Логистический драйвер

Жаңалықтар
03.08.2018, 15:53
За последние годы стало очевидным, что Казахстан, увеличивая транзитный потенциал, превратился в настоящий магнит по притяжению грузопотока со всего мира. К 2020 году объемы перевозок планируется довести до двух миллионов контейнеров. Сегодня львиная доля грузопотока приходится на маршруты из Китая в Европу через республику. По данным аналитиков, рынок логистики Казахстана в кризисные 2015-2016 годы показал не очень хорошую динамику. Но в 2017 году уже был хороший рост, что связано, в том числе, с послекризисным восстановлением и «эффектом ЭКСПО». В данное время поезда из Китая идут в Европу, Центральную Азию, Иран и Турцию. И в этой масштабной логистической схеме Казахстану отводится роль транзитного хаба. В модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры Казахстан направил около 30 миллиардов долларов. Скорость движения контейнерных поездов по территории страны увеличилась до 1 100 километров в сутки. Груз из юго-восточных провинций Китая до Великобритании доставляется за рекордные 15-17 дней. В планах – в ближайшие годы увеличить скорость до 1 500 километров в сутки. Отметим, по всей республике, а также за ее пределами открыты новые логистические центры. Так, площадь одного из них, расположенного в Ляньюньгане, составляет более 200 тысяч квадратных метров. Терминально-логистический центр дает возможность выйти казахстанской продукции на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. Рейтинги растут Как следствие, Казахстан поднялся на шесть позиций в международном рейтинге эффективности логистики (LPI) Всемирного банка. Напомним, в 2007 году Всемирным банком совместно с университетом города Турку (Финляндия) впервые разработана методика оценки уровня развития логистики в различных странах. С той поры исследования проводятся раз в два года.  Казахстан в этом году занял 71-е место среди 160 государств, против 77-го места в 2016 году. Эффективность таможенного оформления в Казахстане улучшилась на 21 строчку (с 86 места в 2016 году до 65 места в 2018 году). По своевременности поставки грузов Казахстан поднялся на 42 позиции (с 92 места в 2016 году до 50-го в нынешнем).  Как рассказали специалисты, LPI рассчитывается на основе опросов международных, национальных или региональных логистических и складских операторов, транспортно-экспедиторских компаний. Опрос состоит из двух частей: определяется международный индекс LPI (по пятибалльной шкале респонденты оценивают критерии, отражающие эффективность логистической системы в отношении 8 стран, с которыми работает логистическая компания) и внутренний (по пятибалльной шкале респонденты оценивают логистическую систему страны, в которой работают). На их основе рассчитывается интегральный показатель индекса LPI и место среди стран мира, участвующих в рейтинге. К примеру, по словам директора департамента внешних связей АО «KTZ Express» Гаухар Тапеловой, логистические возможности Казахстана сейчас очень привлекательны для грузов с критичным сроком доставки. – Это электроника, товары народного потребления, что-то из индустрии моды, продукты питания, – говорит она. Кроме того, как рассказал главный менеджер департамента инвестиций и новых проектов АО «KTZ Express» Ержан Сабыржан, на сегодняшний день активно ведется работа по отправке казахстанского зерна. – В 2016 году порт Ляньюньган получил статус единственного порта в КНР, имеющего право перевозить зерно транзитом. На сегодняшний день Казахстан развивает внутреннюю и внешнюю терминальную сеть. На границе с Китаем действует сухой порт в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», в Астане, Шымкенте функционируют транспортно-логистические центры, наращивается терминальная мощность портов Актау и Курык. Более того, планируется создание терминалов в Московской области, Индии и Иране. По словам экспертов, республика, не имеющая выхода к открытому морю, демонстрирует сегодня миру реальный способ реализации своего транзитного потенциала. Казахстан заявляет о себе как о крупном международном транзитном хабе, – поделился он. Развиваем хабы В свою очередь, столица Казахстана – серьезнейший транспортный узел, главный транспортно-логистический хаб страны. Одновременно развиваются и новые города-хабы. К примеру, проект по новому городу Нуркент, который строится рядом с СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Проектирование города на 100 тысяч человек начато в 2015 году. В 2017-м выполнено технико-экономическое обоснование строительства первой очереди этого города. В целом, в региональных проектах, которые сопряжены с мультимодальными транспортно-логистическими путями, обязательно включаются разработки по формированию транспортного-логистических центров. В городе Шымкент в рамках государственной программы «Нұрлы жер» запущен ТЛЦ. Только в прошлом году здесь прошло около двух тысяч транзитных грузовых потоков. – Для строительства центра Шымкент был выбран не случайно. Активно развивающийся город нуждается в новых складских помещениях, – отметил управляющий директор Банка развития Казахстана Адиль Исмагамбетов. По его словам, Шымкент – ворота Казахстана в страны Центральной Азии, с которыми активно развивается торговля. Шымкентский ТЛЦ оснащен складами с поддержанием различных температурных режимов, площадками для большегрузных и легковых автомобилей, системами видеонаблюдения и пожаротушения, а также имеет прямой выход на железную дорогу, круглосуточно охраняемую территорию, вспомогательные помещения. Центр предоставляет полный комплекс логистических услуг хранения, переработки и консолидации продукции производственно-технического назначения, промышленных и продовольственных товаров широкого потребления. Продолжаем развитие Что еще необходимо Казахстану для того, чтобы нарастить транзитную мощность и извлекать из этого выгоду? – По мнению специалистов, транспортно-логистическая инфраструктура Казахстана имеет еще много точек роста транзитной мощности, поэтому стране дополнительно необходимы современные контейнерные терминалы, – рассказал заместитель председателя правления Евразийского банка развития Андрей Крайний. По его словам, в случае решения дальнейших логистических задач, Казахстан может стать лидером среди основных игроков и получать наибольшую выгоду от трансевразийского транзита.  – Мы видим, что объем контейнерных перевозок по сухопутным маршрутам Китай – ЕАЭС – Европа ежегодно растет. Реагируя на изменения ценовой конъюнктуры, грузоотправители начинают более активно пользоваться сухопутными транспортными маршрутами, – подчеркнул он.  Также он отметил, что появление на территории Казахстана современных контейнерных терминалов увеличит совокупные транзитные мощности Казахстана от трех до пяти раз в зависимости от направлений. Построив три-четыре базовых современных контейнерных хаба, по экспертным оценкам, Казахстан сможет добиться роста пропускной способности в транзите более чем в два раза и удешевить внутреннюю логистику на 40%, – поделился Андрей Крайний. Кроме того, заместитель председателя Правления Евразийского банка развития рассказал, что в апреле этого года банк выдал ТОО «Eurotransit Terminal» первый транш по кредиту на строительство автомобильного пункта пропуска «Нұр жолы» и транспортно-логистического центра на участке автодороги Западная Европа − Западный Китай на принципах государственно-частного партнерства.

 Асель ШАЙХЫНОВА

Жаңалықтар
30.08.2024
«Нұрлы жол» вокзал кешені ҚР Ұлттық музейінің бірегей материалдарымен безендірілді
Қауіпсіздік
30.08.2024
Болашақ станциясында оқу-жаттығу өтті (Фото)
Инфрақұрылым
30.08.2024
Ақтөбеде күрделі жол жөндеу жұмыстарының 70 пайызы аяқталды
Әлеумет
30.08.2024
Кәсіподақ ұйымдары балаларға оқу құралдарын таратты
Әлеумет
30.08.2024
Теміржолшылардың балаларына қолдау көрсетілуде
Әлеумет
30.08.2024
Шымкентте 3 мыңға жуық балаға көмек көрсетіледі
Жаңалықтар / Мұрағат
30.08.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №74 30 тамыз 2024 жыл
Жаңалықтар
29.08.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газетінің тілшісі Industry Power байқауының жеңімпазы атанды
Жаңалықтар
29.08.2024
Абай облысының әкімдігі мен ҚТЖ басшылығы Семейдегі балалар темір жолын іске асыруды талқылады
Аймақтар
29.08.2024
Абай облысында жүк тасымалдау 4,8 млн тоннаға дейін өсті
Әлеумет
29.08.2024
Семейде «Мектепке жол» акциясы өтті
Жаңалықтар
29.08.2024
Атбасарда локомотив құрастыру зауытының капсуласын салу рәсімі өтті
Әлеумет
29.08.2024
Жамбыл бөлімшесі 292 балаға оқу құралын сыйлады
Аймақтар
29.08.2024
Техникалық күтім жоспарға сай жасалуда
Жүк тасымалы
29.08.2024
Астық қай елдерге экспортталып жатқаны айтылды
Аймақтар
29.08.2024
ҚТЖ басшылығы Павлодар өңірінің жүк жөнелтушілерімен кездесті
Жаңалықтар
28.08.2024
Көлік полицейлері ҚТЖ музейінде болды (Фото)
Әлемде
28.08.2024
Končar аккумулятормен жүретін алғашқы пойызын таныстырды
Жүк тасымалы
27.08.2024
ҚТЖ желісі бойынша биыл 55,6 млн тонна көмір тасымалданды
Жүк тасымалы
27.08.2024
Президент Жолдауын іске асыру: Транскаспий дәлізі бойындағы серіктес елдермен бірлескен шаралар күшейтілді