Насколько разумны железнодорожные забастовки? О ситуации в Германии

В мире
01.09.2021, 16:21
АНАЛИЗ - Какое влияние оказывают забастовки на железнодорожные перевозки? Как долго отрасль может ощущать последствия и имеет ли смысл устраивать забастовки машинистам поездов?
Двухдневная забастовка машинистов поездов в Германии на прошлой неделе может иметь долгосрочные последствия, говорят представители международной транспортно-логистической компании DB Cargo. Забастовки, инициированные профсоюзом машинистов поездов GDL, были нацелены на спор с Deutsche Bahn по поводу повышения заработной платы на 3,2%. Эффект ощущался по всей стране, когда резко сократились грузовые и пассажирские перевозки. Также пострадали международные перевозки: поезда не могли пересекать Германию и добираться до таких стран, как Нидерланды, Польша или Чешская Республика. Воздействие ощущалось и на Новом шелковом пути, поскольку многие поезда не могли добраться до места назначения. Федеральный председатель GDL Клаус Везельски предупредил в интервью немецкой Süddeutsche Zeitung, что профсоюз может принять решение о продлении забастовки в любой день и на этот раз воздержаться от голосования на более длительный срок. Несмотря на то, что мотивы профсоюзов звучат логично, они вызвали много критики, что снова подняло вопрос о жизнеспособности забастовок в отрасли железнодорожных грузовых перевозок.

Уроки истории

Это не первый случай, когда забастовки в Германии в секторе железнодорожных грузоперевозок попадают в новости. Фактически, 48-часовая забастовка на прошлой неделе относительно коротка по сравнению с аналогичными примерами из прошлого. В 2014 году GDL объявил самую длительную забастовку в истории Deutsche Bahn, продлившуюся неделю. То же самое было сделано в 2015 году, тогда как в месяцы между двумя значительными забастовками компания воздерживалась от исполнения служебных обязанностей в течение нескольких более коротких периодов. То же самое произошло во Франции в 2018 и 2019 годах. Страна была парализована из-за трехмесячных забастовок, которые проходили два дня в неделю. Мотивы этих забастовок касались нового закона о труде и пенсионного обеспечения Эммануэля Макрона, против которого яростно выступали железнодорожники.

Влияние на промышленность

Эти примеры используются не только, чтобы упомянуть другие забастовки железнодорожной отрасли. Напротив, они используются, потому что спровоцировали дискуссии о их целесообразности, насколько они могут нанести ущерб цепочке поставок и отрасли железнодорожных грузовых перевозок. Еще в 2019 году лоббистская организация UIRR предупредила о сильной корреляции между забастовками и сокращением доли рынка железнодорожных грузовых перевозок. В период с 2003 по 2016 год доля рынка железнодорожных грузовых перевозок Франции упала на 8 процентов, скорее всего, из-за частых забастовок. UIRR также предупредил тогда о долгосрочном ущербе, который забастовки могут нанести железнодорожным грузоперевозкам. В частности, одним из наиболее устойчивых последствий является переключение клиентов на другие виды транспорта. DB Cargo снова затронула эту тему, заявив, что забастовка машинистов поездов может привести к тому, что клиенты откажутся от железнодорожных перевозок в сложный период после пандемии коронавируса и в период, когда железнодорожные перевозки только начали привлекать больше внимания и доверия. С экономической точки зрения Немецкий экономический институт (IW) объяснил, что долгосрочная забастовка может привести к ежедневным убыткам, равным 100 миллионам евро. Забастовка GDL на этот раз длилась 48 часов. «Кратковременные сбои на грузовом железнодорожном транспорте не редкость. Логисты знают об этом и могут соответствующим образом отреагировать. Но с четвертого или пятого дня забастовки существует риск разрыва цепочки поставок, и тогда это очень быстро становится дорогостоящим процессом», - сказал экономист по транспорту IW Томас Пульс немецкому изданию Redaktionsnetzwerk Deutschland.

Какие мотивы?

В настоящее время Глава Профсоюза сотрудников железнодорожного транспорта Германии Клаус Везельски находится под шквальным огнем, а мотивы забастовки машинистов поездов в Германии ставятся под сомнение. GDL объявил забастовку из-за спора с Deutsche Bahn по поводу повышения заработной платы на 3,2%. Deutsche Bahn потребовалось больше времени, чем GDL могла предоставить для удовлетворения своих запросов, из-за финансового ущерба, нанесенного Covid-19 в прошлом году. GDL заявила, что не отступит, пока ее запросы не будут удовлетворены. Но не все уверены, что именно это вызвало забастовки. Многие говорят, что GDL представляет небольшую долю железнодорожников, но при этом заявляет, что борется за все права рабочих и за лучший коллективный трудовой договор. Следовательно, причиной забастовок могло быть стремление GDL укрепить свои позиции и привлечь больше членов, пока оно не будет представлять большинство немецких машинистов поездов. Политическая напряженность между GDL и другими профсоюзами или политическими партиями указывает на ситуацию. Федеральная ассоциация малых и средних предприятий Германии (BVMW) заявила, что сейчас неподходящее время для проведения такой забастовки, и обвинила Везельского в продвижении своей политической программы через забастовку. Клаус-Дитер Хоммель, глава профсоюза железнодорожников EVG, прокомментировал немецким СМИ, что забастовка была политической борьбой GDL за то, чтобы выкинуть EVG из игры профсоюзов. То же самое говорит Норберт Вальтер-Боржанс, председатель партии СДПГ, который сказал, что GDL, похоже, борется за право представительства и что профсоюзы железнодорожников должны работать вместе и добиваться успеха в лоббировании. С другой стороны, Везельски опровергает все эти утверждения и говорит, что созданная вокруг него и GDL карикатура - это просто «клевета, чтобы очернить борьбу за солидарность». GDL настаивает на том, что стремится к лучшему будущему для машинистов поездов в Германии и берет на себя все необходимые риски, на которые не решаются пойти другие профсоюзы. Конечно, если это увеличит количество участников, GDL не будет против. Рядом с GDL была также Немецкая ассоциация государственной службы, которая поддержала запросы GDL и сочла их справедливыми.

Быть забастовкам или нет?

Раньше забастовки были для рабочих последним средством отстаивания своих прав, когда работодатели использовали более авторитарную тактику. В настоящее время профсоюзы работников и работодатели разработали разные способы общения и решения проблем. Более распространены лоббирование и более политический подход, когда профсоюзы оказывают давление на работодателей и правительство, чтобы те удовлетворяли их потребности. Так ли нужна забастовка? С точки зрения символизма и цели - добиться чего-то лучшего для рабочих, то да. Однако в контексте современного бизнеса, где права и льготы заявляются иначе, чем они использовали 50 или 100 лет назад, забастовки, похоже, приносят больше вреда, чем пользы. Фактически, как упоминалось ранее, они заканчиваются серьезными нарушениями, финансовыми потерями, а также переводят клиентов с железнодорожного транспорта на другие виды транспорта. Но что наиболее важно, похоже, что они не оказывают такого же давления на работодателей. DB назвал забастовку GDL совершенно иррациональной и заявил, что решение может быть принято только за столом переговоров.
Новости / Архив
16.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №104-105 от 16 декабря 2025 года
КТЖ в лицах
15.12.2025
Проверка вагонов, выявление дефектов, ремонт и наставничество: стальные будни ремонтника вагонов
Новости
15.12.2025
ОТЛК ЕРА признано лучшим проектом по транзитному потенциалу в ЕАЭС
Регионы
15.12.2025
Итоги работы по предупреждению инцидентов на железной дороге подвели в Карагандинском отделении магистральной сети
Пассажирские перевозки
15.12.2025
Нацперевозчик доставил около 100 пассажиров поездом «Атырау — Актобе» при закрытии трассы
Грузовые перевозки
15.12.2025
Транзитные перевозки занимают 10% в структуре грузооборота КТЖ
Регионы
15.12.2025
Контейнерные перевозки: более 1,3 млн тонн грузов отправлено из Костанайского региона
Новости
13.12.2025
Реконструкция вокзалов в Алматинской области идет высокими темпами
Новости
12.12.2025
Ж/д линия Дарбаза – Мактаарал снизит нагрузку на станцию Сарыагаш на 40%
Регионы
12.12.2025
Железнодорожники проводят профилактическую работу с населением в Павлодаре
Регионы
12.12.2025
Илецкие железнодорожники подготовились к зимнему периоду
Интервью
12.12.2025
Ревизорский аппарат усиливает комплексные меры по повышению безопасности движения: показатели улучшились в Акмолинском регионе
Регионы
12.12.2025
Капитальный ремонт Дома отдыха локомотивных бригад завершён на станции Кызылжар
Новости
12.12.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген выходит на решающий этап
Новости / Архив
12.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №103 от 12 декабря 2025 года
Новости
11.12.2025
Вице-министр транспорта рассказал таразским школьникам о новых возможностях отрасли
Новости
11.12.2025
ҚТЖ признан самым доброжелательным коллективом страны
КТЖ в лицах
11.12.2025
Повышение квалификации онлайн, знакомые маршруты и уважение пассажиров: будни проводника Асель Казиевой
Регионы
11.12.2025
Костанайское отделение ГП увеличило погрузку до 26 миллионов тонн
Пассажирские перевозки
10.12.2025
Дополнительные пригородные поезда перевезут более 3 тысяч пассажиров в период новогодних праздников