Уральске
Регионы
28.08.2024
Более 20 раз пришлось экстренно тормозить машинистам поездов в Костанайской области
Новости
28.08.2024
Умению вести переговоры в трудовых спорах научили сотрудников Акмолинского филиала ОО «Казпрофтранс»
Регионы
28.08.2024
Железнодорожникам напомнили об опасности пропагандирующих экстремизм сайтов в Караганде
Новости
28.08.2024
Молодые полицейские посетили центральный музей истории железной дороги
Грузовые перевозки
27.08.2024
Куда идет казахстанское зерно? В КТЖ назвали основные направления для экспорта
Регионы
27.08.2024
Итоги ревизорской проверки железнодорожных предприятий подвели в Алматинском регионе
Грузовые перевозки
27.08.2024
Казахстанским грузоотправителям презентовали возможности модернизированного маршрута Баку – Тбилиси – Карс
Грузовые перевозки
27.08.2024
Дорожную карту по перевозкам угля реализует КТЖ
Грузовые перевозки
27.08.2024
О готовности к перевозкам зерна нового урожая рассказали в КТЖ
Новости
27.08.2024
О проведенной работе по развитию Среднего коридора сообщили в правительстве Казахстана
Новости / Архив
27.08.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №73 от 27 августа 2024 года