Главный критерий КТЖ - рентабельность

Новости
31.10.2019, 21:42
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Для многих отечественных компаний стало непозволительной роскошью держать балластные или неэффективные, непрофильные активы. Их продажа высвобождает ресурсы для роста бизнеса. В таком же положении находится и АО «НК «Қазақстан темір жолы», которое реализует стратегию привлечения в бюджет компании дополнительных средств для дальнейшего развития.

Для АО «НК «ҚТЖ» профильным видом деятельности является представление услуг магистральной железнодорожной сети и услуг по перевозке грузов и пассажиров. Ранее компания позиционировалась как транспортно-логистический холдинг, и в ее управление были переданы морской порт Актау, МЦПС «Хоргос», АО «НК «КазАвтоЖол», сеть аэропортов, а также созданная СЭЗ УК «Хоргос – Восточные ворота» и другие компании. На сегодняшний день выводится целый ряд непрофильных и убыточных активов, на которые отвлекались денежные средства. По мнению аналитиков, АО «НК «ҚТЖ» долгое время наращивало активы, но прибыль при этом падала. ОТПРАВЛЯЕМ В КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ В соответствии с Постановлениями Правительства РК «О некоторых вопросах приватизации» и в рамках отчуждения непрофильных активов из группы компаний ҚТЖ в период с 2014 по 2019 годы выведено 68 компаний. При этом 29 были реализованы посредством электронных торгов. К примеру, в 2016 году активы ҚТЖ выставили на торги в онлайнрежиме. Тогда впервые была возможность следить за электронным аукционом в режиме онлайн. Трансляцию электронных торгов в рамках приватизации активов организовал Фонд «Самрук-Қазына». 

На торги были выставлены от 50 до 100% долей в непрофильных предприятиях, три из которых – ТОО «Бас-Балхаш 2004», ТОО «МАК-Экибастуз», ТОО «Рауан Бурабай» – занимались ремонтом и техобслуживанием подвижного состава. АО «Центр транспортных услуг» и ООО «Региональная форвардная логистика» предоставляли транспортные экспедиционные услуги, ТОО «СП «КазЭлектроПривод» – производственное предприятие. Также на электронных торгах были проданы АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева» и 8 его дочерних организаций. Кроме того, 13 компаний реализованы способом прямой адресной продажи, в том числе три компании перешли в собственность стратегических инвесторов – владельцев технологий. К примеру, долю ҚТЖ в АО «Локомотив құрастыру зауыты» приобрела американская компания General Electric; французская компания Alstom подписала соглашение о покупке доли ҚТЖ в совместном предприятии по производству локомотивов – ТОО «Электровоз құрастыру зауыты».

ПО НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Согласно стратегии развития АО «НК «ҚТЖ» до 2029 года, утвержденной решением Совета директоров компании 6 сентября 2019 года, оптимизация структуры портфеля является важным шагом к повышению эффективности деятельности АО «НК «ҚТЖ». Реорганизация структуры ҚТЖ, сокращение количества юридических лиц, уровней управления активами и вывод непрофильных активов позволят эффективно перераспределить ресурсы для повышения стоимости АО «НК «ҚТЖ» и увеличения доходности.

В целях формирования целевой структуры активов стратегия предусматривает выведение из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» 28 непрофильных компаний до конца 2029 года.

При этом уже с начала 2019 года выведено 12 непрофильных компаний, убытки которых за 2018 составили более 5 миллиардов тенге. Среди них аэропорт Павлодара, международные аэропорты Нур-Султана, Актобе, Атырау, Петропавловска, АО «МЦПС «Хоргос», ТОО «Хоргос-Сервис», «Хоргос-Энерго», «Хоргос-Күзет», «ХоргосКоммерц», ТОО «Астана Дизель Сервис» и ТОО «КТЗЕ Шиппинг Санкт-Петербург».

В настоящее время проводятся мероприятия по выведению из группы компаний еще 16 активов, среди которых вагоностроительные заводы, складские терминалы и других.

Вырученные средства от продаж непрофильных активов АО «НК «ҚТЖ» направляют на развитие инфраструктурных проектов и создание благоприятных условий для роста грузопотока через территорию страны по международным транспортным коридорам. 

Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве