Главный критерий КТЖ - рентабельность

Новости
31.10.2019, 21:42
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Для многих отечественных компаний стало непозволительной роскошью держать балластные или неэффективные, непрофильные активы. Их продажа высвобождает ресурсы для роста бизнеса. В таком же положении находится и АО «НК «Қазақстан темір жолы», которое реализует стратегию привлечения в бюджет компании дополнительных средств для дальнейшего развития.

Для АО «НК «ҚТЖ» профильным видом деятельности является представление услуг магистральной железнодорожной сети и услуг по перевозке грузов и пассажиров. Ранее компания позиционировалась как транспортно-логистический холдинг, и в ее управление были переданы морской порт Актау, МЦПС «Хоргос», АО «НК «КазАвтоЖол», сеть аэропортов, а также созданная СЭЗ УК «Хоргос – Восточные ворота» и другие компании. На сегодняшний день выводится целый ряд непрофильных и убыточных активов, на которые отвлекались денежные средства. По мнению аналитиков, АО «НК «ҚТЖ» долгое время наращивало активы, но прибыль при этом падала. ОТПРАВЛЯЕМ В КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ В соответствии с Постановлениями Правительства РК «О некоторых вопросах приватизации» и в рамках отчуждения непрофильных активов из группы компаний ҚТЖ в период с 2014 по 2019 годы выведено 68 компаний. При этом 29 были реализованы посредством электронных торгов. К примеру, в 2016 году активы ҚТЖ выставили на торги в онлайнрежиме. Тогда впервые была возможность следить за электронным аукционом в режиме онлайн. Трансляцию электронных торгов в рамках приватизации активов организовал Фонд «Самрук-Қазына». 

На торги были выставлены от 50 до 100% долей в непрофильных предприятиях, три из которых – ТОО «Бас-Балхаш 2004», ТОО «МАК-Экибастуз», ТОО «Рауан Бурабай» – занимались ремонтом и техобслуживанием подвижного состава. АО «Центр транспортных услуг» и ООО «Региональная форвардная логистика» предоставляли транспортные экспедиционные услуги, ТОО «СП «КазЭлектроПривод» – производственное предприятие. Также на электронных торгах были проданы АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева» и 8 его дочерних организаций. Кроме того, 13 компаний реализованы способом прямой адресной продажи, в том числе три компании перешли в собственность стратегических инвесторов – владельцев технологий. К примеру, долю ҚТЖ в АО «Локомотив құрастыру зауыты» приобрела американская компания General Electric; французская компания Alstom подписала соглашение о покупке доли ҚТЖ в совместном предприятии по производству локомотивов – ТОО «Электровоз құрастыру зауыты».

ПО НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Согласно стратегии развития АО «НК «ҚТЖ» до 2029 года, утвержденной решением Совета директоров компании 6 сентября 2019 года, оптимизация структуры портфеля является важным шагом к повышению эффективности деятельности АО «НК «ҚТЖ». Реорганизация структуры ҚТЖ, сокращение количества юридических лиц, уровней управления активами и вывод непрофильных активов позволят эффективно перераспределить ресурсы для повышения стоимости АО «НК «ҚТЖ» и увеличения доходности.

В целях формирования целевой структуры активов стратегия предусматривает выведение из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» 28 непрофильных компаний до конца 2029 года.

При этом уже с начала 2019 года выведено 12 непрофильных компаний, убытки которых за 2018 составили более 5 миллиардов тенге. Среди них аэропорт Павлодара, международные аэропорты Нур-Султана, Актобе, Атырау, Петропавловска, АО «МЦПС «Хоргос», ТОО «Хоргос-Сервис», «Хоргос-Энерго», «Хоргос-Күзет», «ХоргосКоммерц», ТОО «Астана Дизель Сервис» и ТОО «КТЗЕ Шиппинг Санкт-Петербург».

В настоящее время проводятся мероприятия по выведению из группы компаний еще 16 активов, среди которых вагоностроительные заводы, складские терминалы и других.

Вырученные средства от продаж непрофильных активов АО «НК «ҚТЖ» направляют на развитие инфраструктурных проектов и создание благоприятных условий для роста грузопотока через территорию страны по международным транспортным коридорам. 

КТЖ в лицах
09.07.2025
Профессия — видеть то, что скрыто: осмотрщик Даурен Утемисов рассказал о своей работе
Новости
08.07.2025
Казахстанские железнодорожники прошли обучение в КНР
Регионы
08.07.2025
Станция Алтынколь превысила план по вагонообороту на 66%
Грузовые перевозки
08.07.2025
Экспортная погрузка угля железнодорожным транспортом достигла исторического рекорда
Пассажирские перевозки
08.07.2025
На линии «Алматы – Саратов» вышли новые пассажирские вагоны
Новости
08.07.2025
Руководство КТЖ оценило работу вокзального комплекса «Нұрлы жол»
Инфраструктура
04.07.2025
Новая щебнеочистительная машина пополнила парк КТЖ
Регионы
04.07.2025
Комплексную проверку провели на станции Сары-Озек
Инфраструктура
04.07.2025
Комплекс мероприятий КТЖ обеспечил снижение числа инцидентов
Новости
04.07.2025
Менеджер Департамента инфраструктурного развития Тулеген Утегенов помог спасти жизнь коллеге
Новости
04.07.2025
ТОО «Теміржол жөндеу» капитально отремонтировало более 120 км путей
Новости / Архив
04.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №51 от 04 июля 2025 года
Новости
03.07.2025
Число инцидентов на железной дороге сократилось вдвое
Новости
03.07.2025
Глава государства обозначил ключевые задачи для министра транспорта
КТЖ в лицах
03.07.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Евгений Журавский отметил 90-летний юбилей
Новости
03.07.2025
Председателем правления КТЖ назначен Талгат Алдыбергенов
Регионы
03.07.2025
Более 103 км скотоизгороди возведено на железнодорожных участках Карагандинского региона
Пассажирские перевозки
03.07.2025
Более 1,2 млн пассажиров перевезено поездами КТЖ в июне
Новости
03.07.2025
XII совещание министров транспорта ШОС «Глобальный устойчивый транспорт» прошло в Тяньзыне
Новости
02.07.2025
Атырауский вагоностроительный завод планирует выпускать до 7 тыс. вагонов к 2026 году