Логистический драйвер

Жаңалықтар
03.08.2018, 15:53
За последние годы стало очевидным, что Казахстан, увеличивая транзитный потенциал, превратился в настоящий магнит по притяжению грузопотока со всего мира. К 2020 году объемы перевозок планируется довести до двух миллионов контейнеров. Сегодня львиная доля грузопотока приходится на маршруты из Китая в Европу через республику. По данным аналитиков, рынок логистики Казахстана в кризисные 2015-2016 годы показал не очень хорошую динамику. Но в 2017 году уже был хороший рост, что связано, в том числе, с послекризисным восстановлением и «эффектом ЭКСПО». В данное время поезда из Китая идут в Европу, Центральную Азию, Иран и Турцию. И в этой масштабной логистической схеме Казахстану отводится роль транзитного хаба. В модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры Казахстан направил около 30 миллиардов долларов. Скорость движения контейнерных поездов по территории страны увеличилась до 1 100 километров в сутки. Груз из юго-восточных провинций Китая до Великобритании доставляется за рекордные 15-17 дней. В планах – в ближайшие годы увеличить скорость до 1 500 километров в сутки. Отметим, по всей республике, а также за ее пределами открыты новые логистические центры. Так, площадь одного из них, расположенного в Ляньюньгане, составляет более 200 тысяч квадратных метров. Терминально-логистический центр дает возможность выйти казахстанской продукции на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. Рейтинги растут Как следствие, Казахстан поднялся на шесть позиций в международном рейтинге эффективности логистики (LPI) Всемирного банка. Напомним, в 2007 году Всемирным банком совместно с университетом города Турку (Финляндия) впервые разработана методика оценки уровня развития логистики в различных странах. С той поры исследования проводятся раз в два года.  Казахстан в этом году занял 71-е место среди 160 государств, против 77-го места в 2016 году. Эффективность таможенного оформления в Казахстане улучшилась на 21 строчку (с 86 места в 2016 году до 65 места в 2018 году). По своевременности поставки грузов Казахстан поднялся на 42 позиции (с 92 места в 2016 году до 50-го в нынешнем).  Как рассказали специалисты, LPI рассчитывается на основе опросов международных, национальных или региональных логистических и складских операторов, транспортно-экспедиторских компаний. Опрос состоит из двух частей: определяется международный индекс LPI (по пятибалльной шкале респонденты оценивают критерии, отражающие эффективность логистической системы в отношении 8 стран, с которыми работает логистическая компания) и внутренний (по пятибалльной шкале респонденты оценивают логистическую систему страны, в которой работают). На их основе рассчитывается интегральный показатель индекса LPI и место среди стран мира, участвующих в рейтинге. К примеру, по словам директора департамента внешних связей АО «KTZ Express» Гаухар Тапеловой, логистические возможности Казахстана сейчас очень привлекательны для грузов с критичным сроком доставки. – Это электроника, товары народного потребления, что-то из индустрии моды, продукты питания, – говорит она. Кроме того, как рассказал главный менеджер департамента инвестиций и новых проектов АО «KTZ Express» Ержан Сабыржан, на сегодняшний день активно ведется работа по отправке казахстанского зерна. – В 2016 году порт Ляньюньган получил статус единственного порта в КНР, имеющего право перевозить зерно транзитом. На сегодняшний день Казахстан развивает внутреннюю и внешнюю терминальную сеть. На границе с Китаем действует сухой порт в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», в Астане, Шымкенте функционируют транспортно-логистические центры, наращивается терминальная мощность портов Актау и Курык. Более того, планируется создание терминалов в Московской области, Индии и Иране. По словам экспертов, республика, не имеющая выхода к открытому морю, демонстрирует сегодня миру реальный способ реализации своего транзитного потенциала. Казахстан заявляет о себе как о крупном международном транзитном хабе, – поделился он. Развиваем хабы В свою очередь, столица Казахстана – серьезнейший транспортный узел, главный транспортно-логистический хаб страны. Одновременно развиваются и новые города-хабы. К примеру, проект по новому городу Нуркент, который строится рядом с СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Проектирование города на 100 тысяч человек начато в 2015 году. В 2017-м выполнено технико-экономическое обоснование строительства первой очереди этого города. В целом, в региональных проектах, которые сопряжены с мультимодальными транспортно-логистическими путями, обязательно включаются разработки по формированию транспортного-логистических центров. В городе Шымкент в рамках государственной программы «Нұрлы жер» запущен ТЛЦ. Только в прошлом году здесь прошло около двух тысяч транзитных грузовых потоков. – Для строительства центра Шымкент был выбран не случайно. Активно развивающийся город нуждается в новых складских помещениях, – отметил управляющий директор Банка развития Казахстана Адиль Исмагамбетов. По его словам, Шымкент – ворота Казахстана в страны Центральной Азии, с которыми активно развивается торговля. Шымкентский ТЛЦ оснащен складами с поддержанием различных температурных режимов, площадками для большегрузных и легковых автомобилей, системами видеонаблюдения и пожаротушения, а также имеет прямой выход на железную дорогу, круглосуточно охраняемую территорию, вспомогательные помещения. Центр предоставляет полный комплекс логистических услуг хранения, переработки и консолидации продукции производственно-технического назначения, промышленных и продовольственных товаров широкого потребления. Продолжаем развитие Что еще необходимо Казахстану для того, чтобы нарастить транзитную мощность и извлекать из этого выгоду? – По мнению специалистов, транспортно-логистическая инфраструктура Казахстана имеет еще много точек роста транзитной мощности, поэтому стране дополнительно необходимы современные контейнерные терминалы, – рассказал заместитель председателя правления Евразийского банка развития Андрей Крайний. По его словам, в случае решения дальнейших логистических задач, Казахстан может стать лидером среди основных игроков и получать наибольшую выгоду от трансевразийского транзита.  – Мы видим, что объем контейнерных перевозок по сухопутным маршрутам Китай – ЕАЭС – Европа ежегодно растет. Реагируя на изменения ценовой конъюнктуры, грузоотправители начинают более активно пользоваться сухопутными транспортными маршрутами, – подчеркнул он.  Также он отметил, что появление на территории Казахстана современных контейнерных терминалов увеличит совокупные транзитные мощности Казахстана от трех до пяти раз в зависимости от направлений. Построив три-четыре базовых современных контейнерных хаба, по экспертным оценкам, Казахстан сможет добиться роста пропускной способности в транзите более чем в два раза и удешевить внутреннюю логистику на 40%, – поделился Андрей Крайний. Кроме того, заместитель председателя Правления Евразийского банка развития рассказал, что в апреле этого года банк выдал ТОО «Eurotransit Terminal» первый транш по кредиту на строительство автомобильного пункта пропуска «Нұр жолы» и транспортно-логистического центра на участке автодороги Западная Европа − Западный Китай на принципах государственно-частного партнерства.

 Асель ШАЙХЫНОВА

Жаңалықтар
12.05.2025
Алты ел еуразиялық дәлізді қалыптастыру барысын талқылады
Аймақтар
12.05.2025
Шымкент вокзалы маңындағы алып сағат қайта іске қосылды
Жүк тасымалы
12.05.2025
Қазақстан, Өзбекстан және Тәжікстан теміржолшылары жүк тасымалдау көлемін ұлғайтуды талқылады
Әлемде
12.05.2025
Қырғызстанда Қытай – Қырғызстан – Өзбекстан бағыты бойынша алғашқы тоннельдің құрылысы басталды
Әлемде
12.05.2025
CAF компаниясы жаңа Oxygène электр пойызын таныстырды
Жаңалықтар
10.05.2025
Павлодарлық теміржолшылар ардагерді Жеңіс күнімен құттықтады
Жолаушылар тасымалы
09.05.2025
Астанадан Жеңіс күніне арналған тақырыптық пойыздар жолға шықты
Аймақтар
08.05.2025
Жамбыл жол бөлімшесі ҰОС ардагерін құттықтады
Жаңалықтар
08.05.2025
ҚТЖ Ұлы Отан соғысы ардагерлерін құттықтады
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс салған жара. Тұщыбектегі тағзым ескерткішінің тарихы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Жамбыл теміржолшыларының ерлік жолы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс жылдарындағы шойын жол шежіресі
Темір жол тарихы
08.05.2025
Сұрапыл жылдар шындығы
Жолаушылар тасымалы
08.05.2025
ҚТЖ жазғы кезеңде қосымша бағыттарды іске қосады
Мұрағат / Жаңалықтар
08.05.2025
«Қазақстан теміржолшысы» газетінің 2025 жылғы 8 мамырдағы арнайы саны
Жаңалықтар
06.05.2025
«Нұрлы жол» вокзал кешенінде Жеңістің 80 жылдығына орай ағаш отырғызылды
Жолаушылар тасымалы
06.05.2025
«Keruen Express» туристік пойызы сапарға аттанды
Жаңалықтар
06.05.2025
«Батырлар ұраны» шырқалған кеш
Аймақтар
06.05.2025
Семейде өрт сөндіру пойызы қоймадағы өртті өшірді
Спорт
06.05.2025
Семейлік теміржолшы жүзден жүйрік шықты