Жизненный путь почетного железнодорожника Даулета Казбекова
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Жизнь Даулета Адилхановича Казбекова неразрывно связана с железной дорогой, этот выбор наш герой сделал еще будучи ребенком. Более 40 лет на магистрали пролетели для почетного железнодорожника как один день. Даулет Казбеков прошел по карьерной лестнице все ступени - от помощника машиниста Алма-Атинского локомотивного депо до управляющего директора - главного инженера ТОО «Қамқор Менеджмент». Сейчас, будучи на пенсии, он с теплом вспоминает свой родной коллектив и всегда с удовольствием делиться с молодежью своим опытом.
По словам его коллег, именно при активном участии Даулета Казбекова предприятиями группы компаний Қамқор были освоены новые виды производства. Среди них — сервисное обслуживание локомотивов серии Evolution, капитальный ремонт дизелей 7FDL12 GE, ремонт специализированного подвижного состава и техническое обслуживание путевых машин производства компании «Plasser&Theurer», а также капитальный ремонт с продлением срока службы железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов и опасных грузов, производство корпуса буксы с лабиринтом и многое другое.
Жизненный путь
Родился Даулет Казбеков в Илийском районе Алма-Атинской области в 1950 году. После окончания восьмилетней средней школы в 1965 году, не раздумывая, наш герой сдал документы в Алма-Атинский техникум железнодорожного транспорта на специальность «тепловозное хозяйство». Он был единственным из выпускников родной школы, кто поступил учиться на железнодорожника.
Железнодорожная отрасль в те годы активно развивалась. После окончания техникума перед нашим героем распахнулись двери Алма-Атинского локомотивного депо, где и начал свою трудовую деятельность молодой специалист. 12 августа 1969 года вышел приказ о назначении Даулета Адилхановича помощником машиниста. Сначала было трудно, но способность адаптироваться в новых условиях помогли вчерашнему выпускнику быстро освоиться.
В те времена, прежде чем стать машинистом тепловоза, необходимо было проехать на локомотиве 50 тысяч километров. После выполнения этого обязательного условия он успешно сдал экзамены на право работать машинистом. Так, в 1972 году Даулет Казбеков стал машинистом, и проработал до 1979 года. За это время ему был присвоен первый квалификационный класс, а также он успел окончить заочно АлИИТ по специальности «Локомотивное хозяйство».
В 1981 году Даулет Адилханович удостоился должности участкового ревизора по безопасности движения поездов локомотивного хозяйства Алма-Атинского отделения дороги. Успешно справляясь с должностными обязанностями, он занимался разработкой мер по предупреждению аварийности, анализировал состояние безопасности движения поездов, разрабатывал мероприятия по предупреждению нарушений правил безопасности движения и осуществлял контроль над их выполнением.
В том же 1981 году его назначают заместителем начальника локомотивного депо Алма-Аты по эксплуатации. Эту должность он занимал на протяжении двух лет, проявив себя хорошим организатором.
Ступень за ступенью, шаг за шагом
Следующая ступень его карьеры — начальник отдела эксплуатации — заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Алма-Атинской железной дороги, куда его перевели в 1983 году. Именно тогда при его участии Управлением дороги была подготовлена и реализована обширная программа по закреплению локомотивов за локомотивными бригадами.
В 1985 году Даулета Адилхановича назначили на должность заместителя начальника локомотивного депо Алма-Аты по ремонту. Чуть позже, в 1989 году его назначили начальником дистанции погрузочно-разгрузочных работ в Алма-Атинском отделении дороги.
Напомним, в конце 80-х годов между правительствами СССР и КНР была достигнута договоренность о восстановлении железнодорожного перехода Дружба — Алашанькоу. Именно в эти годы Даулет Адилханович организовал и принял непосредственное участие в первом перегрузе товаров народного потребления из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи. «Это был сахар: 1200 мешков по 60 кг, всего — 60 тонн», — вспоминает железнодорожник.
Первые годы независимости были очень сложными для всех. Не миновал кризис и железнодорожный транспорт Казахстана. Тогда Даулет Адилханович находился в должности главного инженера, затем начальника службы локомотивного хозяйства Алма-Атинской железной дороги. По его признанию, адаптация отрасли к последствиям распада СССР и принципиально новым экономическим условиям проходила трудно. Железнодорожники столкнулись с множеством проблем. Сократились доходы в связи со сложностями с финансированием отрасли, снабжением, но локомотивное хозяйство достойно выдержало их.
По воспоминаниям нашего героя, в то время начальником службы локомотивного хозяйства был Болат Амерханович Амерханов, вместе с которым было принято множество значимых для железной дороги решений.
Тогда в составе Алма-Атинской железной дороги было 12 локомотивных депо: Туркестанское, Арысское, Жамбылское, Каратауское, Шуское, Алматинское, Сарыозекское, Матайское, Аягозское, Шарское, Семипалатинскское и Защитинское. Все они были в подчинении службы локомотивного хозяйства Алма-Атинской железной дороги, которую к тому времени и возглавил Даулет Адилханович.
Бесценная награда
В 1995 году ему поручают возглавить локомотивное депо Алматы, где он проработал до 2002 года. За эти семь лет он набрался большого управленческого опыта, который позволил ему позже возглавить ОАО «Желдорреммаш». Тогда же он был удостоен высшей отраслевой награды — знака «Почетный железнодорожник». Эту награду Даулет Адильханович считает самой ценной. Почетный знак был вручен министром транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Еркином Калиевым в День железнодорожников.
В Астану почетного железнодорожника пригласили из Алматинского депо в 2002 году. Здесь он возглавил ОАО «Желдорреммаш». В те годы локомотиворемонтные депо РГП «Қазақстантеміржолы» находились в ведении двух структур — «Ремлокомотив» и «Желдорреммаш». В свою очередь, в состав ОАО «Желдорреммаш» входили самые крупные заводы: Шускийтепловозоремонтный, Атбасарскийэлектровозоремонтный, Кушмурунский — по ремонту локомотивов ЧМЭ, Казалинский — по ремонту тепловозов ТЭМ2.
В этой должности он провел значительную работу. В том числе - организацию ремонта главного генератора, обработки и шлифовки коленчатых валов на Шуском локомотиворемонтном заводе, которая имела большое значение для всей железнодорожной отрасли страны.
Немало было сделано и для развития региональных подразделений компании. Сложившаяся в то время ситуация требовала жестких кадровых решений. Принятые Даулетом Казбековым меры позволили поднять экономику всего ОАО «Желдорреммаш», успешно выполнить программу ремонта тепловозов, увеличить поступление доходов, заработной платы работников. Было налажено производство запасных частей, производилась модернизация локомотивов.
Даулет Адилханович принял решение об организации ремонта тепловозов на Павлодарском локомотиворемонтном заводе. В это время в Павлодаре прошла встреча с представителями производственного участка «ПКТИАМ-Павлодар» завода «Красный Октябрь», где была достигнута договоренность об изготовлении двух стендов по шлифовке коленчатых валов. Оба станка были получены и привезены на завод в Шу, где Даулет Адилханович поставил задачу задействовать их в производстве, а также самостоятельно изготовить подобные станки для восстановления галтели и полировки поверхностей шеек. Впоследствии Шуский локомотиворемонтный завод практически «спас» весь Казахстан по ремонту коленчатых валов, главных генераторов, электродвигателей.
Существовавший на тот момент перепробег локомотивов был ликвидирован крупными видами ремонта в течение года. Задачи, поставленные президентом компании перед руководителями депо, дали возможность исключить закуп вкладышей дизеля из других стран. Все двигатели ремонтировались на отечественных предприятиях. Поистине это была огромная работа, осуществленная благодаря слаженным действиям руководства компании и коллективов депо и заводов.
Проблемы были с капитальным ремонтом тяговых электродвигателей, большое количество которых ремонтировалось в зарубежных предприятиях Украины и России. При этом постоянно стояли вопросы размещения заказов, таможенного оформления, стоимости и качества. Под его руководством на предприятиях «Желдорреммаша» полностью освоили технологию производства капитального ремонта ТЭД. Была спроектирована и изготовлена необходимая оснастка, разработана технологическая документация. В последствии технология постоянно совершенствовалась. Традиционно применяемый класс изоляции F был заменен на класс изоляции H, как более надежный по нагревостойкости. По словам специалистов, все это позволило уйти от зависимости зарубежных производителей и практически полностью покрыть потребность в этом виде ремонта.
Большую работу Даулет Казбеков провел и в части обновления локомотивного парка страны. Магистральные тепловозы серии ТЭ10, доставшиеся в наследство от единого МПС СССР, составляли основу магистрального тепловозного парка Казахстана, были построены в основном в 1970-80 годах. К началу 2000-х годов они уже морально устарели и находились в крайне изношенном состоянии, не справлялись с постоянно возрастающим грузопотоком. Особенно это сказывалось в западном регионе Казахстана.
Тогда назрела необходимость кардинального обновления тепловозного парка. Единственным и правильным решением в то время в условиях дефицита средств и времени было решение провести модернизацию тепловозов путем замены дизель-генераторной установки на более современную и экономичную, отвечающую современным требованиям.
Необходимо было обновить больше 200-х тепловозов. Работу планировали провести по проекту компании General Electric. Эти работы требовалось провести только в двух наиболее подготовленных предприятиях – на Шуском тепловозоремонтном заводе и Актюбинском локомотиворемонтном депо.
При этом сроки проведения работ установили в пределах двух лет. А силами двух предприятий модернизировать такое количество локомотивов не представлялось возможным, ведь помимо этого, основной план по ремонту локомотивов никто с них не снимал. Даулет Адильханович смог убедить руководство КТЖ и General Eleсtric в необходимости расширения спектра локомотиворемонтных предприятий. Чтобы в кратчайшие сроки завершить эту работу, были мобилизованы практически все крупные локомотиворемонтные депо. Компания General Electric направила к ним своих специалистов, предоставила диагностическое оборудование, необходимую оснастку и документацию, было налажено обучение специалистов. В кратчайшие сроки в течение двух лет было модернизировано больше 200 локомотивов, которые несут сейчас основную нагрузку по перевозке грузов на западе Казахстана.
Так, за 44 года работы в структурах железной дороги Даулетом Адилхановичем было предложено и принято множество эффективных решений, были рекорды и достижения. Занимая должность управляющего директора — главного инженера ТОО «Қамқор Менеджмент», Даулет Адилханович курировал вопросы охраны труда и техники безопасности. Как отмечают коллеги нашего героя, ответственная работа по организации, планированию подобных мероприятий, а также обеспечение их проведения в соответствии с коллективными договорами, требовала от него максимального внимания даже к малейшим деталям. Сейчас, в канун 70-летия мастера своего дела и наставника многих железнодорожников, Даулета Казбекова поздравляют из самых разных точек нашей страны.