Железная дорога Казахстана: есть чем гордиться
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В Казахстане сформирована оптимальная конфигурация железнодорожных линий, обеспечившая кратчайшее расстояние для внутренних и трансконтинентальных перевозок. Так, АО «НК «ҚТЖ» завершило реализацию основных инфраструктурных проектов программы «Нұрлы жол», и в настоящее время железнодорожники обслуживают 21 тысячу километров развернутого пути.
Благодаря слаженной и отточенной работе многотысячного коллектива только в июле текущего года по сети АО «НК «ҚТЖ» обеспечена погрузка 22 миллионов тонн груза, что на 2,5% больше показателя за такой же период минувшего года. Больше чем планировалось, погружено каменного угля, цветной руды, строительных грузов и продуктов перемола.
Эксплуатационный грузооборот – на уровне 19 миллиардов тонно-километров нетто, его рост по отношению к аналогичному периоду 2018 года составил 2,3%.
Улучшены и такие качественные показатели эксплуатационной деятельности, как среднесуточная производительность локомотива и грузового вагона, оборот рабочего вагона, средняя участковая и техническая скорости движения грузового поезда, масса поезда.
В целом, по итогам 7 месяцев 2019 года по сети АО «НК «ҚТЖ» погружено более 140 миллионов. тонн груза. Эксплуатационный грузооборот с начала года составил более 126 миллиардов тонно-километров нетто и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,6%.
Радуют показатели по транзиту и контейнерным перевозкам, здесь есть чем гордиться. Объем транзитных перевозок контейнеров через территорию Казахстана за семь месяцев составил 351,6 тыячи ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), что на 38% выше результатов, достигнутых за аналогичный период 2018 года.
Сохранен существующий темп роста по основному маршруту контейнерного транзита Китай/Азия – Европа – Казахстан – Китай/Азия, увеличен контейнерный поток в сообщении со странами Центральной Азии на 51%.
Рост транзитных контейнерных перевозок по территории Казахстана достигнут и по другим направлениям. В частности, по Транскаспийскому международному транспортному маршруту доставлено 2,9 тысячи контейнеров в ДФЭ, что на 60% больше, чем в прошлом году.
При этом объем контейнерных перевозок через порт Актау, находящийся в доверительном управлении АО «НК «ҚТЖ», составил 1,8 тысячи ДФЭ, что в 15 раз выше, чем за аналогичный период 2018 года. Больше продукции стало доставляться и через морской порт Курык, построенный по программе «Нұрлы жол».
УМНАЯ ЦИФРА
Нашу жизнь уже невозможно представить без «цифры». И в текущем году АО «НК «ҚТЖ» сформировало новый подход к дальнейшей реализации Программы «Цифровая трансформация». В современных, быстроразвивающихся условиях традиционные бизнес-процессы часто не успевают за рынком и клиентами. Стратегии, которые приносили успех в прошлом, нужно пересматривать в ответ на новые вызовы времени. К примеру, одними из первых необходимость цифровой трансформации приняли и осуществили лидеры транспортного сектора Deutsche Bahn и Британские железные дороги.
В ҚТЖ провели большую аналитическую работу и приняли решение о возможности внедрения цифровых технологий не только в функционал закупочной деятельности, HR или финансового блока, но и в производственный блок.
В связи с этим в рамках цифровой трансформации АО «НК «ҚТЖ» определены 13 стратегических инициатив как основных точек дальнейшего роста, в числе которых производственная безопасность, повышение операционной эффективности, увеличение транзитных перевозок и развитие логистики, модернизация железнодорожной инфраструктуры. Достижение намеченных целей в этом направлении обеспечит финансовую стабильность и устойчивое развитие компании.
Также успешно идет внедрение цифровых технологий в железнодорожную отрасль. В ҚТЖ по программе «Цифровой Казахстан» реализуется проект «Внедрение мобильных диагностических средств в рамках АСУ «Магистраль». Он направлен на своевременное выявление неисправностей пути и дефектов в рельсах с помощью современных мобильно-диагностических комплексов. В компании видят возможность с помощью технологии Big data переработать получаемую информацию и научить машину рекомендовать графики ремонтов железнодорожного полотна так, чтобы точность планирования была выше, а затраты на содержание пути ниже.
Кроме того, активно продвигаются сервисы для пассажиров: запущена усовершенствованная система продаж электронных билетов, внедрен единый «лист ожидания», который позволяет пассажиру при отсутствии нужного билета встать в электронную очередь.
КРУПНЕЙШИЙ РАБОТОДАТЕЛЬ В СТРАНЕ
В ҚТЖ понимают, что за всеми задачами, которые стоят перед компанией – повышение качества управления, выстраивание бизнес-процессов, внедрение новых технологий – стоят люди со своими ценностями, мотивациями, компетенциями.
Забота о людях, их благополучие, решение вопросов социальной поддержки и, как следствие, улучшение качества жизни работников являются приоритетными направлениями деятельности национального перевозчика. Здесь на постоянной основе проводится анализ социальной удовлетворенности работников и принимаются все необходимые меры для повышения уровня социальной стабильности.
Социальный пакет работников (а их ни много ни мало – около 130 тысяч человек) разработан и совершенствуется с учетом их интересов и потребностей, содержит дополнительные льготы к гарантиям и компенсационным выплатам, предусмотренным законодательством. Коллективным договором на 2018-2020 годы предусмотрено не только сохранение, но и увеличение мер социальной поддержки, в частности, бюджет социальных льгот предусмотрен в сумме более 9 миллиардов тенге, что выше фактического уровня 2018 года на 10%.
НОВЫЕ ВАГОНЫ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
Замена устаревших вагонов на новые – одна из главных задач в сфере пассажирских перевозок. За последние семь лет национальный перевозчик закупил 954 вагона. При этом у ТОО «Тұлпар-Тальго» приобретено 614 пассажирских вагонов, изготовленных по испанской технологии. Это позволило обеспечить регулярное пассажирское железнодорожное сообщение между столицей и всеми областными центрами.
Нынче завод планирует поставить 63 пассажирских вагона, которые изготавливаются по технологии ОАО «Тверской вагоностроительный завод». В июле 25 вагонов уже направлены для обновления состава поезда №377/378 сообщением Алматы – Мангышлак. Закуп пассажирских вагонов осуществляется при поддержке государства путем предоставления льготных кредитов в рамках бюджетных программ на основе разработанных финансово-экономических обоснований и согласованных с причастными министерствами.
В последующие годы также при поддержке государства планируется ежегодно закупать у «Тұлпар-Тальго» порядка 100 вагонов, оборудованных в соответствии с современными требованиями к безопасности и комфорту для пассажиров.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
В АО «НК «ҚТЖ» стремятся поднять уровень эффективности до показателей ведущих мировых компаний-аналогов. В приоритете – максимальное использование транзитного потенциала страны и развитие контейнерных перевозок. Так, в настоящее время в ҚТЖ ведется работа по разработке проекта Стратегии развития до 2029 года.
В компании определили пять стратегических целей, направленных на предоставление безопасных и конкурентоспособных перевозочных услуг, обеспечение качественной основы устойчивого роста бизнеса как клиентов, так и в целом экономики страны.
При этом, учитывая необходимость корреляции стратегических целей с задачами, поставленными перед компанией государством и единственным акционером – АО «Самрук-Қазына», АО «НК «ҚТЖ» наряду с другими отраслевыми организациями и ассоциациями активно участвует в разработке проекта государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.