Электронную базу мостов, развязок и путепроводов создадут в Казахстане
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В Казахстане создается электронная база мостов, развязок и путепроводов. Дорожный научно-исследовательский институт приступил к разработке Системы управления эксплуатацией мостов на основе европейского опыта. Данные о мостах, дорожных развязках и путепроводах через железнодорожные пути и автомобильные дороги будут оцифрованы.
На сегодняшний день только по сети АО «НК «ҚТЖ» более 10 700 сооружений, в том числе более 3 500 мостов, более 6 300 труб и более 800 прочих сооружений (лотки, дюкеры, подпорные стены, тоннели, галереи, акведуки и другое).
Специалистами АО «КаздорНИИ» проанализирован опыт Дании, Финляндии, Германии, Норвегии, ЮАР, Швеции, Швейцарии и Великобритании. Проведя исследования, институт приступил к разработке казахстанской Системы управления эксплуатацией мостов (СУЭМ). По словам аналитиков, в Казахстане до сих пор нет единой системы хранения таких данных. Пока в большинстве случаев данные хранятся в архивах на бумажных носителях.
– Это будет современная информационная система, в которой будут собраны актуальные электронные сведения о сооружениях, в том числе паспортные данные каждого объекта и результаты обследования их текущего состояния. В рамках проекта с помощью дронов будут оцифрованы все мостовые сооружения и путепроводы республиканского значения. Данные будут доступны сотрудникам государственных, проектных и строительных организаций на сайте Единой базы искусственных сооружений, – сообщил главный специалист АО «КаздорНИИ» Кайсар Шалкар.
По словам специалистов, отсутствие быстрого доступа к информации осложняет работу по планированию и проведению обследования, ремонта, модернизации, реконструкции и строительства стратегических дорожных объектов и, соответственно, представляет угрозу безопасности транспортного движения, жизни и здоровью людей. Они отмечают, что создание СУЭМ позволит пользователям быстро находить необходимые для работы данные о том или ином объекте, а также автоматизировать отчеты и планирование бюджета и работ по содержанию мостов, путепроводов и развязок.
– Такие данные часто нужны дорожникам и госорганам, уполномоченным в сфере транспорта и строительства дорог. В соответствии с заложенным по проекту сроком эксплуатации и данными обследования сооружений система сама будет подсказывать, когда нужно проводить регламентные и оперативные работы, сколько еще возможно эксплуатировать конкретный мост и через какой период времени потребуется его реконструкция или снос, – добавил он.
Как показывает мировой опыт, своевременная и регулярная диагностика, контроль и анализ позволяют на ранних этапах выявлять и устранять дефекты, которые рано или поздно приводят к износу или авариям, что в свою очередь способствует заметному снижению затрат на содержание мостов и прочих объектов.