День независимости РК: 30 лет – 30 достижений
Продолжение. Начало Тәуелсіздік күні: 30 жыл – 30 жетістік 16. АО «НК «ҚТЖ» – ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХОЛДИНГ По поручению Главы государства в 2011 году национальная компания «Қазақстан темiр жолы» определена транспортно- логистическим оператором с задачей объединения сервисов наземного, морского и авиационного видов транспорта. В связи с этим она преобразована в многоуровневый вертикально интегрированный транспортно-логистический холдинг, объединяющий логистические и перевозочные компании, терминальную и магистральную инфраструктуру всех видов транспорта. 17. МЦПС «ХОРГОС» И СУХОЙ ПОРТ
В 2011 году в АО «НК «Қазақстан темір жолы» передан государственный пакет акций АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Основной принцип, заложенный при создании зоны приграничного сотрудничества, – свободное перемещение в ее пределах граждан Казахстана, Китая и других без оформления виз сроком до 30 суток. В 2015 году началась коммерческая эксплуатация сухого порта, который является частью СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Оператором порта выступает ТОО «KTZ E-Khorgos Gateway» – дочерняя организация АО «KTZ Express». 18. ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ В 2012 году мировой лидер по производству железнодорожного, горнодобывающего и транспортного оборудования GE Transportation подписал меморандум с компанией «ТрансМашДизель» и АО «НК «ҚТЖ» о строительстве завода по производству дизельных двигателей в Астане. В декабре 2015 года в столице Казахстана запущен завод по производству дизельных 12-цилиндровых двигателей мощностью до 4 500 кВт, 6-цилиндровых двигателей мощностью до 2 200 кВт по технологии General Electric. 19. ПРОГРАММА «МӨЛДІР БҰЛАҚ»
В 2012 году в АО «НК «Қазақстан темір жолы» стартовала программа «Мөлдір бұлақ». За 5 лет дочерней организацией АО «НК «ҚТЖ» – АО «Темиржолсу» проведена реконструкция свыше 700 объектов водоснабжения на 432 железнодорожных пунктах республики с использованием современных материалов, в том числе отечественного производства. Реализованные АО «Теміржолсу» мероприятия позволили снизить изношенность производственных активов и основного оборудования объектов водо-, а также теплоснабжения железнодорожных пунктов с 85% до 25%. 20. ПОЛИКЛИНИКИ НА КОЛЕСАХ
В 2010 году по железным дорогам Казахстана запущен первый медицинский поезд «Денсаулық» для оказания специализирован- ной высококвалифицированной консультативно-диагностической помощи населению отдаленных регионов. Лучшие врачи и современное медицинское оборудование стали доступны жителям малых станций и разъездов совершенно бесплатно. Поликлиники на колесах люди встречали с радостью и провожали врачей с благодарностью. 21. МОРСКИЕ ВОРОТА СТРАНЫ
В 2013 году стартовал проект по расширению порта Актау в северном направлении с созданием перевалочных мощностей для транспортировки сухих, контейнерных и зерновых грузов в направлении Ирана, Персидского залива и Кавказского региона. В апреле 2015 года начато строительство первого объекта в порту Курык – паромного комплекса, связанного новой линией Боржакты – Ерсай с магистральной железнодорожной сетью. Объекты первого пускового комплекса порта запущены в декабре 2016 года. Уже через год после открытия с причала казахстанского порта Курык отправлена миллионная тонна грузов. 22. СОЗДАНИЕ СЕТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
В рамках программы создания внешней и внутренней терминальной сети АО «НК «Қазақстан темір жолы» в партнерстве с частным бизнесом формирует сеть транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Реализация программы началась с открытия в 2014 году совместного казахстанско-китайского логистического терминала в порту Ляньюньган для консолидации грузопотоков из Китая и Юго-Восточной Азии в направлении Казахстана, Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы. В ноябре 2015 года открыт крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр класса «А» площадью 51 гектар в Астане. В июле 2016-го на территории ТЛЦ запущен центр таможенного оформления. В конце 2017 года аналогичный ТЛЦ введен в эксплуатацию в Шымкенте. 23. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ЖИЛЬЕМ
За годы независимости АО «НК «Қазақстан темір жолы» построило свыше полумиллиона квадратных метров жилья, приобрело для работников более 5 тысяч квартир, а также возвело свыше 60 социальных объектов (школ, детских садов, медицинских пунктов и т. д). Строительство жилья производилось на новых железнодорожных линиях Аксу – Дегелен и Хромтау – Алтынсарин, Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь, Жетыген – Коргас – государственная граница РК, Узень – государственная граница с Туркменистаном, на станциях Достык и Болашак. А также при электрификации железнодорожного участка Павлодар – Екибастуз. Кроме того, с 1991-го по 2015 год в Астане национальная компания предоставила своим сотрудникам 1 930 квартир с их последующим выкупом, а также построила детский сад на 250 мест. Компания также построила жилье и социальные объекты на станциях Луговая, Макат, Доссор и Егинсу, в разные годы пострадавших от чрезвычайных происшествий. 24. ТРАНСФОРМАЦИЯ
В 2014 году АО «НК «ҚТЖ» одним из первых среди портфельных компаний фонда «Самрук-Қазына» запустило Программу транс- формации бизнеса. Это стратегический проект, направленный на глубинные, системные и последовательные изменения, повышение эффективности, конкурентоспособности и прибыльности компании. В 2019 году в ҚТЖ начата реализация обновленной программы «Цифровая трансформация», которая охватила весь ключевой бизнес компании, включая основные филиалы и дочерние организации. В результате реализации проектов программы трансформации с 2021-го по 2025 год компанией ожидается получение чистых выгод в размере не менее 100 миллиардов тенге. 25. ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ
2015 год стал началом глобального государственного проекта по созданию мультимодального транспортного коридора, позволяющего осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и страны Ближнего Востока. Неуклонно растет число транзитных контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа – Китай. Решаются вопросы эффективного использования коридора Север – Юг, пролегающего через территории Казахстана, России, Туркменистана и стран Персидского залива. Қазақстан темір жолы активно развивает маршрут в направлении Турции и европейских стран через Каспийское и Черное моря – Транскаспийский международный транспортный маршрут. На прошлой неделе по этому маршруту транзитом через Казахстан проследовал миллионный контейнер. 26. ВОКЗАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «НҰРЛЫ ЖОЛ»
1 июня 2017 года для жителей и гостей столицы распахнул свои двери ультрасовременный вокзальный комплекс «Нұрлы жол», сооруженный по принципу «Вокзал – мост». Поезда заходят внутрь сооружения через подъездную эстакаду. К зданию подведены шесть посадочно-отправочных путей, и к каждому из них предусмотрен специальный выход, что позволяет объекту обслуживать до 35 тысяч пассажиров ежедневно. Площадь шестиуровневого здания составляет свыше 150 000 квадратных метров. 27. МОБИЛЬНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
В 2019 году в рамках проекта АСУ «Магистраль» в эксплуатацию введены три единицы мобильно-диагностических комплексов (МДК), позволяющих проводить комплексную диагностику железнодорожной инфраструктуры, обработку оперативных данных диагностики в реальном времени. Еще три МДК приступили к работе в начале 2020 года. Таким образом, сегодня диагностика инфраструктуры магистральной сети проводится 6 единицами новых МДК вместе с уже имеющимся одним МДК, поставленным в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ АСУ «Магистраль» в 2015 году. 28. ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ
В 2020 году состоялся запуск в пилотном режиме Центра управления движением поездов в Актобе, реализуемый в рамках цифровой трансформации ҚТЖ. Он объединил диспетчерские центры пяти отделений – Актобе, Атырау, Мангистау, Уральска и Кызылорды. Проект предусматривает покрытие участков магистральной сети современной системой диспетчеризации на микропроцессорах, позволяющей дистанционно, посредством оптоволоконной линии связи, управлять устройствами железнодорожных станций на боль- ших расстояниях, заменить аналоговое громоздкое оборудование центральных пунктов железнодорожной связи на современное цифровое. В 2018-2019 годы на 84 раздельных пунктах внедрена микропроцессорная диспетчерская централизация. Подобный проект также будет реализован в Алматы. В центр управления движением войдут все южные области и ВКО. Кроме того, заработает ЦУДП, который будет обслуживать Центральный и Северный Казахстан. 29. КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ DOSTYK TRANSTERMINAL
В июне 2021 года на станции Достык в тестовом режиме запущен многофункциональный грузоперевалочный терминал Dostyk TransTerminal по обработке транзитных грузов на маршруте Китай – Европа. Здесь производятся консолидация и перевалка грузов и контейнеров с узкой на широкую колею, выполняются складские и терминальные операции. На территории терминала организована работа «единого окна» по обработке перевозочных документов на поступающие грузы. Ожидается, что после завершения строительства новый терминал обеспечит дополнительную пропускную способность в 700 000 ДФЭ. 30. МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧАСТКА ДОСТЫК – МОЙЫНТЫ В 2021 году в АО «НК «ҚТЖ» в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы начата реализация инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожного транзитного коридора Достык – Актогай – Мойынты». Развитие участка от станции Достык на границе с Китаем до Мойынты у Каспийского моря является частью масштабного проекта по модернизации железнодорожного транспортного коридора Достык – Илецк. Ожидается, что строительство и электрификация линии Достык – Мойынты будут завершены в 2025 году, после чего пропускная способность основного транзитного коридора Казахстана по марш- руту Китай – Европа увеличится в 5 раз.