Хранилище знаний

Новости
18.04.2017, 12:11
В неприметном здании недалеко от главного офиса карагандинских железнодорожников находится кладезь технических знаний – уникальная научно-техническая библиотека, которая вот уже 76 лет помогает работникам стальной магистрали в их непростом деле. И, несмотря на развитие Интернета и цифровых технологий, к ее порогу не зарастает тропа преданных читателей… – Наша библиотека считается одной из лучших в Казахстане, – с оттенком гордости в голосе говорит главный библиотекарь Гульсум Байтурсынова. – А ведь по стране научно-технических библиотек много – 35. Практически в каждом большом городе есть своя. Но наша – особенная. Она функционирует с 1941 года, и со дня основания полностью сохранила свой фонд – свыше 23 тысяч книг. Сама Гульсум Избасаровна работает здесь более 30 лет и, несмотря на три пережитых ею переезда библиотеки, что называется, с закрытыми глазами знает, где какая книга или периодическое издание находится. – Это специфика нашей работы, – отмечает она. – Если в массовой библиотеке читатель выбирает нужную ему книгу сам, то у нас это строго запрещено. Здесь читатель имеет право посмотреть каталог и попросить ту или иную литературу, остальное – дело наше. Даже уборку мы проводим сами, не доверяя техничкам. Мы должны знать, что все стоит на своих местах. По словам главного библиотекаря, специфика работы в Карагандинской научно-технической библиотеке состоит еще и в том, что библиотекарь должен знать не только каждый отдел, но и содержание каждой книги.   – Мы должны знать, когда и в каком периодическом издании что пишут. Ведь порой читатели спрашивают у нас такие вещи, что приходится для начала обращаться к энциклопедиям. Новые технологии, иностранные слова, термины – это постоянное самообразование для библиотекарей. Сейчас мы работаем с электронным каталогом. Помимо родного нам, классического, систематизируем нашу базу в компьютере, – продолжает библиотекарь. В день здесь обслуживается порой свыше 50 читателей. И в такие моменты без технических знаний ее работникам не обойтись. – Сегодня к нам приходят курсанты учебного центра из всех концов Казахстана. У многих в родных городах нет научно-технической библиотеки, и тогда мы должны максимально помочь. Сразу спрашиваем, какая группа, кто куратор, потому что всех кураторов обслуживаем мы и знаем требования каждого. Смотрим список литературы, предлагаем что-то в дополнение, и люди остаются благодарны, – отмечает Гульсум Избасаровна. По ее словам, кроме курсантов, читателей в библиотеке хватает всегда. Машинисты, их помощники, связисты, вагонники, пожарные, путейцы и другие работники стальной магистрали идут сюда за знаниями. – Несмотря на то, что сейчас у всех дома есть Интернет, многие идут к нам. Мастера, инженеры, перед тем как проводить занятия, ищут литературу у нас. Рационализаторов мы обслуживаем по электронной почте, – говорит главный библиотекарь. – Первым руководителям, главным инженерам и замам периодику доставляем в бумажном варианте, ведь утром все они любят развернуть газету и почитать новости. Постоянные читатели порой сначала звонят и по телефону узнают, есть ли та или иная книга, журнал, затем приходят в читальный зал и не хотят уходить. Даже самая старая литература здесь всегда может быть востребована. Постоянные читатели, большинство из которых – железнодорожники на пенсии, не дают расслабиться. В их запросах то энциклопедии 50-х годов прошлого века, то труды Маркса, Энгельса, Ленина.   – Все традиционное мы бережем, – любовно поглаживая обложку книги, произносит она. –  Да и наши читатели относятся к книгам бережно, и ни за что не потеряют. Ведь наша литература издается раз в двадцать лет. Последнее пополнение фонда было в 2011 году, и эту литературу я держу у себя в кабинете. Немного расстраивает Гульсум Избасаровну подход молодежи, которая предпочитает сфотографировать нужные им листы и уйти. Но, вместе с тем, она уверена – шуршащие листы «живых» книг никогда не будут обречены на вымирание.    – Книга – это великое чудо, – утверждает главный библиотекарь. – Бумажные книги все равно останутся, хотя бы как архивные данные. Да и преемственность поколений не даст вытеснить печатную продукцию ни с наших полок, ни из душ читателей. А молодежь, любящая книги, придет. 

Лариса ЧЕН, Караганда

Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау
Регионы
23.07.2024
Внутренние тренеры КТЖ провели выездное обучение в Уральске
Регионы
23.07.2024
Итоги работы за второй квартал по предупреждению несчастных случаев подвели в Акмолинском отделении ГП
Регионы
23.07.2024
Летние путевые работы продолжают вести в Карагандинском регионе
Новости
23.07.2024
Первый контейнерный поезд пройдет через Казахстан из Ирана в Китай по коридору «Север-Юг»
Новости
23.07.2024
Правила железнодорожных перевозок изменят в Казахстане
Новости / Архив
23.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №60 от 23 июля 2024 года
Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль