КТЖ – Грузовые перевозки; предлагаем клиентам все лучшее

Новости
18.11.2019, 22:35
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

АО «КТЖ – Грузовые перевозки» перевозит грузы по всей территории Казахстана и через 16 стыковых пунктов с пятью соседними странами: Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Компания не стоит на месте, постоянно совершенствует сервис и предлагает клиентам все лучшие условия.

По словам генерального директора АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Кайрата Саурбаева, только за 9 месяцев этого года по сети АО «НК «ҚТЖ» погружено 187,4 миллиона тонн грузов, план погрузки выполнен на 100%. Тарифный грузооборот составил 163052 миллиона тонно-километров нетто, это на 0,4% больше, чем с января по сентябрь прошлого года.

Вырос объем перевозок в экспортном сообщении, достигнув 645 тысяч тонн. В частности, компания стала перевозить больше угля, железной руды, цветных металлов, химикатов, удобрений. – Это связано с планомерным улучшением качественных показателей эксплуатационной деятельности – среднесуточная производительность грузового вагона, оборот рабочего вагона, средняя участковая и техническая скорости движения грузового поезда, производительность локомотива и маса поезда, – говорит Кайрат Саурбаев.

При этом АО «КТЖ – Грузовые перевозки» как национальный перевозчик ставит перевозку социально значимых грузов, таких как уголь, в приоритет, старается заблаговременно предпринимать меры по бесперебойной доставке твердого бытового топлива населению, в регионы.

Но нужно понимать, что успешное проведение отопительного сезона зависит не только от перевозчика, но и от слаженных усилий всех участников процесса. С начала года национальный перевозчик призывал грузоотправителей, в том числе крупные угледобывающие предприятия, обеспечить равномерную погрузку в летние месяцы, чтобы не создавать искусственный дефицит вагонов в осенне-зимний период.

– Для этого мы постоянно проводили встречи с участием представителей местных исполнительных органов, заинтересованных госструктур, где обсуждалась возможность перераспределения бюджетов областей и районов на закуп угля с четвертого квартала на второй и третий, – отмечает генеральный директор.

Кроме того, в компании создан и успешно работает специальный оперативный штаб по перевозке угля, который контролирует обеспечение заявок грузоотправителей, выполнение оборота вагонов, а также мониторит остатки запаса твердого топлива на складах ТЭЦ и ГРЭС. ХВАТАЕТ ЛИ ВАГОНОВ? АО «НК «ҚТЖ» располагает достаточным количеством полувагонов. На территории Казахстана их зарегистрировано более 59 тысяч, и 55% из них задействованы в перевозке твердого бытового топлива.

– Отмечу, что за пять месяцев отопительного сезона этого года для казахстанских потребителей погружено 27 миллионов тонн угля, что превышает план на 2%. 23,3 миллиона из них – для ТЭЦ, 3,9 – для нужд населения, – подчеркнул Кайрат Саурбаев.

В то же время наблюдается снижение погрузки казахстанского зерна и продуктов перемола. Так, за 9 месяцев текущего года погружено 7,1 миллиона тонн зерна, что ниже аналогичного периода прошлого года на 9%. Погрузка муки и продуктов перемола уменьшилась на 23% к уровню 2018 года и составила 1,8 миллиона тонн. По словам специалистов, ситуация обусловлена низким урожаем по основным зерносеющим областям страны. – Есть и другие объективные причины. Это переход Турции и Италии на российское зерно, а Афганистана – на пакистанское из-за невысоких цен за счет меньшего расстояния транспортировки. Сказывается также снижение спроса в странах Центральной Азии на наши продукты перемола из-за увеличения таможенных пошлин на транзит и ввоз по территории Узбекистана. Кроме того, в Узбекистане были открыты свои мукомольные предприятия. Но между тем, мы располагаем достаточным парком зерновозов и крытых вагонов и готовы к перевозке заявленных объемов казахстанского зерна и продуктов перемола, – заметил генеральный директор АО «КТЖ – Грузовые перевозки».

ТАРИФЫ РЕШАЮТ МНОГОЕ

В соответствии с действующим законодательством РК, железнодорожные тарифы на перевозку грузов во внутриреспубликанском и экспортно-импортном сообщениях по территории Казахстана подлежат государственному ценовому регулированию. Сдерживание уровня железнодорожных тарифов на протяжении многих лет на перевозки массовых грузов ниже их фактической себестоимости и сегодня негативно отражается на производственно-финансовой деятельности АО «НК «ҚТЖ». Аналитики отмечают, что регулируемая тарифная политика является дискриминационной по отношению к перевозчику, так как основана на дифференциации железнодорожных тарифов по родам грузов. Введение дифференциации тарифов по родам грузов позволит субсидировать возникающие убытки АО «НК «ҚТЖ» от перевозок массовых грузов (угля, железной руды, зерна, строительных материалов, химикатов, удобрения и других грузов) за счет перевозок дорогостоящих грузов (нефтяных грузов, черных и цветных металлов).

– Соотношение между тарифами до 4 раз создает зависимость АО «НК «ҚТЖ» от объемов перевозок высокодоходных грузов (черные и цветные металлы, нефтепродукты и т.д.). Формирование цен в промышленности на рыночной основе и сох-ранение государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте поставило его, как отрасль экономики, в неравные условия в сравнении с другими отраслями промышленности, – говорит Кайрат Саурбаев.

Снижение доходной базы продолжается до сих пор, в том числе за счет изменения структуры грузооборота, где доля грузооборота высокодоходных грузов с 2010-го по 2018 год снизилась с 23% до 12%. Сохраняется на сегодняшний день и перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, поскольку дотации на пассажирские перевозки, выделяемые из республиканского и местного бюджетов, не покрывают затрат на их осуществление.

При этом нужно учитывать, что сегодня на отечественном рынке помимо АО «НК «ҚТЖ» также присутствуют в режиме пилотного проекта два частных грузовых перевозчика, а еще более 30 компаний имеют лицензии на оказание услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом. В то же время частные перевозчики грузов свободны в выборе перевозимых грузов и маршрутов перевозок. Так, один частный перевозчик перевозит дорогостоящие грузы – нефтепродукты, второй осуществляет перевозки только на высокомаржинальных электрифицированных маршрутах, при этом оба не несут нагрузку по кросссубсидированию пассажирских перевозок.

– Решение проблемы мы видим в проведении большой совместной работы с госорганами при участии всех заинтересованных сторон – грузоотправителей, экспедиторов, грузополучателей – по введению дифференциации тарифов на электро- и теплотягу, по родам грузов, установке равных рыночных условий ведения бизнеса для всех перевозчиков, что в целом будет способствовать стимулированию повышения операционной эффективности и развитию транспортной отрасли страны, – отмечает Кайрат Саурбаев.

ВО ГЛАВЕ УГЛА – КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Компания идет в ногу со временем и активно занимается развитием новых сервисов для грузоотправителей, экспедиторов и так далее.

– В первую очередь, мы внедряем в процессы компоненты автоматизированной системы управления договорной и коммерческой работы, которая охватила все 456 станций Казахстана. На сегодняшний день по безбумажной технологии оформления перевозочных документов успешно работают порядка 37 тысяч клиентов, – говорит Кайрат Саурбаев.

Внедрение системы позволило существенно упростить процесс и оптимизировать время работы. Планирование, к примеру, сократилось с 11 часов до 5 минут во внутриреспубликанских отправках и с 2 дней до 1 часа в экспортных отправках, а переадресовка – с 2 дней до часа. За 9 месяцев 2019 года через систему обработано более 200 тысяч заявок на перевозку грузов.

Также внедрен сервис отслеживания грузов, который предоставляет возможность клиентам получать информацию о месте нахождения вагонов и контейнеров в режиме реального времени. Помимо того в компании действует Callцентр, где клиенты могут получить всю необходимую справочную информацию, консультации специалистов и ответы на вопросы, касающиеся услуг транспортировки грузов.

– Мы планируем совершенствовать наши услуги для всех участников перевозочного процесса и дальше, – подытожил Кайрат Саурбаев. 

Регионы
20.05.2024
Противоэпидемическое учение провели на железнодорожном вокзале в Караганде
Новости
17.05.2024
Столичные абитуриенты посетили Высший колледж транспорта и коммуникации
Новости
17.05.2024
Представители порта Актау приняли участие в бизнес-форуме по транспорту в Риге
Регионы
17.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Алтай – Оскемен-1»
Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы
Новости
15.05.2024
Меры по охране общественного порядка и безопасности перевозочного процесса усилили в КТЖ
Регионы
15.05.2024
Более 10 км железнодорожного пути отремонтировали на перегоне Жарык – Дария
Регионы
15.05.2024
Оборудование планируют обновить на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки / Цифра недели
15.05.2024
Более 317 тыс. пассажиров воспользовались поездами КТЖ в майские праздники
Новости
15.05.2024
Предприятие по производству продукции для высокоскоростных железных дорог заработало в Алматы