Логистический драйвер
Новости
03.08.2018, 15:53
За последние годы стало очевидным, что Казахстан, увеличивая транзитный потенциал, превратился в настоящий магнит по притяжению грузопотока со всего мира. К 2020 году объемы перевозок планируется довести до двух миллионов контейнеров. Сегодня львиная доля грузопотока приходится на маршруты из Китая в Европу через республику.
По данным аналитиков, рынок логистики Казахстана в кризисные 2015-2016 годы показал не очень хорошую динамику. Но в 2017 году уже был хороший рост, что связано, в том числе, с послекризисным восстановлением и «эффектом ЭКСПО».
В данное время поезда из Китая идут в Европу, Центральную Азию, Иран и Турцию. И в этой масштабной логистической схеме Казахстану отводится роль транзитного хаба. В модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры Казахстан направил около 30 миллиардов долларов. Скорость движения контейнерных поездов по территории страны увеличилась до 1 100 километров в сутки. Груз из юго-восточных провинций Китая до Великобритании доставляется за рекордные 15-17 дней. В планах – в ближайшие годы увеличить скорость до 1 500 километров в сутки. Отметим, по всей республике, а также за ее пределами открыты новые логистические центры. Так, площадь одного из них, расположенного в Ляньюньгане, составляет более 200 тысяч квадратных метров. Терминально-логистический центр дает возможность выйти казахстанской продукции на рынки Китая и Юго-Восточной Азии.
Рейтинги растут
Как следствие, Казахстан поднялся на шесть позиций в международном рейтинге эффективности логистики (LPI) Всемирного банка. Напомним, в 2007 году Всемирным банком совместно с университетом города Турку (Финляндия) впервые разработана методика оценки уровня развития логистики в различных странах. С той поры исследования проводятся раз в два года.
Казахстан в этом году занял 71-е место среди 160 государств, против 77-го места в 2016 году. Эффективность таможенного оформления в Казахстане улучшилась на 21 строчку (с 86 места в 2016 году до 65 места в 2018 году). По своевременности поставки грузов Казахстан поднялся на 42 позиции (с 92 места в 2016 году до 50-го в нынешнем).
Как рассказали специалисты, LPI рассчитывается на основе опросов международных, национальных или региональных логистических и складских операторов, транспортно-экспедиторских компаний. Опрос состоит из двух частей: определяется международный индекс LPI (по пятибалльной шкале респонденты оценивают критерии, отражающие эффективность логистической системы в отношении 8 стран, с которыми работает логистическая компания) и внутренний (по пятибалльной шкале респонденты оценивают логистическую систему страны, в которой работают). На их основе рассчитывается интегральный показатель индекса LPI и место среди стран мира, участвующих в рейтинге.
К примеру, по словам директора департамента внешних связей АО «KTZ Express» Гаухар Тапеловой, логистические возможности Казахстана сейчас очень привлекательны для грузов с критичным сроком доставки.
– Это электроника, товары народного потребления, что-то из индустрии моды, продукты питания, – говорит она.
Кроме того, как рассказал главный менеджер департамента инвестиций и новых проектов АО «KTZ Express» Ержан Сабыржан, на сегодняшний день активно ведется работа по отправке казахстанского зерна.
– В 2016 году порт Ляньюньган получил статус единственного порта в КНР, имеющего право перевозить зерно транзитом. На сегодняшний день Казахстан развивает внутреннюю и внешнюю терминальную сеть. На границе с Китаем действует сухой порт в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», в Астане, Шымкенте функционируют транспортно-логистические центры, наращивается терминальная мощность портов Актау и Курык. Более того, планируется создание терминалов в Московской области, Индии и Иране. По словам экспертов, республика, не имеющая выхода к открытому морю, демонстрирует сегодня миру реальный способ реализации своего транзитного потенциала. Казахстан заявляет о себе как о крупном международном транзитном хабе, – поделился он.
Развиваем хабы
В свою очередь, столица Казахстана – серьезнейший транспортный узел, главный транспортно-логистический хаб страны.
Одновременно развиваются и новые города-хабы. К примеру, проект по новому городу Нуркент, который строится рядом с СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Проектирование города на 100 тысяч человек начато в 2015 году. В 2017-м выполнено технико-экономическое обоснование строительства первой очереди этого города.
В целом, в региональных проектах, которые сопряжены с мультимодальными транспортно-логистическими путями, обязательно включаются разработки по формированию транспортного-логистических центров.
В городе Шымкент в рамках государственной программы «Нұрлы жер» запущен ТЛЦ. Только в прошлом году здесь прошло около двух тысяч транзитных грузовых потоков.
– Для строительства центра Шымкент был выбран не случайно. Активно развивающийся город нуждается в новых складских помещениях, – отметил управляющий директор Банка развития Казахстана Адиль Исмагамбетов.
По его словам, Шымкент – ворота Казахстана в страны Центральной Азии, с которыми активно развивается торговля.
Шымкентский ТЛЦ оснащен складами с поддержанием различных температурных режимов, площадками для большегрузных и легковых автомобилей, системами видеонаблюдения и пожаротушения, а также имеет прямой выход на железную дорогу, круглосуточно охраняемую территорию, вспомогательные помещения. Центр предоставляет полный комплекс логистических услуг хранения, переработки и консолидации продукции производственно-технического назначения, промышленных и продовольственных товаров широкого потребления.
Продолжаем развитие
Что еще необходимо Казахстану для того, чтобы нарастить транзитную мощность и извлекать из этого выгоду?
– По мнению специалистов, транспортно-логистическая инфраструктура Казахстана имеет еще много точек роста транзитной мощности, поэтому стране дополнительно необходимы современные контейнерные терминалы, – рассказал заместитель председателя правления Евразийского банка развития Андрей Крайний.
По его словам, в случае решения дальнейших логистических задач, Казахстан может стать лидером среди основных игроков и получать наибольшую выгоду от трансевразийского транзита.
– Мы видим, что объем контейнерных перевозок по сухопутным маршрутам Китай – ЕАЭС – Европа ежегодно растет. Реагируя на изменения ценовой конъюнктуры, грузоотправители начинают более активно пользоваться сухопутными транспортными маршрутами, – подчеркнул он.
Также он отметил, что появление на территории Казахстана современных контейнерных терминалов увеличит совокупные транзитные мощности Казахстана от трех до пяти раз в зависимости от направлений. Построив три-четыре базовых современных контейнерных хаба, по экспертным оценкам, Казахстан сможет добиться роста пропускной способности в транзите более чем в два раза и удешевить внутреннюю логистику на 40%, – поделился Андрей Крайний.
Кроме того, заместитель председателя Правления Евразийского банка развития рассказал, что в апреле этого года банк выдал ТОО «Eurotransit Terminal» первый транш по кредиту на строительство автомобильного пункта пропуска «Нұр жолы» и транспортно-логистического центра на участке автодороги Западная Европа − Западный Китай на принципах государственно-частного партнерства.
Асель ШАЙХЫНОВА
Инфраструктура
27.11.2024
Более 250 км железнодорожного полотна капитально отремонтировало ТОО «Теміржол жөндеу»
Регионы
27.11.2024
Меры предотвращения наездов на людей и скот обсудили в Алматинском отделении магистральной сети
Регионы
27.11.2024
Обеспечение безопасности движения проверят в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Новости
27.11.2024
Более 250 студентов и школьников побывали на экскурсии в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
27.11.2024
Казахстан намерен увеличить пропускную способность коридора «Север-Юг» до 20 млн тонн
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году